Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.04.2014 | Николай Пахомов
Генерал вместо принца
Внутриполитическая жизнь Саудовской Аравии обыкновенно представляет небольшой интерес для мира. Однако на прошлой неделе одно событие этой жизни дало обильную пищу для размышлений о сюжетах, гораздо более серьёзных, чем перипетии борьбы за власть и влияние в королевстве: стало известно о том, что в отставку отправлен принц Бандар бен Султан бен Абдель Азиз, глава общей разведки Саудовской Аравии. По поступающей скудной информации теперь можно судить о разных вопросах – от будущего воинственного исламского фундаментализма до цены нефти и эффективности американской внешней политики до исхода гражданской войны в Сирии.
Российская публика бен Султана приметила в прошлом году, когда в августе месяце он посетил Москву для малопонятных переговоров с Владимиром Путиным. Злые языки поговаривали, что храбрый принц приезжал грозить России, требуя прекратить поддержку сирийского президента Асада. Якобы в случае отказа Москвы бен Султан обещал целый ряд неприятностей вплоть до терактов на сочинской Олимпиаде. Постоянные читатели Политком.RU могли тогда ознакомиться с нашим анализом, из которого следовало, что такой сценарий визита принципа свидетельствует о том, что кто-то очень сильно ошибался – либо злые языки, либо принц, додумавшийся поехать в Москву с такой миссией.
Отставка бен Султана даёт основания думать о злых языках хорошо – очень может быть, что неудачный визит в Москву стал лишь эпизодом в череде ошибок принца. Несмотря на добровольную отставку и предшествующую долгу болезнь, главной причиной ухода, по поступающей информации, мог послужить провал попыток королевства свергнуть президента Асада. Впрочем, этот провал можно поставить в общий контекст нынешней саудовской внешней политики и убедиться, что и других проблем здесь хватает. Это и неумение выработать эффективную позицию по поводу «арабской весны», и трения с США, и неумение влиять на события в Ираке, да и в целом провал попыток ограничить влияние Ирана - закоренелого врага королевства.
Возникает вопрос: являются ли эти трудности результатом некомпетентности бен Султана и других официальных лиц королевства или системной проблемой, объяснимой положением страны в международных отношениях? В настоящий момент представляется, что более вероятен именно второй вариант. Главная проблема саудовской внешней политики состоит в том, что политика эта должна разрабатываться и осуществляться в погоне за двумя, зачастую прямо противоположными целями. С одной стороны, Эр-Рияд по-прежнему зависит от союзничества с Соединёнными Штатами, как бы кто-то ни определял это союзничество, с другой, руководство Саудовской Аравии постоянно имеет целый ряд стимулов для того, чтобы поступать во вред как этому союзничеству, так и Америке.
Отношение к исламскому фундаментализму – самый наглядный пример этой раздвоенности, особенно очевидный в отношении Саудовской Аравии к войне в Сирии. С одной стороны, президент Асад – явный враг Эр-Рияда, с другой стороны, наибольших успехов в борьбе с ним достигли международные группировки исламских террористов, поддержка которых может привести к дестабилизации и самого королевства, а затем, вполне возможно, к крушению существующего саудовского режима. Следующий пример – отношения с Америкой. Если бы хотя бы в Вашингтоне ясно представляли, что делать в той или иной ситуации, то задача выстраивания собственного внешнеполитического курса у Эр-Рияда значительно бы облегчилась. Однако в реальности ясности американской внешней политике серьёзно не достаёт. Примером чему опять-таки война в Сирии.
Так что проблемы у Саудовской Аравии гораздо шире, чем ошибки бен Султана или даже изменение характера гражданской войны в Сирии самым благоприятным для президента Асада образом. Уход со сцены принца мера лишь косметическая. Статус главы общей разведки теперь фактически понижен – вместо члена королевской семьи директором стал генерал Юсеф аль-Идриси. Такой намёк другим лицам, ответственным за разработку и осуществление саудовской внешней политики, задуматься о собственной эффективности едва ли поможет – стратегических решений, выгодных Эр-Рияду, сегодня просто не просматривается.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.