Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

14.04.2014 | Сергей Минасян

Армения: новое правительство со старыми проблемами

3 апреля 2013 г. подали в отставку премьер-министр Армении Тигран Саркисян и его правительство. Бывший глава Центробанка Тигран Саркисян возглавил кабмин Армении в апреле 2008 г. в достаточно сложный период. Страна была расколота в результате тяжелых поствыборных событий 1 марта, а ее экономика пережила тяжелый удар в ходе мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Т.Саркисян вошел в историю Армении как второй после покойного премьер-министра Андраника Маргаряна по длительности пребывания глава правительства, проработав на своем посту почти 6 полных календарных лет.

Отставка премьера была вызвана в первую очередь общей усталостью населения и отсутствием особых социально-экономических достижений в стране за шесть лет. Хотя для полной справедливости надо учесть, что внешние экономические и геополитические условия для правительства Тиграна Саркисяна были не очень благоприятными. Тем не менее, не вполне приглядную ситуацию в социально-экономической сфере жители Армении связывали в первую очередь с именем Тиграна Саркисяна. Другой причиной отставки бывшего правительства стало желание президента Сержа Саргсяна выпустить «политический» пар, в последнее время накопившийся в результате деятельности гражданских активистов, перманентно выступавших почти против всех начинаний и реформ бывшего премьера. Последней такого рода акцией явилось громкое общественное недовольство предложенной бывшим премьером масштабной реформы пенсионной системы страны.

При этом побочным эффектом отставки премьера Саркисяна президентом Саргсяном рассматривалась также возможность расширения политической базы власти, путем приглашения в расширенную коалицию новых участников. При этом основными возможными кандидатами в новую коалицию рассматривались партии «Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения», в свое время уже входивших в единое правительство. В последнее время они существенно ужесточили критику действующих властей, что естественно еще более повышало значимость их привлечения к сотрудничеству последними. Очевидно, что, если в результате формирования нового правительства Сержу Саргсяну удастся расширить свою политическую базу (в первую очередь за счет второй по численности парламентской партии страны - «Процветающей Армении»), то он может существенно стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Как минимум до 2017 г., когда должны состояться очередные парламентские выборы, если, естественно, в стране и вокруг нее не будет каких-то глобальных форс-мажоров.

Согласно требованиям Конституции Армении, имя нового премьера должно было быть названо в течение 10 календарных дней. Этот срок был максимально использован президентом, являвшимся также и лидером главной правящей силы страны – Республиканской партии, до последнего дня продлевавших внутриполитическую интригу. Проводились широкие консультации, в том числе с другими политическими силами, однако последнее слово было за руководящим органом Республиканской партии. В конце концов, со второго раза, 13 апреля 2014 г. Республиканская партия предложила кандидатом на пост 13-го премьер-министра Армении спикера Национального Собрания страны Овика Абраамяна.

Однако интрига сохраняется уже и после назначения Овика Абраамяна премьер-министром. Теперь она скорее заключается в том, будет ли новое правительство состоять из двух партий – Республиканской и ее партии-спойлера «Страны Закона», – или это будет новая коалиция, в которую теоретически могут войти партии «Дашнакцутюн» и/или «Процветающая Армения». Высказываются мнения, что может быть и некий комбинированный или промежуточный вариант, при котором формально о коалиции может и не быть объявлено, но отдельные представители той или иной партии («Дашнакцутюн» или «Процветающей Армении») могут получить министерские посты. Многие армянские политические комментаторы уверены, что и пауза в назначении нового премьера, и сама кандидатура Овика Абрамяна во многом были именно этим и обусловлены – переговоры между властью и двумя ведущими оппозиционными партиями продолжаются уже вторую неделю, и возможно столько же еще и продляться.

Надо учесть, что Овик Абаррамян не принадлежит к тем политикам Армении, которые пользуются широкой общественной поддержкой и симпатией, но при этом все признают, что он из тех людей, который умеет со всеми договариваться и учитывать интересы других. Общество Армении также не воодушевлено кандидатурой нового премьер-министра, потому что считается, что он не из тех политических деятелей, которые могут быстро и легко решить какие-то социально-экономические вопросы. Абраамян скорее является человеком, который достаточно опытен в различного рода подковерных играх, достижения компромиссов с различными экономическими и политическими акторами в стране. Именно поэтому уже бывший спикер парламента считался достаточно приемлемой кандидатурой в первую очередь для партии «Процветающая Армения», с руководителем которой, Гагиком Царукяном – одним из самых богатых людей Армении, – он находится еще и в родственных связях.

По словам спикера Республиканской партии Эдуарда Шармазанова, новоназначенный премьер Овик Абрамян при формировании нового правительства Армении будет обладать достаточной свободой при назначении практически всего блока министров, за исключением, естественно, т.н. президентского блока, т.е. силовых министров.

При этом президент Саргсян также объявил, что бывший премьер-министр Тигран Саркисян продолжит свою деятельность уже на дипломатическом посту, правда не уточнив, где и в каком статусе. В свою очередь, состав нового правительства должен быть представлен самое позднее в течении ближайших 20 дней. И тут также будут новые темы для интриг и политических консультаций, не только с другими политическими силами, но и не исключено – внутри различных кругов в самой правящей Республиканской партии.Хотя назначение пусть и не очень популярного в обществе, но достаточно опытного и имеющего широкие контакты среди политической и экономической элиты страны Овика Абраамяна действительно может снизить общественно-политическое напряжение в стране, иллюзий относительно скорого оздоровления социально-экономической ситуации в Армении, видимо, ни у кого нет. А это значит, что на базе широкого социально-экономического недовольства в стране в достаточно скором будущем может вновь подняться градус политической напряженности.

Одним словом, с новым премьером старые проблемы Армении никуда не исчезнут, хотя может появиться некая политическая определенность. До тех пор, пока с личностью нового премьера не станут связывать новые планы и интриги – например, относительно его последующих политических намерений…

Сергей Минасян – доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net