Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.06.2014 | Сергей Слободчук

Мирный план Порошенко или разведка боем?

«15 пунктов» президента Петра Порошенко можно и нужно критиковать. Но критиковать, отдавая дань попытке нового президента Украины перевести гражданскую войну в формат политических переговоров. А главное, мирная инициатива Порошенко продемонстрировала, что для запуска полноценного процесса мирных переговоров необходимо образумить вождей «партии войны» с обеих сторон, заигравшихся в «войнушки». В общем, речь идет скорее о разведке боем, чем о «дорожной карте» по поиску компромисса.

Для начала нужно четко обозначить, что мы имеем дело с «кабинетными» 15 пунктами, обнародованными на официальном сайте украинского президента Петра Порошенко www.president.gov.ua под названием «Мирный план Президента Украины по урегулированию ситуации в восточных регионах Украины». Справедливости ради, надо учесть, что ни один бумажный план в жизни никогда не воплощается вплоть до последней запятой. Поэтому не стоит требовать невозможного и от мирного плана Порошенко, введенного в действие указом президента № 548/2014 от 20 июня 2014 года. Тем не менее, предложенный им план сыграл свою роль уже хотя бы потому, что представители противоборствующих сторон собрались за одним столом в Донецке для обсуждения вариантов выхода из конфликта.

Поэтому первое по счету достижение – это старт переговоров в Донецке, где президента Украины представлял Леонид Кучма, ОБСЕ – спецпредставитель действующего председателя организации (сейчас это президент Швейцарии) Хайде Тальявини, Россию – посол в Украине Михаил Зурабов, движение «Народный фронт» - парламентарий Олег Царев, Донецкую народную республику – премьер-министр ДНР Александр Бородай и первый вице-премьер Андрей Пургин, а ЛНР – председатель республиканского собрания Василий Никитин. Еще два участника – Виктор Медведчук (экс-глава Администрации президента в последние годы правления Леонида Кучмы) и Нестор Шуфрич (народный депутат от Партии регионов) принимали участие во встрече по просьбе украинского президента. А раз стороны противостояния готовы обсуждать список пунктов Порошенко, значит, план не такой уж и кабинетный.

Слабая сторона такого состава переговорщиков заключается в том, что президента Украины представляют хоть и раскрученные политики, но без официального статуса – данный минус сразу же подчеркнул Александр Бородай, заявив, что речь идет не о переговорах, а о консультациях, которые «не имели практического значения». «Сейчас прошли не переговоры, а консультации, — в унисон ему заявил российский посол Михаил Зурабов. - Эти консультации будут предварять переговоры, в случае выполнения представителями ДНР целого ряда условий. Мы ожидаем, что в ближайшее время позиции Донецка и Луганска будут дополнительно проработаны, и они заявят нам о своей готовности продолжить эти консультации с тем, чтобы решить две проблемы. Первая – это достижение устойчивого мира, невозобновления огня. И вторая – это запуск переговорного процесса». Второй президент Украины Леонид Кучма аналогично подчеркнул, что речь идет пока только о консультациях, а не о полноценных переговорах, отметив: «Я рад, что такие консультации состоялись». И правда, Кучма, Медведчук и Шуфрич участвовали в консультациях в качестве неформальных представителей, поскольку на сегодняшний день не имеют официального статуса. И, наоборот, несмотря на то, что Порошенко назначил своим указом от 17 июня народного депутата Ирину Геращенко (фракция «УДАР Виталия Кличко» в Верховной Раде) уполномоченным по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях, представитель Игоря Коломойского и группы «Приват» не участвовала во встрече в Донецке. И, наконец, Александр Бородай потребовал от Киева выполнения «семи условий, выдвинутых сегодня сопредседателем Народного фронта Новороссии Олегом Царевым», а также прислать представителей с официальным статусом и государственными полномочиями, прежде чем речь пойдет о полноценных переговорах.

Кстати, вопрос полномочий – ключевой минус как «15 пунктов Порошенко», так и состава группы по консультациям, работавшей в Донецке. Возьмем, к примеру, такие пункты как №2 («Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений») и №5 («Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников»). Если говорить о теории, то президент берет на себя обязательства не привлекать к ответственности и создать «гарантированный коридор». А вот если говорить о реальной жизни, то здесь стоит исходить из того, что Порошенко не контролирует все военные части, противостоящие ополчению Донбасса. Действительно, согласно Конституции, президент Украины является Верховным Главнокомандующим, поэтому может отдать приказ о прекращении огня и создании коридора – но только для армии, а также подразделений МВД и СБУ. А вот такие частные военные отряды как батальон «Днепр», «Азов» и другие ему просто не подчиняются.

Поэтому Порошенко не может дать никаких гарантий, что не произойдет следующего развития событий – ополченцы сложат оружие, отряд во главе с Гиркиным начнет отход на территорию РФ, а частные батальоны их просто перестреляют. И заявления представителей ДНР и ЛНР подтверждают, что на Юго-Востоке понимают вероятность такого развития сюжета, а потому изначально даже не рассматривают вариант сложить оружие.

Кстати, не успел сайт украинского президента опубликовать «мирный план», как спикер батальона «Азов» Андрей Билецкий (финансируется группой «Приват» Игоря Коломойского) заявил, что они не собираются подчиняться условиям перемирия. В свою очередь, командующий армии ДНР Игорь Гиркин в своем видеообращении на Youtube выдвинул три обязательных условия для прекращения огня со стороны подчиненных ему боевых отрядов: отвод украинских частей минимум на 10 километров, запрет любых полетов над территорией ДНР и ЛНР, а также прекращение артиллерийских обстрелов Славянска и других гарнизонов ополчения. А такие заявления свидетельствуют в первую очередь о том, что ни президент Порошенко, ни Александр Бородай, ни кто-либо еще полностью не контролируют все вооруженные формирования в зоне гражданской войны, чтобы обеспечить хотя бы временное прекращение огня. И, конечно же, «партия войны» постаралась вбить клин между сторонами консультаций, оперативно организовав серию терактов на железных дорогах Донбасса.

И, наконец, самый главный итог «мирного плана президента Украины» заключается в следующем. Инициатива Порошенко интересна в первую очередь с точки зрения реакции на мирный план со стороны украинских политиков, партий и финансово-промышленных групп, а также представителей противоборствующей стороны. Даже поверхностный анализ СМИ за последние несколько дней четко выявил, кто в Украине и на Донбассе сегодня представляет «партию войны», любой ценой настроенную продолжать гражданский конфликт. Поэтому для того, чтобы сделать хотя бы первые шаги к установлению мира на Донбассе, президенту Порошенко и его администрации необходимо сначала нейтрализовать тех политических игроков, кто настроен прибегать к любым мерам, вплоть до терактов и кровавых провокаций, чтобы зарабатывать деньги и продвигать свое влияние с помощью войны на Юго-Востоке.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net