Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.07.2014 | Алексей Макаркин
Новая конфигурация на украинском Востоке
Падение Славянска создало новую ситуацию на Востоке Украины. Украинские вооруженные силы установили контроль над северо-западной частью Донецкой области, которая считалась одним из основных опорных пунктов сторонников ДНР и ЛНР. Игорь Стрелков с большей частью своего отряда смог прорваться из Славянска в Донецк, где сразу же стал претендовать на роль главного военного лидера ДНР (а, возможно, и ЛНР). Президент Петр Порошенко заявляет, что одностороннего перемирия с украинской стороны больше не будет.
Украинское наступление
Для Украины занятие Славянска, бывшего символом сопротивления Киеву, носит важный характер. Порошенко демонстрирует успехи, которые ждет от него украинское общество. В его президентство вначале был занят Мариуполь (второй по величине город Донецкой области, центр металлургической промышленности, подконтрольной Ринату Ахметову), а затем развернуто мощное наступление сразу по нескольким направлениям, основными из которых были приграничное (задача – восстановление контроля над всеми участками российско-украинской границы), славянское и луганское. Одновременно украинские войска продвигаются в направлении Донецка с запада, стремясь прорваться к донецкому аэропорту, контролируемому силовиками Украины, которых осаждают «республиканцы».
На границе пока реализовать свои задачи украинским войскам полностью не удалось – из трех пограничных пунктов в Луганской области, которые контролировались ЛНР («Изварино», «Красный партизан» и «Должанское»), им удалось вытеснить «республиканцев» только из последнего. Впрочем, районы «Изварино» и «Красного партизана» простреливаются украинскими военными, что затрудняет доставку добровольцев и техники в Луганск (но не прекращает полностью этот процесс).
Луганск взять пока не удается, хотя бои ведутся уже в пригородах. Прорваться к городу украинцам удалось с севера, после кровопролитных боев за поселок Металлист. В то же время путь с северо-востока – через поселок Станица Луганская – на сегодняшний момент перекрыт сторонниками ЛНР из числа компактно проживающих там казаков. Именно местное восточное казачество является одной из основных и боеспособных опор «республик» - оно исторически отождествляет себя с Россией. В то же время эффективность российских казаков, находящихся на территории Донецкой и Луганской областей, вызывает вопросы – в частности, «нереестровых» донских казаков атамана Николая Козицына, которых руководство ЛНР обвиняло в измене.
Наибольших успехов украинская сторона достигла на северо-западе, где после отступления Стрелкова из Славянска «республиканцы» в течение минувшей субботы и воскресенья покинули также Краматорск, Дружковку, Константиновку и Артемовск. Впрочем, Краматорск, входящий в одну агломерацию со Славянском, не играл самостоятельной военной роли, а в трех других городах находились лишь небольшие гарнизоны сепаратистов, которые только обозначали присутствие (но даже в таком виде могли контролировать поведение местных властей, которые принуждались к лояльности ДНР).
Сейчас украинские войска, высвободившиеся из-под Славянска, могут продолжать наступление в двух направлениях. Во-первых, через Северск на Лисичанск и Северодонецк – там находятся союзные Стрелкову подразделения Алексея Мозгового (бывшего солиста мужского ансамбля и сотрудника военкомата), который находится в напряженных отношениях с руководством ЛНР. Именно Мозговой оказался единственным командиром, который пытался прийти на помощь Стрелкову, осажденному в Славянске – его отряды действовали с тыла и отбили у украинцев занятые ими город Северск и село Закотное. Однако дальше им продвинуться не удалось, а после взятия Славянска Мозговой начал «оттягивать» свои формирования обратно к Лисичанску. В воскресенье украинцы вновь заняли Закотное и вышли к Северску, в котором, по данным интернет-источника, остался лишь арьергард Мозгового.
Второе направление – от Артемовска и Константиновки на Горловку, последний крупный город перед Донецком с севера. Горловку контролирует полевой командир Игорь Безлер по кличке «Бес», бывший подполковник российской армии, демобилизовавшийся в начале «нулевых» годов и поселившийся в Украине. В Горловке он руководил комбинатом ритуальных услуг (уволен после обвинений в злоупотреблениях), а затем занимался охранным бизнесом. Безлер не подчиняется руководству ДНР и известен своей самостоятельной позицией – он опирается на местных шахтеров и мог позволить себе «автономизм». Сейчас это уже невозможно.
Наряду с военной составляющей украинские власти демонстративно акцентируют внимание на мирной. Прецедентом стал еще Мариуполь, в котором не проходило массовых «зачисток» - однако, в отличие от этого города, украинским властям сложнее опираться на местные органы власти. Если в Мариуполе они вели двойную игру, стремясь не конфликтовать с «республиками» и в то же время не ссориться с Киевом (в городе без особой массовости прошли и «республиканский» референдум, и президентские выборы), то в городах северо-запада области они просто деморализованы. Поэтому там используются другие методы – например, в Славянске организацией гуманитарной помощи занимаются как донецкий губернатор Сергей Тарута, так и его харьковский коллега Игорь Балута, протеже министра внутренних дел Арсена Авакова. А в Дружковку вместе с военными въехал депутат Рады от партии УДАР Егор Фирсов, поднявший над зданием горисполкома украинский флаг и раздавший поручения местному начальству, пригрозив наказанием за их неисполнение.
Порошенко поручил превратить занятый Славянск в образец заботы о местном населении – в воскресенье в городе выстроились большие очереди за привезенными из других регионов продуктами. Украинские военные охотно фотографируются с местными жителями (эта технология заимствована в нынешнем конфликте у российских «вежливых людей» с той разницей, что украинцы действуют без масок). В Славянск и Краматорск направлены пенсионные деньги, которые ранее были задержаны украинскими властями (чтобы они не попали Стрелкову). В то же время демонстративное дружелюбие сочетается с не столь рекламируемыми фильтрационными мероприятиями. Так, были задержаны все милиционеры Славянска, по поводу действий которых пройдет расследование – порядок в городе будут обеспечивать сотрудники МВД из других регионов. В остальных занятых украинцами городах милицию пока не трогают, но расследование обещают. Кроме того, происходит выявление сторонников ДНР среди местного населения – в частности, на центральной площади в воскресенье во время раздачи продовольствия были задержаны три человека, выданные их земляками. Видимо, этот процесс продолжится – как это происходило в Мариуполе.
Фактор Стрелкова: военная диктатура?
Вслед за отступлением из Славянска Стрелков, прибыв в Донецк, сделал ряд заявлений. Он провозгласил себя военным комендантом города и объявил о намерении сформировать совет командиров, который, видимо, примет на себя верховное руководство ДНР и, как минимум, частью ЛНР. В состав совета, скорее всего, войдут Мозговой и Безлер (к которому Стрелков заезжал на пути из Славянска в Донецк).
Решение Стрелкова стать военным комендантом Донецка, на первый взгляд, выглядит неожиданным – он и без того официально является министром обороны ДНР. Однако ничего удивительного в этом нет – в мае эту должность занял командир местного отделения организации «Оплот» Александр Захарченко, которая охраняет донецкий городской совет (и, по некоторым данным, находится с его руководством в деловых отношениях). Захарченко является союзником бывшего командира донецкой «Альфы» Александра Ходаковского, который официально является главой Службы безопасности ДНР, а фактически командует батальоном «Восток» (наличие в распоряжении реальной вооруженной силы в современном Донецке важнее, чем во многом эфемерная должность). Ходаковский не пользуется популярностью среди многих активистов ДНР – крупнейшая проведенная им операция (попытка захвата Донецкого аэропорта) завершилась полным провалом и большими жертвами. Также не удалась и другая его операция – попытка захвата пограничного пункта «Мариновка», после которой «республиканцы» были вынуждены спасаться на российской территории. Ходаковского также подозревают в сотрудничестве с олигархом Ринатом Ахметовым – его люди вместе с «Оплотом» не допустили радикально настроенных сторонников «республик» на территорию ахметовской резиденции.
1-2 июля в Донецке имело место вооруженное противостояние между сторонниками Ходаковского и Захарченко, с одной стороны, и Безлера, с другой. Люди Безлера захватили часть здания местного УВД, которым руководит близкий к Ахметову генерал Константин Пожидаев. Отбивать здание отправились «Оплот» и «Восток», которым удалось вытеснить безлеровцев из города. Характерно, что на их стороне оказался и премьер ДНР Александр Бородай – его официальный представитель заявил следующее: «Игорь Безлер по кличке Бес со своим отрядом захватили здание УВД. В настоящее время проходит антитеррористическая операция, и в случае сопротивления террористы будут уничтожены». Правда, в данном случае обошлось без крайних мер.
В этой ситуации интересы Ходаковского и Захарченко, с одной стороны, и Стрелкова, с другой, могут серьезно разойтись. В воскресенье в Донецке прошел митинг с участием более трех тысяч человек (значительное число для нынешней ДНР), на котором активно продвигалась идея о необходимости лидерства Стрелкова и подчеркивался его героизм. Подобные идеи высказывал, в частности, «народный губернатор» Павел Губарев, который не занимает никаких официальных должностей в ДНР, но стоял у истоков пророссийского радикального движения и пользуется авторитетом среди радикальной части сторонников «республики». Вечером того же дня в интернете появилось неподтвержденное сообщение о том, что Ходаковский с охраной покинул Донецк – в любом случае, это является признаком внутренней борьбы.
Для Стрелкова «донецкие» деятели ДНР представляют собой набор, по меньшей мере, неэффективных функционеров, которые не оказали ему существенной поддержки во время длительной обороны Славянска. Неясно, насколько за эти скобки выведен премьер Бородай, который, с одной стороны, является давним знакомым Стрелкова, а с другой тесно сотрудничает с Ходаковским и участвовал в консультациях с Киевом с участием тесно связанного с Владимиром Путиным украинского политика Виктора Медведчука (для Стрелкова любые компромиссы с украинской стороной выглядят недопустимыми). Похоже, что к Безлеру у Стрелкова претензий нет – его гарнизон в Горловке недостаточно велик (по некоторым оценкам, до тысячи человек разной степени боеспособности), чтобы проводить наступательные операции. Да и с оружием у Безлера, похоже, ситуация не оптимальная, так как он отправил своего близкого соратника Владимира Колоснюка закупать его в украинский Бердянск (где 1 июля его арестовали сотрудники СБУ Украины).
Если Стрелков получит реальную власть в Донецке, то ДНР может занять еще более радикальную и непримиримую в отношении украинской власти позицию, чем сейчас. Территория, которая будет находиться под его контролем, превратится в военный лагерь, где не будут соблюдаться никакие формальности в отношении функционеров ДНР любого уровня - напомним, что он отстранил от должности и арестовал «народного мэра» Славянска Владимира Пономарева. Тем более, что официальные органы ДНР и так и не пользуются особым авторитетом – так, под арестом оказался спикер ее парламента Владимир Макович, обвиненный в причастности к авантюрному штурму украинской воинской части и гибели российского телеоператора.
Риски для возможного «режима Стрелкова»
Но реализация такой программы может столкнуться с несколькими рисками. Первый – наступление украинской армии. Индикаторами дееспособности Стрелкова в качестве главного командира в Донецке в ближайшее время будут служить несколько факторов – способность помочь Безлеру в обороне Горловки, остановить украинские войска на подступах к Донецку и взять Донецкий аэропорт, единственный оставшийся украинский плацдарм в городе. Однако решить все три задачи крайне затруднительно – для этого может просто не хватить сил.
Второй риск – настроения населения, которые меняются не в пользу «республик» из-за затянувшейся войны и увеличения числа жертв, в том числе в городах. 21 июня стало известно, что жители поселка Шабельковка - пригорода Краматорска – разобрали блокпост ДНР и прогнали находившихся там людей (впрочем, вскоре блокпост был восстановлен, а организаторы акции оказались в плену у сепаратистов). В конце июня жители села Пискуновка под Славянском вышли на улицы и не позволили подчиненным Стрелкова оборудовать там свои позиции (позднее Стрелков утверждал, что украинские войска все равно обстреляли этот населенный пункт). В последние дни боев за Славянск от Стрелкова бежали три отряда во главе с командирами «Беркутом», «Филином» и «Минером» (судя по псевдониму, как минимум, «Беркут» является гражданином Украины и, возможно, был сотрудником известного спецподразделения). Стрелков поставил в пример «изменникам» и «дезертирам» командира «Моторолу», о котором достоверно известно, что он гражданин России.
Показательно, что и Безлер, похоже, задумался о корректировке своего образа безжалостного и готового на все полевого командира, способного напугать население. Горловку посетил репортер Forbes Орхан Джемаль, который сообщил о том, что Безлер, хотя и признает авторитет Стрелкова, но относится критически к его методам ведения войны: он считает, что бои надо вести не в городе, а на подступах к нему, чтобы не подвергать риску местных жителей. Также Джемаль сообщил о гуманном отношении этого командира к плененным украинским офицерам (но не национальным гвардейцам, которых его подчиненные расстреливают).
Третий риск – позиция России, которая, как представляется, делает ставку на умеренных и стремится дистанцироваться от радикалов, которые не только неуправляемы, но и все более критично настроены по отношению к российской власти и лично Владимиру Путину. «Сейчас Путин предает не только ДНР и ЛНР, он предает самого себя, Россию, всех нас», - заявил Стрелков в своем письме еще 16 июня, когда он еще не утратил надежды на удержание Славянска при усилении поддержки России. С тех пор его симпатии к российскому президенту явно не увеличились. Зато имя Стрелкова сейчас активно используют русские националисты, которые в 2011-2013 годах участвовали в протестном движении в Москве, а сейчас принципиально разошлись со своими ситуативными союзниками-демократами, но не стали «путинцами». Для них война на Востоке Украины – это начало становления русского государства, а Стрелков является потенциальным лидером национального движения (то есть предназначается ими на роль, с которой не справился полковник Владимир Квачков, превратившийся в маргинальную фигуру).
Однако существование «республик» полностью зависит от поддержки со стороны России, что ограничивает возможности Стрелкова. Тем более против Стрелкова уже началась активная информационная кампания, в ходе которой близкие к Кремлю фигуры обвиняют его в военных поражениях и в нелояльности российской власти. Так, Сергей Кургинян заявил, что «Стрелкову придется объясниться перед своими же ополченцами, перед советом военных командиров Новороссии и перед народом, которому компостировал мозги. Зачем он сдал Славянск бандеровцам?». А писатель Эдуард Багиров высказался не менее резко, назвав настоящую фамилию Стрелкова: «Я - доверенное лицо Путина, а не Гиркина. И я никогда не буду положительно относиться к человеку, который пытается подставить Путина откровенными провокациями или провокационными же заявлениями». Похоже, что Россия оказалась на Востоке Украины перед серьезной проблемой – часть ее сторонников воспринимают происходящие события как «священную войну», что создает затруднения в условиях, когда российские власти маневрируют, стремясь сохранить свое влияние в Украине и при этом избежать западных санкций. Подобные маневры неизбежно сталкиваются с «военной» логикой, в рамках которой социально-экономические аргументы не имеют никакого значения.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.