Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.07.2014 | Максим Логвинов
Сало, деньги, два ствола
Пока США и ЕС ограничиваются точечными экономическими санкциями в адрес России, Москва де-факто ввела тотальное экономическое эмбарго в отношении Украины. Причем речь идет вовсе не о продукции сельхозназначения, «сале-сыре» и молоке, а о высокотехнологичных промышленных товарах: трансформаторах, турбинах, двигателях и продукции ОПК. Крупнейшие украинские предприятия уже останавливаются и отправляют сотрудников в вынужденные отпуска.
«Если так пойдет и дальше, то через пару месяцев народ с вилами пойдет на Киев», - говорит на условиях анонимности один бывший украинский предприниматель, бежавший в Россию. С другой стороны, полностью отказаться от украинских товаров и в первую очередь - вертолетных двигателей, Россия не в состоянии: отечественные предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию, а зарубежные аналоги слишком дороги.
Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин еще в конце мая заявил, что в ближайшие несколько лет Россия откажется от закупок на Украине оборудования, вооружения и иных составляющих, связанных с ОПК (оборонно-промышленным комплексом). По его словам, России потребуется 2-3 года, чтобы полностью провести импортозамещение продукции ВПК, в том числе наиболее технически сложной, которая сегодня производится на Украине. В частности, наиболее долгий срок, как отметил Рогозин, займет создание в России производств по изготовлению сложных газотурбинных агрегатов и двигателей. "Задача состоит не просто в замене того, что производится на Украине, но и в других странах, а в создании опережающего военно-технического задела, нового оборудования, более современного, - пояснил Рогозин. - Это встряска для российской оборонки только пойдет на пользу». Однако подобные заявления многие эксперты считают, по меньшей мере, слишком оптимистическими: то, что в рамках еще Советского Союза создавалось на протяжении десятков лет, невозможно просто скопировать и перенести на российскую территорию. В первую очередь, речь идет о том же запорожском предприятии «Мотор-Сич». По неподтвержденным данным, российские компании закупают у него продукции на 1,5 млрд. долларов в год. Причем заказы расписаны на несколько лет вперед и формируются уже в ноябре-декабре. Поэтому говорить о том, что мы вот так сразу сможем отказаться от поставок из Незалежной, не приходится. Да, в России есть несколько предприятий, которые также производят аналогичные двигатели, но их качество не идет ни в какое сравнение с украинским, как бы это «дико» не звучало для россиянина, привыкшего слышать, что у нас «самая передовая оборонка».
Тем, кто сомневается в этом утверждении, можно привести в пример Харьковский тракторостроительный завод (ХТЗ), на котором в преддверии Великой Отечественной создавалась легендарная Т-34-ка. Российский Уралвагонзавод - это не что иное, как "клон" харьковского предприятия, эвакуированного на Урал во время Второй мировой. Можно привести еще с десяток примеров высокотехнологичных предприятий в Украине. Тот же харьковский «Турбоатом», в приватизации которого так хотели поучаствовать российские инвесторы. Или завод «Электротяжмаш» (опять же Харьков), который выпускает силовые агрегаты для локомотивов. Корпорация ВЕСТА (Днепропетровск) может дать фору ведущим европейским производителям аккумуляторных батарей. Украинское предприятие владеет несколькими сотнями международных патентов, производство полностью автоматизировано, а продукция поставляется в том числе ведущим немецким автоконцернам. То, что в Баварии закупают украинские аккумуляторы - говорит о многом. «В отличие от тех же итальянцев, свинцовая решетка для наших аккумуляторов не выбивается на свинцовой пластине, а сразу отливается в такой форме. В результате не нарушается структура металла и решетка служит намного дольше западных аналогов», - рассказывал мне в приватной беседе основатель компании ВЕСТА Виктор Дзензерский. Значительная часть компаний может переориентироваться на иностранные рынки, в случае если российские покупатели откажутся от продукции под маркой "сделано в Украине". Но многие предприятия поставляют в Россию 20% и более своей продукции, для них потеря нашего рынка может означать в лучшем случае - сокращение производства, а в худшем - финансовый крах.
Один мой знакомый, который занимается поставками промышленного оборудования крупнейшим российским компаниям, на условиях анонимности рассказал, что в «Трансмашхолдинге» уже месяца три действует негласный мораторий на закупку украинского оборудования. «Компания закупает на Украине комплектующие для производства подвижного состава. На сумму ежегодно порядка 4-5 млрд. рублей. Теперь мы прорабатывает варианты размещения заказов в России», - косвенно подтвердил эту информацию официальный представитель ЗАО «Трансмашхолдинг» Артем Леденев. При этом он не стал уточнять, на каких именно украинских предприятиях велась закупка оборудования. Но оказалось делом весьма несложным, выяснить, что один из возможных поставщиков «Трансмашхолдинга» - это ПАО «Укрэлектроаппарат» (город Хмельницкий). Это предприятие выпускает трансформаторы для локомотивов. Причем это отнюдь не "штамповочное" производство: один трансформатор весит несколько тонн и стоит порядка 100 тыс. долларов. На кого будет переориентировать свою продукцию завод, пока непонятно. По словам источника, уже остановлен ПАО ЗТР (Запорожский трансформаторный завод), который входит в десятку крупнейших мировых производителей. По состоянию на середину июня, все ушли в отпуск на один месяц, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, никто прогнозировать не берется. Не исключено, что одной оптимизацией расходов и поиском новых покупателей, не обойтись. Заводы нужно будет либо продавать, либо закрывать, или рассчитывать на господдержку. Но на последнее в условиях "народного сбора средств" на украинскую армию, рассчитывать не приходится. Киевская казна пуста.
Возможно, именно из-за неопределенной ситуации в Украине, оттуда бегут не только рядовые граждане, но и предприниматели. А те, кто не может "убежать" от своих активов, всеми силами стремится от них избавиться хоть за какие-то деньги. По неподтвержденной информации, собственник "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев не так давно приезжал в Москву и якобы пытался договориться о продаже своего предприятия. Чтобы понять глубину экономической пропасти, на краю которой стоит Украина, достаточно посмотреть на самый наглядный индикатор экономического настроения в стране: динамику рынка коммерческой недвижимости. "Улица Сумская в Харькове. Это все равно, что Тверская в Москве. Раньше ставки аренды в этом месте были под стать если не московским, то питерским точно. - рассказывает управляющая агентством недвижимости "Красная горка" Екатерина Логвинова. - Теперь на каждом втором помещении "красуется" растяжка "Аренда/Продажа". По ее словам, закрываются даже магазины известнейших европейских марок. Причем, как не покажется опять же странным для среднестатистического россиянина, этот бизнес в Украине был до последнего времени весьма прибыльным, и сумочки от ведущих европейских марок по 3-4 тыс. евро за штуку раскупались как горячие пирожки. И эти истории вовсе не из разряда утопических: лично в ноябре прошлого года при въезде в Харьков слышал по местному радио рекламу: "Последние 11 Porsche Panamera на специальных условиях". Могу поклясться, что такого количества Porsche Panamera, которое я увидел в Харькове за два дня, не встречал в Москве и за месяц. А город-то отнюдь не маленький (1.4 млн. человек - больше, чем Нижний Новгород), если вы подумали, что несколько раз встречал одну и ту же машину.
Причем на бОльшей части автомобилей премиальных марок красовлись номера с «тремя семерками» (в Украине четырехзначные номера) - отличительная черта сотрудников силовых ведомств. Другие номера люксовых иномарок при сложении всех цифр неизменно выдавали «21» - что, как говорят, означает принадлежность владельца транспортного средства к "касте правоохранителей". Все эти машины, на которые рядовому гражданину Украины не заработать и за всю жизнь, продолжают пересчитывать ухабы харьковских трасс. Дороги, кстати говоря, клятвенно обещал в своем предвыборном послании отремонтировать губернатор Харьковской области Михаил Добкин, который теперь "записался" в оппозиционеры официальному Киеву. Ролик с этим посланием любой желающий может посмотреть в Интернете. Обещаю, впечатления будут куда ярче, чем от игры высшей лиги КВН.
Поэтому винить «прошлые», или «нынешние» власти Украины в том, что происходит, просто не имеет никакого смысла: ровным счетом ничего не изменилось. Поменялась лишь горстка чиновников и политиков, излишне «мозолившая глаза» населению и не желавшие «делиться» с другими претендентами. Все остальные сохранили и власть и деньги. Только малому и среднему бизнесу, который задушен налогами и поборами, от этого не легче. Вот и ответ на вопрос о причинах наступающего экономического коллапса в Украине. А Россия, в свою очередь, всеми силами подталкивает украинский бизнес к краю этой пропасти. А почему бы и нет, ведь наиболее лакомые куски промышленности можно будет затем выкупить «за копейки».
Но есть и оборотная сторона медали. В качестве ее иллюстрации можно привести ситуацию вокруг Одесского НПЗ, который за долги получил ВТБ. Но завод как не работал, так и не работает. Или еще один пример - пока российские «инвесторы» воевали за ОАО «Криворожсталь» (Украина), контроль над ним получил индийский предприниматель Лакшми Миттал. Может быть, пора перейти от «словестных интервенций» и угроз к реальным действиям, например, заявить не об отказе «покупать украинское», а о поддержке производителей из пока еще остающейся «братской республики»? Тем более что реально заменить значительную часть продукции украинских промпредприятий в России пока нечем.
Максим Логвинов – экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.