Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

16.06.2014 | Марина Войтенко

Глобальное хозяйство: переменная облачность

В начале второй декады июня Всемирный банк обнародовал очередной доклад GlobalEconomicProspects, в котором понизил прогноз роста мировой экономики в 2014 году с 3,2% (январская оценка) до 2,8%. «В нынешнем году, – констатируют эксперты, - она идет по ухабистому пути, но, несмотря на слабость в его начале, будет набирать скорость». В 2015-ом мировой ВВП может вырасти на 3,4%, в 2016-ом – на 3,5%. Заметим, что это ниже предположений, сделанных, например, в 2010 году. Тогда ожидалось, что показатели 2014-2016 годов окажутся на уровне 4,0-4,2%.

Тем не менее, общий вывод скорректированного прогноза остается в целом оптимистичным: глобальная экономика продолжает восстановление, правда, в многоскоростном режиме . На пути восстановления находятся развитые страны. Финансовая консолидация, улучшение условий на рынке труда и повышение спроса должны, согласно оценкам ВБ, привести к увеличению их ВВП в нынешнем году на 1,9%. Это на 0,6% выше показателя 2013 года (но на 0,3% ниже январского прогноза), а в 2015-2016-ом годах прибавка составит 2,4% и 2,5% соответственно. В итоге на долю развитых стран в эти годы будет приходиться около половины от объема общемирового ВВП (в 2013-0м – менее 40%).

В развивающихся странах, считают эксперты ВБ, ситуация гораздо менее однозначная. Они полагают, что «третий год подряд рост не дотянет до отметки в 5%» (прогноз снижен с 5,3% до 4,8%). Правда, в обозримом будущем этот рубеж все-таки будет преодолен, и в следующем году положительная дельта ВВП составит 5,4%, а в 2016-м – 5,5%.

Среди факторов, определяющих текущее торможение называют: слабые результаты первого квартала, необычно суровую зиму в США, «подморозившую» деловую активность и потребление в этой стране, кризис в Украине, ребалансировку экономики в Китае, политическую напряженность в ряде государств со средним уровнем доходов.

Комментируя доклад, президент Всемирного банка Джим Ем Ким отметил, что «темпы экономического роста в развивающихся странах остаются слишком умеренными, чтобы можно было создать такие рабочие места, какие необходимы, чтобы улучшить качество жизни 40% наиболее бедного населения». Он уверен – «странам нужно действовать быстрее и вкладывать большие средства во внутренние структурные реформы, чтобы повысить экономический рост на широкой основе до уровня, необходимого, чтобы положить конец крайней бедности в течение жизни текущего поколения».

Перспективы emergingmarkets существенным образом зависят от состояния дел в «главных узлах» мировой экономики. В США после сокращения ВВП в первом квартале (по отношению к четвертому кварталу прошлого года) на 1,0% в годовом выражении понемногу возвращаются ожидания ускорения роста. Итоги мая пока не подведены. Данные же за апрель показывают, что в целом высокий уровень потребительских настроений, а также возобновление после полугодовой паузы «бычьего» тренда на рынке недвижимости сосуществуют с сокращением объема производства, вялой динамикой экспорта и неоднозначной ситуацией с производительностью труда (ощутимо она выросла в первом квартале только в обрабатывающих отраслях – 3,8%).

В Еврозоне, показавшей в первом квартале рост ВВП в 0,9% (год к году), улучшаются показатели безработицы (11,7% в апреле) и розничных продаж (рост на 2,4%), ускорилось строительство. Одновременно с этим снизилось промпроизводство и возросли риски дефляции (майский уровень годовой инфляции составил 0,5%, что на 1,5 п.п. ниже официального ценового ориентира ЕЦБ). Итогом этих противоречивых тенденций стало снижение Евробанком прогноза-2014 для ВВП ЕС-18 с 1,2% до 1,0%, на следующий год планка ожиданий также понижена с 1,7% до 1,5%.

В целях стимулирования европейской экономики ЕЦБ снизил ключевую ставку с 0,25% до 0,15% годовых, кредитную ставку – с 0,75% до 0,4% годовых и ввел отрицательную ставку «-0,1%» по депозитам overnight . Кроме того, запускается очередная программа долгосрочного рефинансирования банков (LTPO) объемом €400 млрд. на срок до сентября 2018 года (по фиксированной ставке в 0,25%). Если весь этот комплекс мер не сработает, не исключено обращение к американскому опыту «количественных смягчений», то есть, программ выкупа ценных бумаг и гособлигаций.

Противоречивые ощущения вызывает экономика Японии. С одной стороны, главный ориентир «абэкономики» (2% роста цен) уже превышен в 1,5 раза – годовая инфляция в апреле составила 3,4%, в том числе базовая – 3,2%. Тем не менее, потребительский спрос в этом же месяце резко сдал: расходы домохозяйств упали на 13,3% до уровня марта-2011. Годовой прирост промвыпуска пока остается в плюсе: в апреле-2014 к тому же месяцу-2013 – 3,9% (по сезонно очищенному индексу). Но к марту текущего года зафиксировано падение на 2,5%. Общий индекс деловой активности MarketEconomics в промышленности снизился за месяц с 53,9 пункта до 49,4 пункта.

Результаты опроса министерства финансов свидетельствуют о том, что большинство крупных компаний ожидают ухудшения состояния экономики в текущем квартале: индекс настроений на апрель-июнь – «-14,6» пункта против «+12,7» в первом квартале. В то же время, со второго полугодия ожидается оживление. В частности, до конца финансового года (31 марта 2015 года) компании планируют увеличить инвестиции на 4,5% (три месяца назад предполагалось их сокращение на 5,1%).

Международный экспертный консенсус-прогноз на 2014 год по Китаю пока неожиданностей не предполагает. Экономика продолжает замедляться, годовой темп роста составит 7,2-7,3%, что ниже официального целевого показателя (7,5%). Слабеющая динамика промпроизводства, инвестиций, торговой розницы и кредитования накладывается на падение рынка недвижимости на «второе дно». Финансовая система (в особенности банковский сектор) испытывается на прочность напором «плохих долгов». Заявленные же ранее структурные реформы продвигаются гораздо более неспешными темпами, чем это предполагалось еще в конце прошлого года – велики социальные риски и все еще сильны политические ограничения. Кроме того, торможение экономики может привести во втором полугодии к увеличению безработицы, что, в свою очередь, вызовет необходимость ослабления денежно-кредитной политики, и применения других мер, стимулирующих рост. Общий итог наблюдаемых тенденций – существенное удлинение сроков перехода Китая к новой экономической модели, ориентированой, прежде всего, на внутренний спрос.

На фоне «переменной облачности», делающей погоду в глобальном хозяйстве, все более рельефно выглядят риски последствий ожидаемого спада в экономике Украины. И Всемирный банк, и Международный валютный фонд едины в оценках – спад-2014 составит минимум 5% ВВП . По версии МВФ, это непосредственно отразится на 22 странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Прогноз экономического роста для региона понижен с 2,7% до 1,9% в 2014 году и с 3,3% до 2,6% в 2015-ом.

Причинами падения ВВП Украины, отмечают авторы доклада ВБ, станут сужение доступа к крупнейшим экспортным рынкам (в частности, России), рост цен на импортный газ и падение цен на ключевые товары украинского экспорта – сталь и зерновые. Кроме того, «обесценивание национальной валюты, шоки, связанные с поставками газа из России, а также ликвидация действовавших внутри страны топливных субсидий усилят инфляцию, подорвут доходы граждан и окажут давление на потребительский спрос». При этом «слабый банковский сектор сдерживает развитие кредитов и инвестиций даже при условии, что кризиса в этой сфере удалось избежать».

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе эксперты ВБ предсказывают Украине довольно значительный экономический рост, который, впрочем, не сможет полностью покрыть провал нынешнего года. Они, в частности, ожидают, что в 2015 году ВВП страны вырастет на 2,5%, а в 2016-ом - еще на 4%.

Заметим, что эти оценки носят весьма приблизительный характер, поскольку не учитывают, во-первых, социально-политических последствий секвестра бюджета , и во-вторых, экономического шока от затягивания вооруженного конфликта на Юго-Востоке страны (одна только Донецкая область дает до 20% общеукраинского промпроизводства и 18% экспорта).

Прогнозы относительно России серьезных изменений не претерпели. Базовый сценарий МЭР продолжает исходить из ожиданий-2014 в 0,5% роста ВВП. Ровно также настроены и Всемирный банк, и ОЭСР. Аналитики МВФ более сдержанны – 0,2%, в ЕБРР наиболее вероятным полагают нулевой результат (после январской оценки в 2,5%).

В то же время, наблюдается заметный разброс прогнозов инфляции. В Минфине уверены, что годовой рост цен сложится на уровне 6,1%, В МЭР – не превысит 6,5 процентов. В Счетной палате, напротив, не исключают, что инфляция уже в октябре может вынудить правительство проиндексировать расходы бюджета-2014 (его профицит в январе-мае составил 394,3 млрд. рублей).

В России в целом общеэкономическая ситуация по-прежнему остается пограничной с равновероятным продолжением стагнации и восстановлением траектории выраженного роста. Важнейшую роль при переходе через эту развилку призвано сыграть содержание регулятивных действий государства. Новации минувшей недели в основном свелись к увеличению до 60% потолка средств Фонда национального благосостояния, которые можно будет тратить на инфраструктурные и инвестиционные проекты, и поиску новых более мягких редакций бюджетного правила.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net