Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

31.03.2014 | Валерий Выжутович

Мост из России в Россию

Проблема Тузлы, последние годы омрачавшая российско-украинские отношения, перестала существовать - по крайней мере, для России: она начинает строительство моста через Керченский пролив. Присоединением Крыма к России спор о границах в этом проливе де-факто исчерпан. Мост с автомобильным и железнодорожным сообщением соединит два полуострова в составе РФ - Крым и Тамань. Его длина составит 4,2 километра. Построить его планируется за три-четыре года. Ориентировочная стоимость проекта - 50 миллиардов рублей. Финансирование будет осуществляться за счет государственной программы развития транспорта.

Украина, однако, готова еще побороться за Керченский пролив. Как заявил ее представитель по договорно-правовому оформлению государственной границы Леонид Осаволюк, «оккупация Российской Федерацией полуострова Крым не решает вопрос о делимитации Керченского пролива Черного и Азовского морей». Украина, добавил он, и так уже сдала все позиции в переговорах по разграничению Черного и Азовского морей, а также Керченского пролива. По словам украинского представителя, прежняя власть, «идя на поводу у России, перестала строить свою позицию на нормах международного морского права, а начала ее основывать на принципе серединной линии». Он напомнил, что в Верховной Раде уже не один год лежит принятый в первом чтении закон «О внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне Украины». Ранее этот закон был заблокирован, но «возвращаться к его принятию не поздно».

Спор между Украиной и Россией относительно права собственности на Тузлу продолжался более десяти лет. Москва утверждала, что остров является частью косы, которая относится к континентальной России, а в состав Украины в 1954 году была передана только континентальная часть Крымского полуострова. Киев же считал, что линия раздела должна находиться там, где она пролегала в советские времена - между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. На это Москва отвечала, что СССР был единой страной и никаких государственных границ между ее республиками не существовало - имелась граница административная, то есть разделение зон ответственности, и только.

Спор шел, конечно же, не о терминах. Дело в том, что Керченский пролив неоднороден по своей глубине. Его судоходный фарватер проходит по территории Украины, а мелководная часть - у берегов Кубани. Москва предлагала перенести границу на середину фарватера, чтобы российские суда могли свободно ходить из Черного моря в Азовское. И поскольку Азов является внутренним морем, к которому, кроме России и Украины, никто не выходит, то пускать туда корабли третьих стран, по мнению Москвы, следовало только с согласия обеих этих стран. Чем была мотивирована такая позиция, понять нетрудно: Москва опасалась, что Украина может пустить в Азов военный флот НАТО.

Спор вокруг Тузлы впервые вспыхнул в октябре 2003 года, когда российская сторона начала строительство дамбы в Керченском проливе. Градус истерики, охватившей по этому поводу украинских радикал-патриотов, достигал запредельной отметки. Активисты из УНА-УНСО объявили мобилизацию добровольцев на войну с Россией. Украинское население подвергалось опросам о возможном военном конфликте с соседом. На заседании Совета национальной безопасности и обороны намечались меры «по предупреждению пересечения российской стороной украинской границы». Звучали официальные заявления: «Ни при каких обстоятельствах Украина не допустит соединения дамбы с островом, который является частью нашей территории». Тогдашний посол России на Украине Виктор Черномырдин заверял, что стройка остановится на российской территории. Говорил, что, отстаивая право строить на своей территории водозащитное сооружение, Россия исходит из соображений экологической безопасности. Что граница, пролегающая в Азово-Керченской акватории, достаточно условна. И что согласно российско-украинскому межгосударственному договору, Керченский пролив и Азовское море - внутренние воды России и Украины. Значит, ни о каком вторжении в чужие территориальные воды тут речи быть не может.

Последняя точка в споре за Тузлу, казалось, была поставлена в июле 2012 года, когда Владимир Путин и Виктор Янукович договорились о границах в Керченском проливе. Договоренность была достигнута в Ливадийском дворце под Ялтой, где состоялось заседание межгосударственной комиссии двух стран. Итог был таков: остров Тузла окончательно закрепляется за Украиной, вход в Керченский пролив - украинский, выход же - под совместным контролем. Киев и Москва создадут совместную корпорацию по управлению Керчь-Еникальским каналом. Это означало, что Россия не намерена доказывать свое право на Тузлу, речь идет только о совместной эксплуатации Керченского пролива. Собственно, о территориальных претензиях России к Украине никогда речи и не было. Копья ломались лишь в дебатах о том, где провести границу в Керченском проливе. Ее в свое время установили сами украинцы - в одностороннем порядке. А переговоры на эту тему, мутные, как воды Керченского пролива, ни к чему не приводили. И вот на днях российский МИД заявил, что Керченский пролив более не является темой для переговоров.

Что же касается моста… Проект транспортного перехода через Керченский пролив Россия и Украина обсуждали много лет. Соглашение о его строительстве было подписано в декабре 2013 года в числе других документов по двустороннему сотрудничеству. Предполагалось, что мост свяжет Крым и Краснодарский край. Так и произойдет. Только теперь это будет мост из России в Россию.

Валерий Выжутович - политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net