Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.07.2014
Тюменская область
14 сентября 2014 года в Тюменской области должны пройти досрочные выборы губернатора региона. 13 мая 2014 года В.В. Путин принял досрочную отставку главы Тюменской области – В. Якушева, который решил подтвердить свои полномочия на региональных выборах.
На фоне остальных кампаний, запланированных на осень, выборы высшего должностного лица данного субъекта Российской Федерации отличаются рядом особенностей.
Во-первых, для региона не характерен высокий уровень оппозиционных настроений. Так, на последних федеральных (2011 год) и региональных (2011 год) парламентских выборах партия власти набрала 62,21% и 54,48% голосов избирателей соответственно. Во-вторых, ныне действующий губернатор получил публичную поддержку федерального центра. В-третьих, для региона характерен высокий уровень консолидации в среде бизнес- и политических элит, лояльных врио губернатора - В. Якушеву. Так, команда губернатора, представляющая собой влиятельную региональную группу влияния, поддерживает конструктивные отношения с региональными отделениями политических партий, региональным парламентом, руководителями муниципального уровня, крупным бизнесом, представленным в регионе (ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Транснефть», ОАО «Сибур Холдинг» и др.). Отсутствие внутриэлитных конфликтов лишает оппозиционных кандидатов потенциальной ресурсной поддержки. В-четвертых, проведение досрочной кампании по выборам главы региона не позволяет оппозиционным партиям мобилизовать все потенциальные ресурсы, имеющиеся у данных акторов в рамках данного периода.
Деловая и политическая карьера В. Якушева вот уже двадцать лет неразрывно связана с Тюменской областью: до 2001 года врио губернатора работал в структуре ОАО «Запсибкомбанк», после – в администрации региона и мэрии г. Тюмень. С 2005 года В. Якушев занимает пост губернатора Тюменской области.
Период губернаторства В. Якушева связан с благоприятными социально-экономическими изменениями, произошедшими в Тюменской области. Так, отмечается позитивная динамика изменения ряда важных показателей. В период губернаторства В. Якушева ВРП Тюменской области увеличился более чем в два раза: с 2215 млрд. рублей в 2005 году до 4618 млрд. рублей в 2012 году. Причем темпы прироста ВРП демонстрируют довольно высокие значения. Наблюдается и рост инвестиций, поступающих в региональную экономику. Так, за период с 2006 по 2012 гг. объем инвестиций, ежегодно поступающих в экономику области, вырос практически в 2,5 раза: с 564 млрд. рублей в 2006 году – до 1353 млрд. рублей в 2012 году. Для региона также характерна и позитивная динамика изменения социально значимых индикаторов. Так, в период губернаторства В. Якушева практически в 2 раза сократилась доля безработного населения региона: с 8,6% по итогам 2004 года – до 4,7% в 2013 году. Кроме того, для региона не характерен высокий уровень дотационной зависимости от федерального центра. Так, по состоянию на начало 2014 года региональный бюджет почти на 90% состоит из собственных доходов субъекта федерации, объем безвозмездных поступлений составляет 10,89% доходов бюджета Тюменской области.
В различных рейтингах оценки эффективности деятельности губернаторов, В. Якушев оценивается высоко. В июньском выпуске (2014 год) рейтинга эффективности губернаторов «Фонда развития гражданского общества» В.Якушев находится на 7-9 месте, получив 92 балла из 100 возможных. В рейтинге эффективности управления в субъектах РФ в 2013 году, подготовленном «Агентством политических и экономических коммуникаций», Тюменская область занимает 7 место.
К числу электоральных преимуществ В. Якушева, детерминирующих очевидное переизбрание врио губернатора, можно отнести следующие. Во-первых, довольно высокий уровень поддержки федеральной и региональной власти, характерный для политических ориентаций жителей Тюменской области. Во-вторых, В. Якушев получил поддержку федерального центра и первого лица государства. В-третьих, врио губернатора опирается на поддержку ключевых ФПГ (ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Транснефть», ОАО «Сибур Холдинг»), присутствующих в регионе и способных оказывать влияние на поведение избирателей в муниципалитетах своего присутствия. В-четвертых, глава региона опирается на административный и партийный ресурс руководства Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, что снижает уровень электоральной неопределенности относительно эффективности проведения кампании В. Якушева на территории данных субъектов федерации. В-пятых, «системность» основных оппозиционных партий региона детерминирует отсутствие значимых конкурентов у врио губернатора. Таким образом, В. Якушев является основным кандидатом на предстоящих выборах и обладает очень высоким электоральным потенциалом, позволяющим ему переизбраться на новый срок, что устраняет электоральную интригу на предстоящих выборах губернатора Тюменской области.
Оппозиционные партии не пользуются высокой поддержкой в среде избирателей региона и не являются ключевыми акторами на политическом пространстве региона, где доминирующие позиции занимают крупные ФПГ и региональная и федеральная исполнительная власть. Совокупный результат всех оппозиционных политических партий на последних федеральных (2011 год) и региональных (2011 год) парламентских выборах составил 37,79% и 45,52% голосов избирателей соответственно.
Региональное отделение ЛДПР является основной оппозиционной партией, представленной в области. На последних федеральных (2011 год) и региональных (2011 год) парламентских выборах либерал-демократы набрали 14,06% и 18,24% голосов избирателей соответственно. На предстоящих выборах ЛДПР будет представлять рядовой депутат регионального парламента - М. Селюков. Выдвижение партией кандидата, не занимающего статусную позицию в структуре руководства региональным отделением ЛДПР, не обладающего высоким уровнем узнаваемости в регионе (отметим, что М. Селюков избран в парламент по списку партии) не позволяет говорить о намерениях партии использовать активную предвыборную стратегию в рамках данной кампании. Отметим также, что в ряды регионального отделения ЛДПР не входит необходимое число муниципальных депутатов, чьи подписи требуются для поддержки выдвижения кандидатов. Таким образом, региональное отделение ЛДПР не является значимым игроком в рамках данной кампании, способным составить конкуренцию врио губернатора на предстоящих выборах главы региона.
КПРФ является второй по значимости оппозиционной партией, функционирующей на территории Тюменской области. На последних федеральных (2011 год) и региональных (2011 год) парламентских выборах коммунисты набрали 11,74% и 13,11% голосов избирателей. На сентябрьских выборах КПРФ будет представлять депутат ГД РФ – П. Дорохин. Электоральный потенциал П. Дорохина, как малознакомого избирателям области политика можно оценить как низкий. Электоральный результат П. Дорохина может быть улучшен в ходе кампании, но незначительно. Отметим, что тюменские коммунисты также не могут самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр на предстоящих выборах, что в случае оказания помощи в сборе необходимых подписей со стороны партии власти нивелирует оппозиционный потенциал регионального отделения партии в рамках данной кампании. Региональное отделение КПРФ и П. Дорохин, таким образом, не представляют серьезную электоральную угрозу для основного кандидата на предстоящих выборах – В. Якушева.
Областные эсеры представляют собой наименее значимого актора на партийно-политическом пространстве региона. Так, на последних федеральных и региональных парламентских выборах «Справедливая Россия» набрала в области 7,39% и 10,09% голосов избирателей. На предстоящих выборах региональное отделение в качестве своего кандидата выдвинуло В. Пискайкина – руководителя фракции эсеров в Тюменской областной Думе. Отметим, что данный кандидат не аффилирован ни с одной из крупных ФПГ, способных оказать поддержку данному кандидату. Кроме того, В. Пискайкин обладает низким уровнем узнаваемости в регионе. Электоральный потенциал кандидата-эсера может быть оценен как низкий. «Справедливая Россия» также не обладает необходимым ресурсом по самостоятельному преодолению муниципального фильтра. Специфика положения «Справедливой России» в партийно-политическом пространстве региона не позволяет говорить о потенциальной возможности повышения уровня соревновательности на губернаторских выборах за счет участия кандидата, представляющего партию эсеров.
Таким образом, для данной кампании нехарактерно наличие электоральной интриги. Специфика предвыборной ситуации, сложившейся в Тюменской области является чрезвычайно благоприятной для врио губернатора – В. Якушева.
Во-первых, команде В. Якушева удалось достичь конструктивных договоренностей с руководством основных оппозиционных партий, представленных на выборах «системными» политиками, не способными составить значимую конкуренцию врио губернатора.
Во-вторых, выдвинутые оппозицией кандидаты являются: либо «чужими» для области (П. Дорохин), либо региональными политиками второго эшелона (М. Селюков), либо не представляют популярные в регионе партии (В. Пискайкин).
В-третьих, все оппозиционные кандидаты не обладают организационным ресурсом для преодоления муниципального фильтра на территории т.н. «Большой Тюмени», что неизбежно ставит данных кандидатов в позицию аутсайдеров в результате содействия в деле сбора подписей со стороны партии власти.
В-четвертых, уже на начальном этапе кампании оппозиционные силы начинают дискредитировать себя в публичном пространстве перед избирателями региона. Так, региональные СМИ успели растиражировать неоднозначные высказывания В. Пискайкина о том, что его устроит результат в 5% голосов избирателей, а участвует он в выборах потому, что оппозиционные партии должны это делать. К числу более опасных в свете предстоящих выборов высказываний лидера тюменских эсеров можно отнести слова о том, что одним из главных предвыборных тезисов политика станет необходимость объединения «Тюменской матрешки» - проблема, традиционно вызывающая неприязнь жителей северной части области.
В-пятых, снижению электорального потенциала «Справедливой России» на предстоящих выборах также способствует и внутрипартийный конфликт, характерный для региональных отделений партии эсеров, функционирующих на территории входящих в состав «Большой Тюмени» регионов. Так, руководство эсеров в ЯНАО и ХМАО публично раскритиковало необходимость участия партии в выборах губернатора Тюменской области, за что было обвинено руководством тюменского регионального отделения партии в сепаратизме.
В-шестых, на современном этапе проведения кампании активно действует штаб В. Якушева, встречающий позитивные оценки работы в среде региональных экспертов. Так, штаб врио губернатора ведет активную работу по трем ключевым направлениям: 1) организация встреч Якушева с населением, руководством муниципалитетов и ФПГ; 2) организации встреч доверенных лиц Якушева с различными целевыми аудиториями на территории «Большой Тюмени»; 3) проведение поддерживающей кампания в СМИ. В тоже время оппозиционные кандидаты активной предвыборной кампании на современном этапе не ведут.
В-седьмых, серьезным фактором, способным позитивно сказаться на электоральном результате В. Якушева, является ориентации на консолидацию и предвыборную работу с населением всех трех регионов т.н. «Большой Тюмени» посредством проведения PR-кампании, нацеленной на формирование позитивного образа власти, стремящейся развивать экономику, инфраструктуру и социальную сферу области в рамках программы «Сотрудничество» (предполагает активное взаимодействие руководства ЯНАО, ХМАО, Тюменской области в деле развития социально-экономической сферы «Большой Тюмени» в целом).
В-восьмых, предвыборная стратегия штаба врио губернатора также нацелена и на нейтрализацию основных электоральных угроз, стоящих перед В. Якушевым: в первую очередь снижения протестного потенциала в среде избирателей, проживающих в крупных городах на севере «Большой Тюмени» (прежде всего: Сургут, Нефтеюганск). Для решения данной проблемы команда врио губернатора запланировала масштабные поездки В. Якушева по городам севера «большой» области, а также активно сотрудничает с руководством ХМАО и ЯНАО.
Таким образом, предстоящие выборы губернатора Тюменской области пройдут в один тур, будут носить низкий уровень конкурентности. Это связано с консолидацией основных ФПГ, присутствующих в регионе, вокруг В. Якушева, в целом высокой поддержкой власти в среде избирателей региона, активной работой штаба врио губернатора по наращиванию поддержки в северных регионах «Большой Тюмени», слабостью региональных отделений основных оппозиционных партий (некоторые из которых сотрясают внутренние конфликты и скандалы), лояльностью руководства исполнительной власти и руководства партии власти на территории ХМАО и ЯНАО.
В соответствии с «Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области» право выдвижения кандидатов на должность губернатора имеют только политические партии. В поддержку выдвижения кандидата от политической партии должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных глав муниципальных образований, составляющие 5% от общего числа указанных депутатов и глав муниципальных образований. Причем в общем числе подписей должны присутствовать 5% подписей муниципальных депутатов и (или) избранных глав из 34 городских округов и муниципальных районов области.
Врио губернатора:
Якушев Владимир Владимирович Дата рождения: 14.06.1968 46 лет на момент выборов |
Срок полномочий: 24 ноября 2005 г. – по настоящее время (с 13 мая 2014 года – врио губернатора) 9 лет непрерывного пребывания у власти на момент выборов |
Удовлетворенность населения (данные Минрегиона): § деятельностью органов исполнительной власти: 2011 г. – 55,8% (▲); 2010 г. – 50,9%. § здравоохранением: 2011 г. – 41,7% (▲); 2010 г. – 33,1%. § образованием: 2011 г. – 76,5% (▲); 2010 г. – 73,1%. § ЖКХ: 2011 г. – 37,4% (▲); 2010 г. – 33,4%. § обеспечением безопасности: 2011 г. – 42,3% (▲); 2010 г. – 36,2%. |
Электоральный опыт - отсутствует. |
• Тринадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов, октябрь 2013 (Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг»): оценка – 4 (по пятибалльной шкале). • Индекс избираемости глав субъектов РФ, выпуск №6, февраль 2014 (Политическая экспертная группа и журнал «Политические технологии»): А (Избрание гарантировано). • Рейтинг влияния глав субъектов РФ в мае 2014 г. (Агентство политических и экономических коммуникаций): место – 8 (очень сильное влияние), средний балл – 6,31 (из 10). • «Кремлевский рейтинг» губернаторов, апрель 2013 (Фонд изучения электоральных процессов и электоральной политики и газета «Неделя»): оценка «3» (по пятибалльной шкале). • Рейтинг эффективности губернаторов, третий выпуск, июнь 2014 (Фонд развития гражданского общества): место 7-9 (очень высокий рейтинг), 92 балл (из 100); динамика (+2 балла). • Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ в 2013 году (Агентство политических и экономических коммуникаций): место 7. |
Лояльность избирателей региона: § федеральные выборы: ЕР - 62,21% (2011); § региональные выборы: ЕР - 54,48% (2011). |
Действующий сенатор (представитель от исполнительного органа государственной власти Тюменской области): Савинов Геннадий Александрович |
Кандидаты на пост губернатора:
КПРФ Результат КПРФ в регионе на выборах в ГД 6 созыва – 11,74%. Результат КПРФ на выборах в Думу Тюменской области в 2011 году – 13,11%. |
Дорохин Павел Сергеевич 25.10.1965; 48 лет на момент выборов. Депутат Государственной Думы ФС РФ. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности. Ранее: 1991-1995 гг. – руководитель ряда предприятий г. Москвы. 1995-1998 гг. – директор госкорпорации «Радиокомплекс» (правопреемник Минрадиопрома СССР) 1998-2000 гг. – помощник депутата Государственной Думы РФ, советник Руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе РФ. 2000-2002 гг. – начальник отдела по взаимодействию с законодательными органами РФ (палатами Федерального Собрания России) Министерства труда и социальной политики РФ. 2002-2009 гг. – работал в Торгово-промышленной палате России. 2010-2011 гг. – советник ЗГД ФГУП «Рособоронэкспорт», г. Москва. С 2011 года – депутат ГД РФ шестого созыва. Выборы депутатов ГД РФ шестого созыва в 2011 году по списку КПРФ (избран). |
Справедливая Россия Результат СР в регионе на выборах в ГД 6 созыва – 7,39%. Результат СР на выборах в Думу Тюменской области в 2011 году – 10,09%. |
Пискайкин Владимир Юрьевич 06.12.1970; 43 года на момент выборов. Депутат Тюменской областной Думы. Заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению.Председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Тюменской области.Директор ООО «Сибирская продовольственная компания». Ранее: В начале 1990-х годов - занимался торговлей автомобилями, недвижимостью, мороженым. Затем создал и возглавил ООО "Сибирская продовольственная компания" и ряд других компаний. С 2008 года – руководитель регионального отделения СР в Тюменской области. С 2008 году – депутат Тюменской областной Думы. Выборы депутатов Тюменской областной Думы в 2008 году по одномандатному избирательному округу - 56,78% (избран). Выборы депутатов Тюменской областной Думы в 2011 году по списку СР (избран). |
ЛДПР Результат в регионе ЛДПР на выборах в ГД 6 созыва – 14,06%. Результат ЛДПР на выборах в Думу Тюменской области в 2011 году – 18,24%. |
Селюков Михаил Викторович 25.06.1974; 40 лет на момент выборов. Депутат Тюменской областной Думы. Заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и финансам. Ранее: 1996 -1999 гг. – специалист ЗАО АКБ «Сибирьгазбанк», С 1999 - директор ООО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «ДЕЛЬТА-ИНВЕСТ». Выборы депутатов Тюменской областной Думы в 2011 году по списку ЛДПР (избран). |
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.