Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.03.2014 | Елена Сироткина
Анализ политической динамики в Ленинградской области (декабрь 2013 г. – январь 2014 г.)
Политический год области закончился презентацией программы развития региона. Программа состоит из 12 приоритетных направлений, которые, по мнению губернатора и правительства, заслуживают максимального внимания. Наиболее значимым направлением, вероятно, станут ЖКХ и строительство, так как именно этим сферам губернатор уделил наибольшее внимание в январе нового года. После новогодних каникул началась активная кадровая перестановка в высших эшелонах региональной власти: часть заместителей не справилась с задачами, часть покинула свой пост по личным причинам; назначения же в основном связаны с началом подготовки к муниципальным выборам, которые пройдут в сентябре 2014 г.
Подводя итоги года, губернатор представил жителям Ленобласти «Программу 12» – концепцию социально-экономического развития региона, в которой выделил приоритетные проблемы в каждом из 12 направлений и плановые сроки их решений. Как сам А.Дрозденко определил смысл этого документа, «Программа 12» – это то, что «наболело». По сути, идея перекликается с идеей приоритетных национальных проектов, ранее запущенных Д.Медведевым и позднее провалившихся. При этом региональная версия приоритетов выглядит выполнимой.
Для каждого из направлений сформулирован критерий эффективности – некая планка, которую необходимо достичь к 2017 году. Формализованный критерий эффективности можно рассматривать как некий механизм контроля, во-первых, за деятельностью губернатора со стороны жителей области (что менее вероятно, но сам механизм это сделать позволяет), во-вторых (что, очевидно, важнее) контроля самого губернатора за деятельностью каждого из упомянутых хозяйствующих субъектов.
Публичная презентация проекта прошла в формате пресс-конференции, носила информационно-просветительский характер и явилась, скорее, рекламным инструментом повышения лояльности жителей региона.
В фокусе внимания Программы находятся следующие 12 приоритетных сфер региональной политики:
– Реформа местного самоуправления. Реформа предполагает укрупнение муниципальных образований за счет присоединения кризисных муниципалитетов к более преуспевающим (объединение поселений первого уровня), а также передачу полномочий от поселений на районный уровень – прежде всего, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составления и утверждения градостроительной документации. В этой инициативе А.Дрозденко апеллировал к губернатору Московской области А.Воробьеву, который ранее высказывал похожие соображения.
Муниципальное направление для А.Дрозденко остается наиболее болезненным – по большому счету все предпринятые им ранее попытки существенно повлиять на жизнь муниципалитетов провалились. Затянувшееся дело со скандальным отстранением главы Всеволожского района А.Соболенко, который все-таки в декабре написал заявление об увольнении по собственному желанию спустя год после факта превышения полномочий, доказывает, что губернатор плохо контролирует эту сферу и не имеет необходимых рычагов влияния. Провалы в координации и управлении замечают и федеральные эксперты – по уровню «Эффективности работы бюрократического аппарата» (по итогам совместного исследования эффективности губернаторов АПЭК и Лаборатории региональных политических исследований ВШЭ) А.Дрозденко оказался одним из наименее эффективных губернаторов. Тем не менее, есть шанс, что готовящаяся на федеральном уровне реформа, предполагающая назначение глав муниципалитетов губернатором, вкупе с политикой укрупнения позволит переиграть ситуация в пользу главы региона в будущем.
– Жилищная реформа с акцентом на расселение аварийного жилья. В регионе состояние ветхого жилья является потенциально конфликтогенной областью (то есть, вызывает крайнее недовольство, но пока не приводит к массовым акциям протеста), поэтому попадание данной проблемы в перечень приоритетных вполне ожидаемо.
– Обеспечение устойчивого экономического развития , что связано с инвестиционной, инфраструктурной привлекательностью и налоговыми льготами для приходящего в регион бизнеса. По плану ВРП должен достичь 41% к 2017 году, при этом основная доля инвестиций будет получена за счет производств с использованием высоких технологий.
– Строительство и развитие автомобильных дорог , в том числе мостов через реки Волхов и Свирь.
– Строительство детских садов . А.Дрозденко считает, что развитие городской инфраструктуры станет стимулом повышения уровня рождаемости. Есть и иная причина попадания этого направления в приоритеты. Среднестатистический областной застройщик продает квартиры в районах с очень плохо развитой инфраструктурой. В частности, все больший вес приобретает проблема отсутствия в шаговой доступности детских садов. Временный выход найден в перекладывании ответственности за создание необходимой инфраструктуры на плечи застройщика, который в случае исполнения социальных обязательств получает налоговые льготы. Этот принцип уже обсуждался в публичной плоскости несколько месяцев назад, но на тот момент не был обозначен в качестве приоритета развития.
– Реформирование и повышение устойчивости коммунальной и инженерной инфраструктуры . Данная мера предполагает строительство 47 котельных за три года в соответствии с предварительными договорённостями с компанией «Газпром».
Далее идут менее важные направления, судя по тому, что губернатор практически не уделил им внимания в своей презентации. К ним относятся: строительство спортивных объектов; здравоохранение и здоровый образ жизни; материнство, детство и старшее поколение; повышение экологической устойчивости развития региона; поддержка детей-сирот и детей-инвалидов; сельское хозяйство; профессиональная подготовка кадров.
Конец года стал также временем подведения итогов, составления различных сравнительных рейтингов губернаторов, ранжирования их по степени эффективности. На федеральном уровне А.Дрозденко занимает срединное положение среди руководителей других регионов, то есть, не относится ни к явным лидерам, ни к аутсайдерам с точки зрения понимания эффективности Кремлем. По крайне мере такой вывод можно сделать по итогам публикации «Известиями» 27 января рейтинга глав регионов, составленного Фондом развития гражданского общества К.Костина, который, по информации издания, администрация президента намерена использовать для оценки успешности работы губернаторов. Срединное положение в данном случае может говорить о том, что губернатор пока в безопасном положении, с другой стороны – особым расположением центра не пользуется.
В этой связи интересно обратить внимание на то, что региональные СМИ педалируют вопрос крайней медийной успешности А.Дрозденко – губернатор оказывается более медийно активным, чем соседний губернатор более влиятельного субъекта Г.Полтавченко. Причем медийная активность становится пока единственно публично признаваемым «поводом для гордости» губернатора Ленобласти, хотя еще весной 2013 г. А.Дрозденко вошел в тройку эффективных губернаторов среди назначенных в 2012 г.
Значимыми экономическими событиями в последний месяц 2013 и первый 2014 гг. стали: назначение даты открытия в конце первого квартала 2014 г. комплекса по гидрокрекингу на Киришском нефтеперерабатывающем заводе «Сургутнефтегаза», согласование правительством инвестпрограммы на 50 млрд. рублей с «Ленэнерго» и поиск инвесторов для освоения площадки Волховского алюминиевого завода (ВАЗ). Как отметил губернатор, экономическими приоритетами конца уходящего года стало «…подписание крупных соглашений с крупными монополистами для того, чтобы на ближайшие 5-7 лет обеспечить инвестпрограммы естественных монополий, их реализацию на территории Ленинградской области». Наличие высокоприбыльных инвестиционных проектов критично для правительства региона в силу растущего бюджетного долга. Активная деятельность по поиску инверторов, впрочем, укладывается и в логику выше названных приоритетов развития региона
Уже в начале 2014 г. практику общения с жителями области через прямую линию перенял министр ЖКХ Ю.Пахомовский, что можно считать отличным PR-ходом, позволяющим снизить градус общественного напряжения в одной из наиболее проблемных сфер области и одновременно продемонстрировать населению пристальное внимание правительства к ситуации. Изменения в сфере жилищного управления стали первым структурным преобразованием А.Дрозденко в новом году, а именно, одним из первых решением губернатора в январе стало создание комитета государственного жилищного надзора и контроля. Возглавит комитет С.Кузьмин, имеющий биографическую связь с крупным бизнесменом А.Молчановым, пролоббировавшим его назначение. Основной задачей назначенца станет контроль за расходами бюджетных средств.
Значимые отставки месяца можно списать на продолжение губернаторского курса оценивания кадров по принципу качества исполнения поставленных задач. Так, наиболее частыми причинами отставок высших региональных должностных лиц называются провалы в работе по одному из направлений: А.Демидов и Б.Исаев, председатель и заместитель председателя комитета по телекоммуникациям и связи, покинули свои посты из-за провала в создании системы «электронного правительства». Провал стал публично обсуждаем после того как в конце декабря Н.Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций, опубликовал рейтинг готовности регионов к запуску систем «открытого правительства», в котором область оказалась в самом конце списка. Данное событие стало триггером отстранения от должностей.
В конце месяца свой пост покинул Н.Крутов, глава комитета по строительству, ранее пришедший из команды Валентины Матвиенко (как А.Демидов и Б.Исаев). Публично претензии к деятельности главы губернатор не предъявлял. Исключение составляет лишь один эпизод, когда А.Дрозденко летом 2013 г. неожиданно приехал на строительство первого ледового катка области в Колтушах, который по плану должен был быть достроен в 2012 г., но и на момент «ревизии» не был готов к сдаче. Отставка могла быть связана с этим событием.
Другой бывший сотрудник Валентины Матвиенко и в частности активно помогавший ей на выборах в МО «Красненькая речка», А.Кондрашов занял пост замглавы администрации Ломоносовского района. Примечательно, что в связи с ожидаемым скорым уходом из-за преклонного возраста главы района может начаться борьба за кресло среди его заместителей, поэтому назначение сильного заместителя приковывает внимание муниципальных элит.
В конце января по собственному желанию свой пост покинул вице-губернатор по внешним связям А.Кузнецов, при этом, как утверждает сам бывший чиновник, давления на него со стороны руководства не было. Он рассматривает варианты дальнейшего трудоустройства в коммерческих структурах, наиболее вероятным из которых является банк «Россия» Ю.Ковальчука. Нужно отметить, что А.Кузнецову накануне исполнилось 60 лет, поэтому его решение может быть связано с желанием найти более подходящее по возрасту и менее ответственное место работы. С другой стороны, ряд экспертов утверждает, что и позиция вице-губернатора по внешним связям уже являлась предпенсионной «почетной ссылкой», которую А.Дрозденко ему обеспечил по договоренности с М.Дедовым, действующим топ-менеджером банка «Россия» и бывшим главой комитета по природным ресурсам.
Среди назначений месяца стоит выделить нового председателя комитета по социальной защите – Л.Нещадим, выбор в ее пользу связывается с готовящимися муниципальными выборами. По информации региональных экспертов, Л.Нещадим принимает активное участие в подготовке выборов несколько последних сезонов подряд, и именно этот блок ответственности «определяет выборное настроение людей», как отметил А.Дрозденко. Фонд социального страхования возглавил Г.Щемелев, ранее отвечавший за деятельность подобной структуры в Ленобласти.
По неподтвержденным данным, готовится отставка С.Яхнюка, вице-губернатора по сельскому хозяйству, и Д.Ялова, вице-губернатора по экономическим вопросам. В связи с «массовым бегством вице-губернаторов» появились слухи о том, что ни один из них не готов работать под началом А.Дрозденко и находит причины для ухода в более удобные структуры. С другой стороны, все эпизоды отставок и увольнений за последние 2 месяца имеют вполне правдоподобные, не связанные друг с другом причины.
Постепенно область входит в предвыборный сезон – начинается подготовка к муниципальным выборам, которые пройдут по мажоритарной системе в сентябре текущего года. 29 января депутаты ЗакСа рассматривали законопроект, регламентирующий выборы в муниципальные органы власти. В соответствии с законопроектом помимо введения мажоритарной системы значимыми моментами является уменьшение срока с 20 до 10 дней передачи списков избирателей в участковые комиссии и создание дополнительной возможности образования участковых комиссий в труднодоступных населенных пунктах (в воинских частях). Также сформировано штатное расписание, началась проверка электронных систем и подготовка технических специалистов.
«Единая Россия» перегруппировывает силы перед выборами, заменив В.Маркетова, лидера единороссов в Кузьмолово, С.Павловым. Решение принято на заседание Всеволожского политсовета «Единой России» при участии председателя областного ЗакСа С.Бебенина. В.Драчёв, ставший и.о. главы администрации Всеволожского района после скандального смещения А.Соболенко (на которого, нужно отметить, возбуждено новое уголовное дело за ложный донос), вступил в региональное отделение «Единой России». Т.Зебоде назначена до выборов и.о. секретаря Всеволожского отделения «Единой России» – место стало вакантным после трагической смерти действующего секретаря В.Маркетова.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
47news.ru
«Российская газета»
ИА «Regnum»
ИД «Коммерсант»
«Ведомости»
«Известия»
«Труд»4
«Деловой Петербург»
РБК daily СПб
ИА «Росбалт»
Газета «Вести»
«АиФ – Северо-Запад»
Regions.ru
Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.
Елена Сироткина – аналитик Лаборатории региональных политических исследований НИУ - ВШЭ.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.