Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.03.2014 | Антон Евстратов
Президентские выборы в Афганистане - первый шаг к миру
5 апреля в Афганистане произойдет, пожалуй, самое важное событие за последние 13 лет истории страны. Впервые власть в этом государстве будет передана из одних рук – в другие мирным, законным и демократическим путем. В постталибовском Афганистане выборы президента проходили и раньше, однако 5 апреля – день особый в силу более острой предвыборной интриги, ведь многолетний глава государства Хамид Карзай, согласно Конституции, не может больше в них участвовать.
Значит, грядет борьба, которая должна была развернуться между 11 зарегистрированными кандидатами. Была - потому что кандидатов в президенты Афганистана уже меньше этого количества, да и из оставшихся девяти реально бороться за президентский пост будут лишь 4-5 человек. В числе «отказников» неожиданно оказались сильные фигуры – брат президента Хамида Карзая Каюм и бывший министр обороны Афганистана Абдул Рахим Вардак.
Среди оставшихся кандидатов есть достаточно интересные во всех смыслах фигуры. Например, не живший в стране с 1973 по 2001 гг. внук последнего короля Афганистана (Мохаммада Захир Шаха) Сардар Мохаммад Надир Наэем. После своего возвращения в страну политик отметился лишь работой секретарем своего деда, что не помешало ему высказать претензии на президентское кресло.
Что касается реальных претендентов на руководство государством, то это люди, как правило, отметившиеся своей борьбой с талибами в составе Северного Альянса и великолепно интегрированные в современную политическую систему Афганистана. С одной стороны, это люди, близкие к президенту Карзаю (такие, как его бывший министр иностранных дел Залмай Расул). С другой – системные оппозиционеры. Пожалуй, самой яркой фигурой в среде последних можно назвать доктора Абдуллу Абдуллу – сподвижника легендарного Ахмада Шаха Масуда, исполняющего обязанности министра иностранных дел в правительстве Бурхануддина Раббани и представителя Северного Альянса в международных организациях. Вначале, будучи членом администрации Х. Карзая, Абдулла позже разошелся с ним во взглядах на благоустройство Афганистана и превратился в самого серьезного противника нынешнего президента. Так, на предыдущих выборах Абдулла Абдулла даже прошел во второй тур, в котором, однако, снял свою кандидатуру, отметив масштабные нарушения в пользу Карзая.
Яростным противником действующего президента является и еще один бывший министр его правительства, Ашраф Гани Ахмадзай. Будучи вдохновителем и проводником в жизнь финансовой реформы 2002-2004 гг., он добился ряда успехов, однако они не впечатлили его критиков, которые вынудили Ахмадзая покинуть пост министра финансов. Позже политик работал ректором Кабульского университета и даже выдвигался Афганистаном как кандидат на пост генсека ООН, однако успеха на обеих поприщах не снискал – из университета Ашраф Гани Ахмадзай был вскоре уволен, а на должность главы Организации Объединенных Наций не прошел. Это не помешало ему яростно критиковать коррупцию, неэффективность и слабость правительства Хамида Карзая. Впрочем, предыдущие выборы показали, что достаточного количества сторонников господин Ахмадзай в стране не имеет.
Несомненным оппозиционером, правда уже с другой, религиозной, стороны, является Абдул Расул Сайаф. Глава «Исламского союза освобождения Афганистана» в 80-е гг., он еще тогда установил контакты с монархиями Персидского залива, от которых получал средства на войну с «неверными» - советскими войсками. Примечательно, что, являясь в 90-е членом «Северного Альянса», Сайаф поддерживал связи со своими прежними партнерами, которые превратились в противников Ахмад Шаха Масуда, Раббани и их администрации. Более того, Абдул Расул Сайаф подозревается многими в содействии ликвидации легендарного «Панджерского Льва» в 2001-м. В настоящее время этот политик придерживается исламистских позиций и выступает, например, за амнистию находящихся в афганских тюрьмах талибов.
Имеет кое-какие шансы на президентство и влиятельный бывший губернатор провинций Нанганхар и Кандагар Гуль Ага Шерзай. Несмотря на то, что он обвинялся в нарушении прав человека, содействии наркоторговле, освобождении из тюрем людей, причастных к терактам, и контрабанде финансовых средств (в 2012-м чиновник был задержан с двумя чемоданами денег в аэропорту Франкфурта), Шерзай является одним из самых влиятельных на настоящий момент политиков и бизнесменов Афганистана. Такие, вне сомнения примечательные личности, как первый афганский сотрудник Всемирного банка Хедаят Амин Арсала, бывший вице-премьер правительства Раббани Кутбуддин Хилял и недавно отказавшийся от американского гражданства Дауд Султанзой больших шансов, по прогнозам, как специалистов, так и рядовых афганцев, не имеют.
Уже сейчас очевидны довольно серьезные недостатки афганских президентских выборов, которые, в случае усугубления, имеют шанс сорвать столь полезное мероприятие. Во-первых, имеют место нарушения на избирательных участках и за их пределами. Между тем, голосование еще не началось. Недавно в афганских СМИ прошла информация о продаже в Кабуле поддельных избирательных удостоверений – по 10 долларов за штуку. Виновник «торговли» был арестован, однако, понимая афганские реалии, можно понять, что в стране действует множество его еще ненаказанных «коллег».
Важным негативным моментом является и то, что все кандидаты в президенты – пуштуны или таджики, однако среди них нет ни одного представителя хазарейцев. Эта народность, исповедуя ислам шиитского толка и отличаясь от основного населения Афганистана не только культурно и лингвистически, но и антропологически (хазерейцы - монголоиды) долгие годы находилась на его территории в неравноправном положении. При талибах хазарейцев и вовсе бесцеремонно и не таясь вырезали, как это произошло в 1998 году в Мазари-Шарифе. К сожалению, неполноправное положение данной народности не исправили ни американские военные, ни современное, находящееся уже почти 13 лет у власти, афганское правительство.
Выборы 2014 года – именно то событие, которое способно повернуть историю Афганистана в совершенно иное направление, дать стимул к цивилизованному развитию и прогрессу. Вместе с тем, итог избирательных процедур может стать и очередным броском страны в пропасть междоусобицы, хаоса и средневековья. Это понимают на Западе, это понимают сторонники современного светского Афганистана внутри страны. Знают это и противники такого Афганистана, талибы. Последние предпринимают все возможные усилия для срыва выборов. Активно атакуются избирательные участки. Организаторы процедуры получают регулярные угрозы. Любое содействие выборам талибы объявили пособничеством иностранной агрессии, противной интересам страны и исламской религии. От рук боевиков «Талибана» уже погибло несколько представителей кандидатов в президенты.
Однако подготовка к выборам продолжается, и существенно повлиять на ее проведение талибы, как бы они того ни хотели, не имеют возможности. Безопасность процедуры обеспечивают как бойцы недавно созданных афганских сил безопасности, так и все еще остающиеся в стране военные США и НАТО. Для Вашингтона выборы в Афганистане являются, к слову, единственным способом спасти тяжелую ситуацию и успешно выйти из изрядно затянувшейся миссии в этой стране. США уже дали понять, что договор о сотрудничестве в области безопасности они будут подписывать уже не с Карзаем, а с его преемником. Но главное – выборы как шанс на спокойную, мирную жизнь, поддерживаются большинством простых афганцев. Как показали последние 35 лет истории Афганистана, попытки навести порядок в стране внешними силами не имеют успеха. Этой цели может добиться только общенациональное согласие и готовность большинства афганцев сменить мечи на орала, и начать восстанавливать разрушенную непрерывными войнами Родину. Выборы президента – лишь первый и отнюдь не единственный, но необходимый для этого шаг.
Антон Евстратов – обозреватель Политком.RU по Ближнему и Среднему востоку
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.