Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.06.2014 | Александр Ивахник
Шансы плана Порошенко
Постепенно появляется все больше информации об объявленном президентом Украины Петром Порошенко плане по установлению мира на Юго-Востоке страны. Отправная точка плана – одностороннее прекращение огня украинской армией и другими силовыми структурами. Оно должно начаться в ближайшие дни – как только будет восстановлен надежный контроль над украинской границей и, соответственно, устранена возможность перебрасывать сепаратистам оружие, снаряжение и добровольцев из России.
Согласно плану, киевский мораторий на ведение военных действий должен побудить ополченцев Донбасса сложить оружие, освободить заложников и захваченные административные здания. Предусматривается амнистия для сепаратистов, не совершавших тяжких преступлений. Порошенко также сообщил, что будет создан «коридор, чтобы российские наемники могли покинуть без оружия территорию Украины». При этом у ополченцев Донбасса не будет много времени на размышления: односторонний мораторий на ведение огня продлится недолго, не более двух недель.
Помимо краткосрочной оперативной части план урегулирования конфликта на Юго-Востоке включает и политическую часть. Это внесение изменений в Конституцию с целью децентрализации власти и предоставления широких прав регионам, проведение уже осенью досрочных местных и парламентских выборов. 19 июня на встрече с представителями законной власти Донецкой и Луганской областей и предпринимателями с Юго-Востока Порошенко подчеркнул важность конституционных изменений: «Ключевой элемент: президент добровольно отказывается от возможности назначать губернаторов и глав райгосадминистраций, проводятся досрочные местные выборы, и избранные депутаты формируют местный совет, который в свою очередь формирует исполнительный комитет». Часть государственных налогов должна оставаться в распоряжении местных властей, в т.ч. 25% налога на прибыль. На встрече президент также заявил, что для восстановления экономики Донбасса правительство вместе с партнерами из Евросоюза разработало программу создания рабочих мест и инвестиций, направленных на реконструкцию экономики региона.
План Порошенко в общем и целом соответствует «дорожной карте» ОБСЕ, представленной в начале мая, еще до референдумов о «государственной самостоятельности» ДНР и ЛНР, которая была поддержана всеми ключевыми внешними заинтересованными сторонами: Евросоюзом, Россией, США. Показательно, что украинский президент активно пытается получить одобрение своего плана в ходе телефонных разговоров с мировыми лидерами, включая Владимира Путина.
Оценивая в целом содержание плана, насколько оно раскрыто на данный момент, приходится констатировать, что этот план имеет мало шансов на успешную реализацию, поскольку не соответствует глубине кризиса на Юго-Востоке и ожесточенности позиций сторон. Сам Порошенко 18 июня признал: «Украина находится в состоянии войны. Эта война нового типа – с использованием профессиональных диверсионных групп, наемников, добровольцев, местного населения. И у этих добровольцев и местного населения очень "промытый" мозг в связи с огромной составляющей информационной войны». Трезвость этой оценки выгодно отличает президента от многих деятелей киевской власти, которые видят едва ли не во всех донбасских ополченцах террористов из России.
Однако, признавая, что в Донбассе Киеву противостоит немалая часть местного населения, Порошенко не готов напрямую обращаться к этим людям. Вернее, не то чтобы не готов, а не знает как. Действительно, достучаться до людей, изначально воспринявших постреволюционную власть в Киеве как непонятную, агрессивную, враждебную местной, проникнутой традиционализмом и патернализмом, системе представлений о жизни, и весной было не легко. Тем более трудно это сейчас, после тотальной промывки мозгов российскими телеканалами и многочисленных артобстрелов и бомбежек, гибели все большего числа мирных жителей, разрушения жилых домов и систем жизнеобеспечения. Вооруженные ополченцы, которые тоже стреляют и тоже несут разрушения, воспринимаются как люди небезопасные, но свои, защитники привычного уклада жизни. В военных, а тем более в пришлых нацгвардейцах видят чужаков, которым ничего не жалко.
В результате тот диалог, который президент Украины пытается завязать с представителями Донбасса, пока носит крайне верхушечный характер. Конечно, встречаться с представителями законной власти Донецкой и Луганской областей, признающими киевскую власть и готовыми с ней сотрудничать, гораздо комфортнее. Для них многие пункты плана Порошенко кажутся привлекательными, а президент готов пополнить свой план их предложениями. Проблема в том, что представители старой элиты, тесно связанной с Партией регионов и с донбасскими олигархами, сейчас мало на что влияют. А с деятелями самопровозглашенных ДНР и ЛНР президент идти на диалог пока не готов. Как заявила 19 июня уполномоченный президента по урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко, «относительно "ЛНР" и "ДНР" – люди, которые берут ответственность за сбитые самолеты – это террористы, с которыми никто в мире не садится за стол переговоров».
Впрочем, сепаратистские лидеры и активисты двух «народных республик», которые после референдумов 11 мая делают вид, что Украина не имеет к ним никакого отношения и является лишь воюющей внешней стороной, отвечают президенту Украины взаимностью. Для них, естественно, реализация мирного плана Порошенко означает полный военно-политический крах, а в личном плане – либо бесславное перемещение в Россию, либо большие уголовные сроки, а то и того хуже. Не удивительно, что с их стороны незамедлительно последовала подчеркнуто негативная реакция на предложения Порошенко. Так что никакого разоружения со стороны ополчения Донбасса ждать не приходится, тем более что внутри него спешно создается СМЕРШ, а из России продолжает поступать неофициальная, но весомая военная помощь. И надо отдать должное боевому ядру ополченцев: воевать они умеют – профессионально, решительно и смело.
Поэтому практически полезная роль плана Порошенко, скорее всего, будет состоять лишь в том, что он лишний раз докажет для внешнего мира (но не для России) недоговороспособность лидеров ДНР и ЛНР и несколько развяжет президенту и украинским военным руки в продолжении АТО. Сами же военные действия возобновятся после краткого перерыва и будут продолжаться долго, неся смерть и разрушения.
Представляется, что в такой безрадостной ситуации для нового президента Украины, еще имеющего запас доверия, гипотетически было бы целесообразнее использовать другой сценарий. А именно: отвести вооруженные силы АТО на границы двух областей, распустить в них все местные органы власти (которые до сих пор управляют системами жизнеобеспечения) и дать самоназначенным «государственным деятелям» ДНР и ЛНР пару месяцев беспрепятственно поуправлять. Если воевать они умеют, то наладить управление экономической и социальной жизнью, хотя бы на минимально приемлемом уровне, абсолютно не в состоянии. Об этом красноречиво свидетельствует опубликованная на днях сочувствующей «Комсомольской правдой» программа первоочередных действий в рамках государства Новороссия, которая, судя по всему, была разработана деятелями ЛНР для обеих республик. Такую программу даже верхом дилетантизма назвать нельзя. Это просто набор привлекательных, но совершенно пустых лозунгов, попытка реализовать которые привела бы к немедленному краху экономики и социальной сферы.
Конечно, это был бы весьма жестокий социальный эксперимент, но он в любом случае менее кровав, чем продолжение АТО. И он мог бы привести к таким изменениям в сознании простых жителей Донбасса, которые сделали бы их более открытыми к диалогу с киевской властью.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.