Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

23.05.2014 | Сергей Минасян

Программа армянского правительства: новые декларации, старые проблемы

22 мая 2014 г. Национальное Собрание Армении одобрило программу нового правительства страны. За ее принятие проголосовало 70 депутатов (практически вся фракция Республиканской партии и мажоритарные депутаты), тогда как остальные пять неправительственных фракций – «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения», «Наследие», «Армянский национальный конгресс», а также совсем недавно вышедшая из состава правящей коалиции «Страна закона» - не приняли участия в голосовании.

Впрочем, два депутата от оппозиционных сил – бывший премьер-министр Армении в начале 1990-х гг. Грант Багратян и бывший глава МИД страны во второй половине 1990-х Александр Арзуманян, тем не менее, приняли участие в голосовании, но воздержались, дав повод некоторым кривотолкам в стане оппозиции относительно их отклонения от «генеральной линии», которые, по всей видимости, не были лишены оснований. К примеру, представляя накануне программу своего правительства, новый премьер-министр Армении Овик Абрамян отметил, что порядка 20 пунктов из 100 в ней взяты от идей его бывшего коллеги Гранта Багратяна, но что бывший премьер также отреагировал своеобразным реверансом. Багратян с трибуны парламента даже отметил, что впервые видит в этом документе что-то похожее на реальную экономическую программу нового правительства Армении.

Очевидно, что данная оценка бывшего премьера, как и сопутствующая ей жесткая критика новой программы со стороны других оппозиционных сил, так и попытки представить ее в положительном смысле в качестве глубоко продуманного и эффективного документа проправительственными силами – были продиктованы исключительно политизированными соображениями. Тем не менее, несмотря на наличие определенного количества новых идей и подходов, вряд ли можно утверждать, что представленная и одобренная парламентом 22 мая программа нового правительства Армении на практике серьезно отличается от программы предыдущего кабинета министров страны, возглавляемого бывшим премьер-министром страны Тиграном Саркисяном, после того, как он вновь был назначен на этот пост после президентских выборов февраля 2013 г. Особенно учитывая как внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в стране, так и сложную внешнюю конъюнктуру, в которой оказалась Армения в настоящее время (как геополитическую, так и экономическую). Соответственно, есть большие опасения, что содержащиеся в правительственной программе положения в основном носят декларативный характер и скорее напоминают добрые пожелания, которые вряд ли могут быть реализованы на практике в обозримом будущем.

При этом необходимо отметить, что главная проблема, которая возникает перед новым правительством при реализации программы, это естественно не пресловутый «человеческий фактор». Проблема заключается не столько в личности не пользующегося общественной популярностью нового премьера или в новом составе правительства. Хотя надо признать, что большинство членов нового правительства, за исключением министров т.н. «силового блока», назначаемых президентом (министры обороны, иностранных дел и МЧС, а также главы Полиции и СНБ), являются, как отметил один из оппозиционных депутатов парламента, чуть ли не политическими и экономическими «бронтозаврами». Некоторые из новых министров получили политическую реанимацию спустя много лет забвения, даже несмотря на длинный шлейф обвинений их в коррупции и в других иных смертных грехах. Однако данный, скажем так, достаточно «оригинальный» состав нового правительства стал не причиной, а следствием другой, более сложной проблемы, которая негативно будет влиять не только на реализуемость предложенной новой экономической стратегии правительства, но и на дальнейшее внутриполитическое развитие Армении.

Главная проблема в том, что во внутриполитической жизни (да и в экономической, так как в Армении, как и во всех остальных постсоветских странах, политика и экономика не только не отделены друг от друга, но и реализуются зачастую одними и теми же акторами) страны перестала действовать система сдержек и противовесов. Это процесс не новый, он фактически начался еще по результатам парламентских выборов 6 мая 2012 г., когда правящая Республиканская партия смогла в одиночку, даже без помощи в тот момент входящей вместе с ней в единую коалицию партии «Страна закона», получить эффективное большинство в парламенте.

Хотя наряду с этим во внутриполитической жизни страны в мае 2012 г. произошел и важный положительный прецедент (впервые с начала 1990-х гг. в парламент вошли также и все реальные политические силы страны, в том числе и радикально-оппозиционные), тем не менее, процесс усугубился и получил дальнейшее развитие уже по результатам президентских выборов февраля 2013 г. К этому времени вторая по значимости и по численности в парламенте партия страны – «Правящая Армения», возглавляемая одним из богатейших людей Армении Гагиком Царукяном, отказавшись до этого вновь войти в правящую коалицию вместе с Республиканской партией, была вынуждена в декабре 2012 г. также воздержаться, по самым различным причинам, от участия и в президентской гонке.

Президентские выборы в феврале 2013 г. Серж Саргсян без особого труда вновь выиграл, а оппозиционное поле Армении, в результате, оказалось еще более деморализованным. И хотя вместо «классической оппозиции» в последующий период 2013 г. на оппозиционном поле стали более заметны так называемые «гражданские активисты», протестующие против всех более или менее серьезных инициатив бывшего правительства премьера Тиграна Саркисяна, во внутриполитическом поле у президента Сержа Саргсяна особых проблем уже не было. Фактически, его оппонентам так и не удалось создать альтернативную политическую пирамиду, которая могла бы выступать в качестве некоего баланса или противовеса действиям правительства, вынуждая его, в том числе, идти на небезопасные для властей, но требуемые реформы и шаги.

Окончательный слом этой системы сдержек и противовесов в политической и экономической системе Армении произошел уже в самом начале апреля 2014 г., когда по совокупности целого ряда причин Тигран Саркисян подал в отставку и вместо него премьер-министром Армении был назначен бывший спикер парламента Овик Абрамян. Индикатором того, что эта система уже не действует, стало во много именно то, что в состав социально-экономического блока нового правительства и вошло такое количество старых (или не совсем старых) политических «бронтозавров».

Это свидетельствует о том, что в настоящее время во внутриполитической действительности Армении почти отсутствуют акторы, которые могут повлиять на деятельность правительства. Возможно, что это не совсем долговременная тенденция, но на данный момент – она вполне явно проявляющаяся внутри Армении. В отличие от правительства Овика Абрамяна в 2014 г., правительство Тиграна Саркисяна, когда оно было в первый раз утверждено в 2008 г., находилось в кардинально иной ситуации. Не надо забывать, что первая половина 2008 г. – это был период глубокого внутриполитического и общественного кризиса в Армении после поствыборных событий «1 марта», а также период начала глобального мирового финансово-экономического кризиса, который так тяжело отразился и на армянской экономике.

Предыдущее правительство, исходя из этого, при всех своих неизбежных ошибках было вынуждено что-то предпринимать в условиях как внутриполитического, так и мирового экономического кризиса. В первую очередь это вынуждало проводить определенные реформы, которые были столь необходимы, но которые и сделали столь же непопулярным Тиграна Саркисяна и его экономическую команду. В результате, за 2008 – 2014 гг. в сфере управления, а также в финансовой и банковской сферах Армении были предприняты серьезные шаги. В этом плане программа предыдущего правительства была скорее не просто декларацией, а всего-навсего сочетанием спасительных шагов, часть которых была претворена в жизнь, часть – нет.

Что же касается программы нынешнего правительства Армении, то в условиях, когда отсутствуют внутренние факторы и акторы, побуждающие правительство производить системные изменения, то, вполне естественно, что возникают серьезные опасения, что правительственная программа будет напоминать декларацию о благих намерениях не только на бумаге, но и в ходе последующих попыток воплотить ее в жизнь. Если только неблагоприятный внешний фон вокруг Армении (опять-таки, как геополитический, так и внешнэкономический), вновь не заставит новое правительство уже премьера Абрамяна пойти по стопам своих предшественников – реализовывать необходимые реформы в экономике и системе управления страной, просто исходя из чувства собственного самосохранения.

Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа (Ереван, Армения)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net