Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.07.2005 | Валерия Филимонова
ПИАРЩИКИ "В ЗАКОНЕ"
На этой неделе Российская ассоциация по связям с общественностью отпразднует в усадьбе "Архангельское" "День PR-специалиста", который приурочен к годовщине государственной регистрации профессии "Связи с общественностью". Пиарщики уже 2 года как "в законе". За последние десять лет профессия претерпела ряд изменений, которые были вызваны как сменой политической обстановки, так и сменой восприятия Public Relations общественным мнением. Да и сфера деятельности PR за последнее время значительно расширилась: область применения простирается от внутрикорпоративного до Government PR. В этой связи хочется выяснить, какими же стали PR-специалисты и что ждет в будущем PR-рынок. Мы задали нашим постоянным экспертам Михаилу Виноградову, Юрию Любашевскому, Игорю Писарскому и Станиславу Радкевичу два вопроса:
1) PR-специалист вчера и сегодня: какие новые качества появились в представителях профессии за последнее десятилетие?
2) Как будет изменяться, на Ваш взгляд, рынок PR в нашей стране?
Михаил Виноградов - руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА":
1) В первой половине 90-х понятие PR было весьма размыто. "PR-специалист" было скорее самоназванием для пробовавших себя в отрасли представителей гуманитарных специальностей (социологов, психологов, политологов, журналистов) и гуманитарно ориентированных "технократов". Им было тесно в рамках научной деятельности или на непрофильной работе, и PR-отрасль с ее перспективами и более высокими доходами вызывала большой интерес. С тех пор многое изменилось.
Происходит усложнение структуры PR-услуг. Постепенно из PR обособляются government relations, investor relations, управление организационной культурой, внутрикорпоративные коммуникации.
Развиваются отрасли, тесно пересекающиеся с PR - прежде всего, реклама и маркетинг. И порой именно они пробуют взяться за решение тех проблем, которыми традиционно занимаются PR-агентства.
На рынке политического PR качество услуг остается неровным. Задействовать здесь рекламистов и маркетологов малоэффективно: им трудно приспособиться к своеобразному темпу политической жизни, а объем гуманитарных знаний у них недостаточен. Социологи и политологи, в свою очередь, оказались психологически раздавлены заметным снижением скорости политической жизни. Даже работая на рынках стран СНГ, они подчас не могут преодолеть миф о заведомой предрешенности исхода любого политического спора. При этом сокращается приток на рынок политконсалтинга перспективной и квалифицированной молодежи, которая раньше создавала серьезную конкуренцию "старшим товарищам".
В целом ниша на рынке для PR-услуг сохраняется. В этом нас убеждают и крупные обороты PR-агентств, спрос на услуги которых по-прежнему велик. Тем не менее, темпы модернизации PR-отрасли пока отстают от ожиданий клиентов.
2) На фоне разговоров о том, что на смену мировым религиям и государственным идеологиям приходит эпоха идеологий корпоративных, будущее PR выглядит довольно оптимистично - несмотря на то, что многие участники рынка все менее охотно оперируют словом PR и ищут эвфемизмы, призванные перепозиционировать свои услуги. Отчасти этот кризис вызван тем, что PR как наиболее тонкий инструмент воздействия на целевые аудитории в политике востребован меньше, чем раньше, а в экономике еще не отвоевал себе необходимое жизненное пространство.
Важнейшие изменения, которых следует ожидать на рынке, будут связаны с ростом спроса на комплексные услуги, включающие себя маркетинг, рекламу и PR. Маркетологи и рекламщики здесь проявляют большую активность, все активнее берясь за оказание PR-услуг. Иногда они достигают успеха. Иногда, наоборот, кустарными действиями способствуют дискредитации понятие PR. Тем не менее, у специалистов PR-рынка есть шанс отвоевать лидерство. Но для этого PR-отрасли предстоит процесс самомодернизации. Несмотря на обилие специальной литературы, в PR сегодня практически нет "российских гуру", а предлагаемые западными специалистами технологии порой трудно адаптировать к российскому рынку.
Задача, стоящая перед специалистами в сфере PR сегодня - повлиять на рынок так, чтобы заполучить право произносить "заключительное слово" всякий раз после того, как работа рекламщиков и маркетологов считается ими самими и заказчиком законченной. "Точечная настройка" образов, имиджей и концепций, изучаемых первыми и создаваемых вторыми должна проводиться третьими - специалистами PR. В конечном счете, сегодня продукты стандартизируются и закрепляются в собственных ценовых нишах так быстро, что единственное поле для маневра, единственная возможность приложить сверхусилия и получить сверхприбыль - повлиять на коммуникацию потребителя и информации о продукте. Пресловутое манипулирование образами должно уступить свое место манипулированию смыслами, реклама и маркетинг должны уступить место PR. Единственное "но" - это возможно только в случае технологизации PR.
У PR в этом отношении есть ряд существенных преимуществ - в рекламе слишком сильна творческая составляющая, в маркетинге - аналитическая. PR является же удивительным - пусть во многом и случайным - синтезом того и другого. Качественный PR-продукт должен перестать быть исключительным "произведением искусства" единиц из тех, кого считают "профессионалами". Профессионалами должны стать многие, оставив самым профессиональным и талантливым место "гениев PR". В конце концов, "душа компании" не перестанет жить в людях и брендах, а лишь получит новое пространство жизни - технологии. Для первого шага модернизации рынка вполне достаточно.
Юрий Любашевский - президент холдинга "Русская школа PR":
1) PR-специалист за последние 10 лет как раз и появился, сравнивать не с кем. Вчера и даже раньше PR-ом занимались, но те, кто имел к нему склонность, или желание, или так выпадало. Иногда удачно получалось у представителей смежных профессий - журналистов, психологов, социологов, политработников и спецпропагандистов. Хуже получалось у экономистов. PR-специалисты появились к концу 90-х, притом уже на нашей национальной основе. В немалой мере это были первые выпускники PR-факультетов, но в первых десятках работников таких все же не много. Мне более знаком политический PR. По собственному опыту. Что касается корпоративного PR (знаю его поверхностно), то знакомство с некоторыми проектами и материалами энтузиазма не вызывает. Думаю, что влияние западных сетевых компаний принесло вред корпоративному PR, он менее креативен, чем политический. О государственном PR говорить накануне профессионального праздника не хочется - слишком грустно. Еще более грустная тема международного PR России.
2) Все же о качествах. Возникает прослойка серьезных профессионалов, которые могут понять друг друга и признают уровень друг друга. Большинство группируются вокруг РАСО и нашего замечательного Президента. Но есть независимые и, конечно, много самозванцев и прочих аферистов. Качества понятны: разносторонняя гуманитарная подготовка, высокий уровень узкопрофессиональных (собственно пиаровских) знаний, блестящее владение устным и письменным словом, организованная способность, лидерские качества. Есть такие люди в PR-сообществе? Есть, конечно, хотя и не много. Фамилии на слуху. Есть еще группа фамилий приближенных. Они блистательно идут от провала к провалу и еще лучше объясняют неизбежность и непричастность.
Игорь Писарский - председатель Совета директоров Агентства "Р.И.М. Портер Новели":
1) Базовых отличий специалистов "новой формации" от "старичков" несколько: они, как правило, имеют профильное (часто второе) профессиональное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникационной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менеджеры, в отличие от менеджеров "ненормальных", определяющих рынок десятилетие назад.
2) Рынок становится "нормальным". Сложным, конкурентным, технологичным, растущим вместе с ростом экономики. Если последняя не обвалится, рынок будет развиваться. Основные тренды следующие: технологичность; усиление присутствия транснациональных коммуникационных сетей и, вследствие этого, процессов взаимной интеграции российских и международных компаний; плавная смена игроков в лидирующем пуле компаний. За последние два-три года список лидирующих на рынке компаний обновился более чем наполовину.
Станислав Радкевич - руководитель департамента аналитики ГК "НИККОЛО М":
1) Главное из этих качеств - профессионализм. Многие представители цеха сегодня настоящие мастера своего дела. Десять лет назад еще была путаница в теории, в понятиях: PR, реклама, месседж, коммуникации. Про практику и говорить не приходится. Смех сквозь слезы. Конечно, еще и сегодня кое-где всплывают пиарщики-сверхчеловеки, которые будут измерять силу воздействия кармы кандидата на электорат в ньютонах и покажут соответствующий прибор. Но это уже большая редкость. Сегодня большинство пиарщиков, по крайней мере, знают, что такое месседж, и как и до кого его нужно доводить. Конечно, среди них есть таланты, люди с искрой божьей и бездари. Но это уже не проблема цеха. Это проблема homo sapiens как биологического вида.
И еще один важный момент - профессиональная этика. Все больше людей в цеху задумываются о том, что такое хорошо и что такое плохо. Десять лет назад реплику какого-нибудь местного политика типа "выборы-то закончатся, а жизнь-то будет продолжаться" пиарщик, скорее всего, пропустил бы мимо ушей. Сегодня - задумается. Если есть чем.
2) Пока будут четвертовать демократию, будет сокращаться, видоизменяясь, и рынок PR. PR - это ведь, дословно, общественные связи. Увеличивается гнет бюрократической вертикали - сокращается число горизонтальных общественных связей - "схлопывается" пиаровский рынок.
Потом, сообразно исторической традиции, пойдет обратная волна. Бюрократов, как в 91-м, пинками повыгоняют из кабинетов, вертикаль рухнет, и количество внутриобщественных связей скачкообразно возрастет. Соответственно, вырастет и рынок PR. Надо быть к этому готовым.
Особый вопрос - что делать пиарщикам сегодня. Есть несколько стратегий выживания. Одна - прейти в соседние области, например, маркетинг или рекламу. Другая - сосредоточиться на бизнес-пиаре: там пока не заскучаешь. Третья - попробовать себя за границей Отечества, не везде же, слава Богу, всеобщая вертикализация. И, наконец, можно из политического PR перейти в чистую политику, попробовать расшатать вертикаль... или, наоборот, укрепить ее. Вариантов много. Важно только про этику не забывать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.