Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

01.07.2014 | Сергей Маркедонов

Закавказье: между Европой и Евразией?

27 июня 2014 года три республики бывшего Советского Союза (Грузия, Молдавия и Украина) подписали соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Это событие не могло не оказаться в центре внимания политиков и экспертов хотя бы потому, что срыв подписания соответствующего документа Киевом в ноябре прошлого года стал триггером масштабного украинского политического кризиса, который по своим последствиям вышел далеко за рамки одной страны или ее двусторонних отношений с соседями. Не случись всего того, что происходит на Украине в течение последних восьми месяцев, не исключено, что для Грузии и Молдавии дистанция между парафированием и подписанием документа об Ассоциации с Евросоюзом была бы намного длиннее, чем оказалась в реальности.

Очевидно, что украинский кризис заставил европейскую бюрократию ускорить обороты на постсоветском направлении. Вместо того, чтобы провести серьезный анализ изъянов проекта «Восточное партнерство», участниками которого с момента его запуска в 2009 году были шесть бывших союзных республик, в Брюсселе было принято решение форсировать интеграционные устремления Грузии и Молдовы для того, чтобы не допустить в будущем повторения украинского сценария и избежать укрепления позиций Москвы в Евразии. Российские интересы на постсоветском пространстве воспринимаются в Европе (особенно среди стран, которые ранее составляли «восточный блок»), как воссоздание в той или иной мере обновленного СССР. Отсюда, стремление блокировать их насколько возможно, продвигая параллельно сотрудничество новых независимых государств с Евросоюзом, а также с США, НАТО. Американские дипломаты и эксперты называют выстраивание подобных отношений «геополитическим плюрализмом», который должен быть подкреплен плюрализмом «энергетическим». В последнем большая роль отводится Азербайджану, несмотря на явное несоответствие внутриполитических порядков прикаспийской республики демократическим стандартам и требованиям.

Подписание соглашений об Ассоциации вызвало широкий спектр оценок, в которых доминирующими являются две. С одной стороны, активно продвигается тезис о том, что углубление кооперации постсоветских государств с Европейским союзом приближают их к вступлению в ЕС и позволяют ускорить «бегство от истории с географией. На другой чаше весов оказываются критические соображения относительно потенциальных социально-экономических трудностей (особенно в краткосрочной перспективе) утраты различных территорий, де-юре считающихся частями Грузии (Абхазия, Южная Осетия), Молдавии (Приднестровье), Украина (Крым). В качестве возможных территориальных потерь или, как минимум, проблемных точек, эксперты и политики говорят также о Донбассе и Гагаузии. И отнюдь неслучайно после подписания «исторического соглашения» президент Украины Петр Порошенко заявил о срыве перемирия донбасскими ополченцами и фактическом возобновлении силовой операции на юго-востоке страны.

Впрочем, среди поборников европейского выбора присутствует точка зрения по поводу того, что сброс ряда проблемных областей, как балласта, будет способствовать ускорению европеизации самих «материнских стран», а также формированию компактных политически наций, которые не будут раздирать противоречия по принципиальным вопросам и ценностям. С их точки зрения, в «облегченном виде» у таких государств больше шанс на продвижение к чаемому единству с западным миром. Как бы то ни было, а определенный шаг, пусть во многом и носящий знаковый характер, Тбилиси, Кишиневом и Киевом сделан.

Однако было бы неверным рассматривать его изолированно от других процессов, происходящих на территории бывшего Советского Союза. Почти за месяц до подписания «исторических соглашений» с ЕС 29 мая 2014 года лидеры России, Белоруссии и Казахстана встретились в Астане, чтобы договориться о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом Армения и Киргизия изъявили свое желание принять участие в этом интеграционном проекте, а детали и нюансы их присоединения к нему обсуждаются.

Таким образом, украинский кризис ускорил разделение постсоветского пространства по разным клубам интересов. Оно и раньше существовало. И проявляло себя неоднократно. Но противостояние на Украине сделало его более жестким. СНГ не зря называли инструментом для «цивилизованного развода». Будучи обращенным к прошлому, данный проект не смог никого объединить ради будущих перспектив. История с Крымом поставило на Содружестве (которое иные публицисты любили называть в шутку «совражеством») жирный крест. И лавирование с маневрированием стало крайне затруднительным. Фактически бывшим советским республикам сегодня предлагается вопрос: «С кем Вы, мастера культуры?

Как отвечают на него представители закавказских политических элит? Ответ на этот вопрос не утратил своей актуальности. Несмотря на уход в тень Южный Кавказ остается весьма сложным регионом с точки зрения и безопасности, и политической стабильности, и экономического развития. Здесь по-прежнему сохраняются неурегулированные конфликты и статусные споры. При этом речь идет не только об этнополитических противостояниях, которые уже не первый год являются предметом широких международных дискуссий. Помимо известных конфликтов есть проблемы и в двусторонних отношениях между соседями. Так Грузия и Азербайджан, хотя и считаются союзниками и партнерами по ряду энергетических и транспортных проектов, до сих пор не смогли полностью демаркировать свои границы и провести их делимитацию. Это, между тем, Это, между тем, около 180 километров из 446. Мы можем вспомнить историю 2012 года с монастырским комплексом Давид Гареджи. Она показала наличие проблемных узлов в грузино-азербайджанских отношениях. Положение дел в армянонаселенном регионе Грузии Джавахети и регионе Квемо Картли с многочисленной азербайджанской общиной сегодня не стоит излишне драматизировать. Каких-то сепаратистских угроз, сопоставимых с Абхазией или Южной Осетией там нет. Однако оттуда время от времени продолжают поступать сигналы, свидетельствующие о сложностях интеграции местных сообществ в общие грузинские социальные процессы. По справедливому замечанию известного ереванского эксперта Сергея Минасяна, «фактически, можно утверждать, что муниципальные выборы 15 июня 2014 года в Грузии выявили, что на фоне действительно реального успеха развития демократических и избирательных стандартов…в регионах компактного проживания этнических меньшинств, например в Джавахети или Квемо-Картли, люди фактически были лишены возможности полноценно реализовать свое конституционное право на свободу выбора, т.к. в отличие от Тбилиси и многих других регионов Грузии, выборы там проходили под явным контролем спецслужб».

Таким образом, региональная интеграция закавказских республик выглядит весьма проблематичной в силу различных интересов и установок государственных элит. Наличие конфликтов заставляет их искать союзников «на стороне». И не столько среди непосредственных соседей, с которыми также существует сложный комплекс двусторонних отношений. Армения и Турция, Россия и Грузия вообще не имеют дипломатических отношений, а сухопутный участок армяно-турецкой границы и вовсе закрыт. Непросты отношения и между Ираном и Азербайджаном, хотя в последнее время здесь наблюдается некоторая позитивная динамика. Нельзя назвать однозначными и турецко-грузинские отношения, учитывая определенный интерес Анкары к абхазскому «окну» и фактор абхазской диаспоры в самой Турции. И хотя РФ является кавказским государством (в ее составе находятся 7 республик Северного Кавказа и 2 края, тесно связанных с кавказской политикой), она не имеет общей границы с Арменией. Это в свою очередь делает проблемной для Еревана всю динамику российско-грузинских отношений, подталкивает Армению к поискам «страховочных механизмов» на Западе. Уровень такой «страховки» - отдельный дискуссионный вопрос. Однако не учитывать этот сюжет в выстраивании армяно-российских отношений непродуктивно, особенно если речь идет об общественном, экспертном и журналистском дискурсе. Та же Грузия, стремящаяся с ЕС лишь через «общее» Черное море может достигнуть Болгарии и Румынии (стран-членов Евросоюза и НАТО). Фактор российского соседства не исчезнет, подпиши Тбилиси хоть соглашение о полном членстве в Европейском союзе, что, впрочем, на сегодняшний день не является актуальной опцией. Все факторы, описанные выше, безусловно, придают Кавказскому региону дополнительную конфликтность, поскольку вовлеченные в геополитику Закавказья игроки продвигают различные интересы. По тактике они могут найти определенные соприкосновения (как, например, в процессе нагорно-карабахского урегулирования). Но стратегически вряд ли «геополитический плюрализм» может быть принят стороной, заинтересованной в сохранении своей исключительной роли в регионе, имеющем значительное воздействие на ее внутриполитическую повестку дня.

И в этой связи отнюдь не случайно то, что три государства Закавказья по-разному отреагировали на своеобразное дробление постсоветского пространства. Если Грузия последовательно стремится к реализации прозападного вектора, то Армения рассматривается, как единственный союзник РФ на Южном Кавказе. Азербайджан же продолжает «политику качелей». Но эти три модели включают в себя многочисленные детали, которые важно принимать в расчет, не удовлетворяясь общими выводами.

Так 27 июня 2014 года Грузия была среди подписантов Соглашения об Ассоциации. Однако что бы публично ни говорили представители официального Тбилиси, главным «призом» грузинские руководители (не важно, к какой партии они принадлежат или будут принадлежать) считают интеграцию в североатлантические структуры. Военно-политические гарантии для грузинской безопасности могут заставить власти этой страны действовать себя более уверенно на российском направлении. Однако, даже несмотря на участие Грузии в натовских акциях (прежде всего, речь идет об операции в Афганистане) предоставление ей Плана действий по членству (ПДЧ) не выглядит близкой перспективой. На предстоящем в Уэльсе саммите глав государств Альянса этот вопрос, скорее всего, не получит своего положительного решения. Позиция Германии (ведущей страны в ЕС) поверх серьезных расхождений с Россией по «украинскому вопросу» остается прежней в том, что касается перспектив Тбилиси. По словам федерального канцлера, Ангелы Меркель, «есть другие формы сотрудничества», «но пока не в рамках Альянса». И уж конечно, ни НАТО, и ни ЕС не будут проявлять активность для защиты северокавказского пограничья Грузии от групп радикальных исламистов. Эта тема вообще не слишком активно фигурирует в дискуссиях западных экспертов, хотя их грузинские коллеги и проявляют обеспокоенность по данному вопросу. Однако, будучи темой, интересной и важной для России, она остается актуальным сюжетом российско-грузинского меню поверх всяких ассоциативных договоров с кем бы то ни было.

Не все так просто и с главным кавказским союзником России Арменией. Во-первых, выбор Еревана далеко не так однозначно воспринимают другие участники евразийской интеграции, имеющие свои собственные представления о том, какие приобретения и выгоды от нее они должны иметь, равно как и интересы на Южном Кавказе. Во-вторых, при вступлении в Таможенный союз существует немало проблем, требующих согласования и урегулирования. Иначе они могут отозваться на социальной ситуации внутри самой Армении, что может, в свою очередь ударить по Сержу Саркисяну. И все это, не говоря уже о стремлении Еревана к выстраиванию собственной повестки дня на западном направлении ради недопущения его монополизации Баку.

Что же касается Азербайджана, то в отличие от Армении его руководство не заявляло о готовности присоединиться к интеграционным проектам под эгидой Москвы. Однако после того, как в Астане главы трех евразийских стран поставили свои подписи под Договором об ЕАЭС, интерес к привлечению в него Баку, более, чем явно обозначился. Так, после недавней встречи со своим азербайджанским визави Эльмаром Мамедьяровым министр иностранных дел России Сергей Лавров на их совместной пресс-конференции прокомментировал эту тему следующим образом: «В нашем случае никакого формального приглашения Азербайджана в Таможенный союз или Евразийский экономический союз не было. Но наши руководители касались темы экономического сотрудничества и отмечали, что будем рады любому нашему партнеру, который проявит интерес к сближению с Таможенным и впоследствии с Евразийским экономическим союзами». При этом чрезвычайно интересным выглядел комментарий Лаврова относительно Нагорного Карабаха и разрешения многолетнего армяно-азербайджанского конфликта, очевидно мешающего любому интеграционному проекту с одновременным участием Баку и Еревана. По мнению главного российского дипломата, этнополитическое противостояние не имеет прямого касательства к экономической интеграции и должно рассматриваться в «отдельном пакете». Лавров особо подчеркнул, что Карабах не есть отдельное государство, на территории которого мог бы реализовываться проект ЕАЭС. По его словам, данная территория является «предметом международных переговоров». В схожем ключе комментировал азербайджанские перспективы и Алексей Улюкаев, российский министр экономического развития.

Между тем, кроме вопросов престижа нахождение Армении и Азербайджана в рамках одного интеграционного проекта мало что даст Москве, у которой помимо всяких общих форматов есть хорошо налаженные связи в обеих столицах (как и неплохие личные контакты с двумя президентами). Нахождение Еревана и Баку в одной структуре практически автоматом превратит ее в СНГ-2 с соответствующим уровнем эффективности. Вряд ли поверх карабахской проблемы представители армянской и азербайджанской элиты смогут спокойно и прагматично обсуждать взаимные выгоды друг друга. Между тем, новые проекты Москвы во многом были продиктованы необходимостью интеграции, ориентированной на решение текущих проблем и на дальнюю перспективу. И в этом контексте Россия хотела бы сохранить свой уровень отношений с Азербайджаном (как минимум), понимая все сложности и ограничители на данном пути.

Впрочем, и пойти по пути Грузии, Молдавии и Украины Азербайджан также не спешит, что было обозначено еще в канун Вильнюсского саммита в ноябре 2013года. Реализуя прикаспийский вариант концепции «суверенной демократии», Баку не хотел бы излишне открываться перед Западом. Прежде всего, политически. Экономический же уровень и интерес США и Евросоюза к «энергетической альтернативе» Азербайджан уже не первый год использует с выгодой для себя. Точнее сказать, для своей государственной элиты, в то время, как светская оппозиция была бы готова на грузино-украинский путь. Но внутри ее рядов недостаточно единства, а фактор внешней поддержки не играет в данном случае большой роли.

Подводя предварительные итоги, можно сказать, что страны Закавказья по-разному реагируют на изменение постсоветской конфигурации и трансформацию всего пространства бывшего Союза ССР. Кто-то стремительно идет на Запад, кто-то балансирует, а кто-то пытается реализовывать кооперацию с Россией. Но в любом случае «чистый выбор» здесь крайне затруднен, а значит и крупным игрокам не избежать содержательного диалога по поводу будущего этого региона, хотя украинский кризис сегодня отвлекает все силы. В любом случае не стоит рассматривать сегодняшний выбор тех или иных элит, как «конец истории» или окончательный вердикт. Многое еще тестируется и будет подвергнуто проверкам и испытаниям.

Сергей Маркедонов - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, в июне-июле 2014 года - приглашенный исследователь Института гуманитарных исследованний в Вене (Австрия)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net