Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

15.08.2014 | Евгений Бай

Энергетический кошмар президента Мадуро

Власти Венесуэлы с начала этой недели закрыли на ночное время – с 10 вечера до 5 часов утра границу с соседней Колумбией. Одновременно вдоль границы было размещено 17 тысяч венесуэльских военных. Эти меры, о которых объявил представитель венесуэльских вооруженных сил генерал Владимир Падрино, были приняты для того, чтобы пресечь масштабную контрабанду товаров из Венесуэлы, главным из которых является бензин. По словам Падрино с начала 2014 года венесуэльские войска перехватили 21 тысячу тонн контрабандных продуктов питания и 40 миллионов литров бензина. В чем же кроется причина столь масштабной контрабанды?

В свое время Уго Чавес в свойственной ему популистской манере ввел значительные дотации для ряда таких важных продуктов потребления венесуэльцев, как мясо, мука, сахар, масло и многих других. Но с инфляцией, которая превышает в Венесуэле 60 процентов и невероятными ножницами между официальным курсом боливара по отношению к доллару и его рыночными котировками эти продукты стали предметом особого внимания контрабандистов.

Особенно наглядно привлекательность такого рода бизнеса видна, если сравнить цены на бензин в Венесуэле и Колумбии. Литр высокооктанового бензина стоит в Венесуэле 9 сентимов, заправка одного бака обходится в 4,5 боливара. По официальному обменному курсу один американский доллар стоит 6,3 боливара. Таким образом, за полный 50-литровой бак бензина венесуэльцы платят всего 75 американских центов. Но это по официальному курсу. А если взять курс черного рынка (1 доллар = 80.61 боливаров), то стоимость заправки бака автомобиля обойдется приблизительно в 5-6 американских центов. Как говорится, невероятно, но факт.

В соседней же Колумбии один литр такой же марки бензина стоит около 1.11 доллара (данные на середину августа). То есть он там дороже больше, чем в сто раз. Нетрудно подсчитать прибыль, которую получают контрабандисты, перевозящие горючее через тропические леса на границе двух стран. Несколько проданных в Колумбии бочек венесуэльского бензина дадут контрабандисту колоссальных доход, которого хватит и на транспортировку горючего и на подкуп пограничников.

Однако попытки свалить экономические проблемы исключительно на контрабандистов - чистой воды лукавство. Самая богатая по обнаруженным запасам нефти страна в мире, Венесуэла, переживает острейший экономический кризис, вызванный порочной моделью, внедренной покойным Уго Чавесом и усугубленный некомпетентным правительством его преемника Николаса Мадуро.

Власти не могут не понимать, какое бремя для экономики Венесуэлы представляют субсидированные цены на бензин. Местные журналисты долгое время пытались выяснить, во сколько обходится «народный бензин» властям. И вот не так давно, министр нефтяной и горнорудной промышленности Рафаэль Рамирес признался, что бюджету это стоит 12 миллиардов долларов в год. «Бак своего автомобиля заправляет не сам ее хозяин, а наша нефтяная компания Petroleos de Venezuela»,--сказал он.

Уго Чавес неоднократно сетовал на создавшуюся «несправедливую историческую ситуацию» и высказывал намерение ее исправить, но дело так и не сдвинулось с места. Теперь правительство Николаса Мадуро вновь заговорило о необходимости повысить цену на бензин. Теоретически речь идет о существенном повышении – в тридцать раз. Но власти опасаются не просто социальных волнений, а всенародного бунта. Наподобие того, что разразился в стране в 1989 году при президенте Карлосе Андресе Пересе. Тогда попытки всего на 30 процентов поднять цену на бензин вызвали настоящую революцию. «Подсевшие» на бесплатный бензин миллионы бедных венесуэльцев объявили войну властям. На разгон массовых акций протеста были брошены почти вся армия страны. По официальной статистике в столкновениях с военными за несколько дней погибло 300 человек, но сами венесуэльцы считают, что жертв было в десятки раз больше.

Нерешенность проблемы субсидированных цен на бензин осложняет положение государственной компании Petroleos de Venezuela, переживающей далеко не лучшие времена. Еще в середине прошлого года венесуэльские экономисты заговорили о том, что стране придется продать значительную часть своих нефтяных активов. В настоящее время Венесуэла добывает 2.48 миллионов баррелей нефти в день (в «нулевые» годы компания добывала в среднем 3 миллиона баррелей нефти). Сейчас по своим показателям она занимает 13 место в мире, уступая на своем континенте Мексике (8 место) и Бразилии (10 место).

«PDVSA является нашей главной проблемой и главной головной болью, - считает экономист крупнейшего университета страны-Universidad Central de Venezuela Хавьер Эрнандес. - Она стала жертвой популистской политики правительства. С одной стороны власти в электоральных целях разрешили в стране практически бесплатный бензин для создания иллюзии всеобщего благосостояния. С другой стороны страна также практически задарма отдает сотни тысяч баррелей нефти своими союзникам-Кубе, Никарагуа и другим. Наконец кризис в нефтяной отрасли вызван и политикой сохранения слишком слабого доллара, что привело к финансовому и экономическому дисбалансу, которого нет ни в одной латиноамериканской стране».

Какой же выход из создавшейся ситуации видит президент Мадуро? Разумеется, закрытием границы для контрабандистов его не решить. По данным испаноязычной газеты США El Nuevo Herald правительство Венесуэлы собирается продать главный бриллиант в свое нефтяной короне - компанию Citgo. Citgo, штаб-квартира которой находится в Хьюстоне, является филиалом Petroleos de Venezuela. Citgo –шестая по величине сеть автозаправочных станций в США. В ее распоряжении 5900 заправок по всей территории Америки, а в таких штатах, как, например как New Jersey она уже давно монополизировала продажу бензина. Citgo-успешная компания в отличие от своей «матери». В 2013 году она продала бензина на сумму 42 миллиарда 300 миллионов долларов, получив прибыль в размере 1 миллиарда 800 миллионов долларов.

Но, несмотря на эти высокие доходы, правительство Мадуро решило продать ее и для этой сделки уже нашло подходящий американский инвестиционный банк- Lazard Ltd. Долгосрочные перспективы «покорения» рынка США преемника Чавеса, похоже совсем не интересуют. Ему нужен кэш. Срочно. От продажи Citgo венесуэльские власти намерены получить от 10 до 15 миллиардов долларов. Эти деньги, считают они, помогут им сбалансировать бюджет, устранить существующий в стране дефицит продовольствия и товаров первой необходимости и таким образом сбить волну социальных протестов, которые с той или иной степенью интенсивности продолжаются в Венесуэле с середины прошлого года.

Однако, как считают независимые экономисты, продажа Citgo приведет к тому, что Венесуэла потеряет гигантский американский рынок. Экспорт венесуэльских углеводородов в США сокращается из года в год. В 2011 году Венесуэла поставляла на американский рынок 1.02 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. В 2012 это количество сократилось до 890 тысяч баррелей, а теперь составляет 755 тысяч баррелей. Как пишет газета El Universal, главными клиентами Венесуэлы стали Индия и особенно Китай. Но Китай, в отличие от США, предлагает не «живую валюту», а осуществляет венчурные закупки нефти через всевозможные китайско-венесуэльские фонды. Независимые экономисты Венесуэлы убеждены, что сокращение объема торговли с США и переориентация нефтянки на Китай приведет лишь к увеличению дефицита бюджета и никоим образом не будет способствовать подъему нефтяной промышленности страны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net