Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.03.2014 | Олег Громов
Крымский синдром
5 марта премьер-министр Крыма Сергей Аксенов предложил другим регионам Украины присоединиться к автономии и таким образом создать квазигосударственное объединение в составе Украины. Такая постановка вопроса сулит Киеву перспективой «крымского сценария» еще в нескольких регионах и в целом – конфедератизацией государства, что обычно пугало центральные власти больше, чем федерализм.
У Киева отсутствуют реальные рычаги контроля ситуации в Крыму. Кроме того, он их теряет еще и в ряде юго-восточных областей – Донецкой, Луганской и Харьковской, где областные администрации находятся под контролем пророссийских протестующих. Армия и флот, как показали события на мятежном полуострове, не готовы активно обороняться. Более того, отдельные части переходят на сторону протестующих. Проблема в том, что новым властям в Киеве не хватает легитимности в глазах своего населения и Вооруженных сил в частности. Массированная информационная кампания мобилизации общественного мнения «на борьбу с российскими агрессорами» может изменить настроения, но не заставит жителей западных и центральных областей ехать на юго-восток и с оружием в руках отстаивать нынешние границы Украины. Радикалы тоже не могут ничего поделать с таким развитием событий. «Правый сектор» еще до блокирования Крыма «неизвестными вооруженными людьми» отказался от идей посылки своих бойцов на юго-восток, потому что там они были бы в абсолютном меньшинстве.
Новый губернатор Донецкой области, крупный предприниматель Сергей Тарута также не может эффективно противодействовать толпе, которая несколько раз захватывала одно административное здание за другим. Вопросы уличной политики не относятся к сильным сторонам этого олигарха.
Силовые органы деморализованы и дезорганизованы. На местах все еще творится неразбериха из-за саботажа некоторых руководителей областных подразделений СБУ и МВД, которые упорно не хотят подчиняться новым властям в Киеве. Отсюда получается, что премьер-министру Арсению Яценюку и и.о. президента Александру Турчинову остается только призывать другие государства на помощь и уповать на международное право.
Пример Крыма, который собирается провести референдум о расширении прав автономии в кратчайшие сроки, оказался заразителен. Луганск, Донецк и Харьков стоят в шаге от того, чтобы последовать примеру полуострова. Примечательно, как быстро в политической среде этих областей после фактического паралича Партии регионов выделились субъекты, готовые проводить в жизнь идею федерализации. Такие люди как «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев ранее относились к маргинальным политическим силам. Их мало кто замечал и практически никто с ними не работал. Однако развал старых политических институтов юго-востока типа Партии регионов и общая ситуация безвластия и бесправия на Украине помогли им подняться до уровня реальной политики и международных отношений.
Финансово-промышленные группы, в частности «SCM» Рината Ахметова, разумеется, будут всеми силами противодействовать донецкому, луганскому и любому другому референдуму о наделении регионов дополнительными властными полномочиями и тем более – о конфедератизации Украины или даже выходе отдельных областей из состава страны. Крупному капиталу, во-первых, легче вести дела в одной стране и, во-вторых, комфортнее общаться с «респектабельными политиками», а не представителями уличных толп. Теперь же при временном параличе исполнительной власти и бездействии Киева, в руках которого фактически осталось одно информационное оружие, олигархи также не могут предпринять ничего иного, кроме попыток дискредитации протестующих или предложения им мест в местной политической системе.
По мере продвижения к реализации идеи объединения регионов юго-востока в форме конфедерации с остальной Украиной возникает проблема распределения власти внутри нового образования. Донецкие и харьковские элиты считают себя первыми после Киева претендентами на лидирующую роль на юго-востоке страны. Условия, которые способствовали выдвижению Крыма вперед в процессе автономизации регионов Украины, вовсе не мешают «революционным» Харькову и Донецку заявить свои права на первенство в этом процессе. Проще говоря, если речь зайдет о столице юго-востока Украины, здесь не будет единого мнения, и Крым не станет главным претендентом на эту роль. В ином случае отдельные регионы откажутся от предложения господина Аксенова и будут самостоятельно формировать свою нормативно-правовую базу для автономизации. Однако это будет сложно осуществимо при отсутствии таких предпосылок в Конституции Украины, которая определяет страну как унитарное государство с поправкой лишь на Крым. Конечно, можно заявить о том, что весь политический процесс в стране вышел за рамки правого поля. Однако это будут сложнее доказать, чем в случае с Крымом, за «плечами» которого многолетняя история существования в рамках автономии в составе Украины.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.