Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.05.2014 | Сергей Слободчук
Референдум детям не игрушка
Массовость на участках Донбасса 11 мая объясняется тем, что большинство избирателей Донецкой и Луганской области с помощью референдума показали кукиш Киеву и правящей администрации Турчинова-Яценюка. А вот элиты Донбасса считают, что получили на руки козырные карты для политической игры с Киевом. И если договорятся, то легко прекратят игры в сепаратизм, скажут народу «поиграли и хватит», а затем поставят его в стойло. Но вот удастся ли? И понимают ли «донецкие», что сепаратизм – не игрушка?
Первые лица правящей администрации и без референдума 11 мая называли руководителей народного ополчения и самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, организовавших референдумы 11 мая, «сепаратистами», а сразу после его начала и вовсе начали грозить всеми возможными и невозможными карами небесными. Референдум – это, конечно, механизм волеизъявления, но в случае с голосованием 11 мая нужно разделять отношение миллионов жителей Донбасса от интересов олигархов, чиновников, прокуроров etc. В общем, разделять настроения народа и интересы феодалов со служилым дворянством.
Наблюдатели, жители Донбасс, журналисты, находящиеся на месте событий через социальные сети и при личном контакте рассказывают, что люди шли на участки целыми семьями, как на праздник, а после голосования выносили столы прямо на улицы городов, чтобы отметить референдум вместе с соседями и земляками. Неужто народ Донбасса и вправду больше ни в какую не желает оставаться в составе Украины? На самом деле, если задаться целью оформить истинные настроения жителей «Луганской» и «Донецкой народной республики», то более верной будет такая версия: дончане и луганчане по-прежнему выступают за единство и территориальную целостность Украины. Выступают за единую Украину, но категорически не желают признавать администрацию Турчинова-Яценюка. А раз не желают, то и не признают право киевских властей управлять Украиной и Донбассом в частности. На следующий день после голосования, 12 мая, глава ЦИК Донецкой народной республики Роман Лягин огласил результаты референдума, согласно которым явка составила 74, 87 %, при этом 89, 07 % принявших участие сказали «да» на вопрос «Поддерживаете ли вы акт о самостоятельности государственной Донецкой республики?». А руководитель ЦИК Луганской народной республики Александр Малыхин сообщил, что явка в области составила 81 %. В свою очередь, если верить данным Малыхина, 95, 48 % пришедших на участки луганчан поставили отметили галочкой «да» напротив вопроса «Поддерживаете ли вы акт провозглашения государственной самостоятельности Луганской народной республики?».
Справедливости ради, нужно признать, что есть масса вопросов к процедуре голосования и подсчета голосов, а значит, и к результатам волеизъявления Донбасса. Начиная с того, что возможность проголосовать «за» или «против» была далеко не у всех дончан и луганчан. В Донецкой области продолжаются вооруженные столкновения между отрядами Национальной гвардии и военными с одной стороны и ополчением. К прогремевшему на весь мир Славянску добавились такие «горячие точки» как Краматорск, Красноармейск, Мариуполь. Какой там референдум в условиях войны? Да и в Луганской области участки для референдума были организованы не на всей территории.
Но, как ни крути, а на деле голосование 11 мая зафиксировало массовые настроения миллионов жителей Донбасса. А еще референдум помог выпустить пар народного негодования, выкристаллизовавшееся за последние месяцы в тезис «Киевская власть не хочет услышать Юго-Восток». Массовая радость и очереди на участках продемонстрировали, что как минимум эта задумка удалась. А вот что касается местных феодалов и чиновников, то они рассматривают результаты голосования на референдуме 11 мая в первую очередь как предмет для торга с правящей администрацией в Киеве. Торги разворачиваются в плоскости «или вы идете нам на уступки, или ожидайте 18 мая второго референдума о присоединении к России». Новая серия сигналов последовала еще в день референдума – входящая в бизнес-империю Рината Ахметова группа «Метинвест» заявила о создании в Мариуполе совместных с милицией народных дружин из состава работников металлургических комбинатов. А главное, что компания потребовала от центральной власти в Киеве прекратить антитеррористическую операцию в регионе. На следующий день инициативы Ахметова поддержал губернатор Донецкой области Сергей Тарута. Крупный бизнесмен и глава Донецкой ОГА высказался и за создание отрядов дружинников в целях обеспечения правопорядка в области, и за завершение операции. Правящая администрация моментально выстрелила по «донецким» очередью гневных заявлений. Заместитель генерального прокурора Украины Николай Голомша резко раскритиковал и инициативу по созданию дружин, и требования дать «стоп-сигнал» антитеррористической операции. И, может быть, сам того не желая, оказался единственным на сегодняшний день высшим чиновником, который объяснил происходящее не «рукой Москвы», «планом Путина» и «провокациями ФСБ», а сказал правду о происходящем на Юго-Востоке. По его мнению, таким образом «местные элиты» на Востоке пытаются сохранить свою коррумпированную власть и убрать из региона украинских правоохранителей. Заместитель генпрокурора Украины также проинформировал, что ГПУ уже начала ряд уголовных производств против местных чиновников, бизнесменов и руководителей милиции за бездеятельность и сотрудничество с сепаратистами.
В свою очередь, народный депутат и экс-кандидат в президенты Олег Царев озвучил, что на территории Луганской области выборы президента Украины проводиться не будут. Т.е. элиты Донбасса используют объявление о независимости Донецка и Луганска как способ «подвесить» дату президентских выборов 25 мая. И тут вдруг в голове почему-то «абсолютно случайно» всплывают визиты Юлии Тимошенко в Донецк и встречи с Ринатом Ахметовым и другими «отцами» региона…
А и.о. главы Администрации президента и народный депутат Сергей Пашинский (фракция «Батькивщина» Юлии Тимошенко-Арсения Яценюка) категорически отверг вариант прекращения антитеррористической операции и пригрозил кадровыми выводами, напомнив, что номинальный глава региона пока еще назначается из столицы. «Мы прекрасно понимаем, что это требование (т.е. прекратить АТО в районе Славянска и других городов) не только не урегулирует ситуацию на Донетчине, но и распространит эту «заразу» на территорию всей Украины. Я заявляю, что мы не допустим расползания сепаратистов и террористов на территории других областей», - после таких гневных обещаний Пашинского стало как-то спокойнее за судьбу антитеррористической операции. Показательно, что еще 11 мая именно Сергей Пашинский выступал с оперативным заявлением, подчеркнув: у центральных властей «нет данных о том, что компании Ахметова финансировали или финансируют сепаратистов». Теперь же, как видим, концепция меняется. Взаимное недовольство правящей администрации и крупного бизнеса Донбасса выплеснулось наружу.
А вот если помнить, что «спички детям не игрушка», нужно учитывать, что запуск таких процессов как объявление независимости и вхождение в состав РФ – это опасные игры. Сегодня может сложиться впечатление, что луганские и донецкие элиты уверены в своих силах настолько, что смогут «остановить коня на скаку». С другой стороны, миллионы луганчан и дончан в своей жизни руководствуются психологией патернализма и считают, что Янукович и его окружение бросили Донбасс в трудную минуту. Потеряв «отца родного», «дети» сегодня ощущают жизненную потребность переориентироваться на другую сильную фигуру. А после молниеносного вхождения России в Крым альтернативы президенту Владимиру Путину на роль такого «отца» просто не существует. Владельцы «фабрик, газет, пароходов», естественно, надеются, что когда возжелают, то легко поставят народ «в стойло». В стиле «мы поиграли, а теперь хватит». Но вот удастся ли?
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.