Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.09.2014 | Евгений Бай
Россия-США: вопросы, поважнее Украины
Накануне 11 сентября, годовщины нападения «Аль-Каиды» на Америку, президент США Барак Обама выступил с речью, посвященной борьбе с исламскими экстремистами, которые основали так называемое «Исламское государство» (ИГ) на территории Сирии и Ирака. Речь Обамы была выдержана в жестких тонах, и он неоднократно повторил, что его цель - «уничтожить» это государство террора, которое, по его мнению, превратилось в «раковую опухоль», угрожающее всей земной цивилизации. Таким образом, впервые за несколько месяцев основной темой своей внешней политики Обама избрал борьбу с исламистами, а не противодействие России, которая, по мнению американского руководства, активно вмешивается, в том числе и военным путем в дела соседней Украины.
Однако речь Обамы вызывает вопросы, которые в равной степени обращены как к Белому дому, так и к Кремлю. Означает ли признание ИГ главной угрозой цивилизации то, что теперь Вашингтон пересмотрит свою стратегию и, возможно, откажется от слишком резкого противостояния с Россией, чтобы начать сотрудничество с ней в борьбе с исламистами? И с другой стороны, откажется ли Москва от противостояния с Америкой и Западом в целом, чтобы объединить усилия по уничтожению «раковой опухоли», которая в одинаковой степени угрожает Америки и России?
Первоначальная реакция Москвы не внушает особого оптимизма. МИД РФ осудил решение Обамы подвергнуть воздушным ударам районы Сирии, где базируются боевики. Как заявил официальный представитель МИД Александр Лукашевич «нанесение авиаударов США по позициям террористов из организации «Исламское государство» в Сирии без согласия официального Дамаска и санкций СБ ООН стало бы актом агрессии против этой страны и грубым нарушением норм международного права».
Москва уже давно критикует команду Обамы за невнятную внешнюю политику в Ираке, Ливии, Египте, за постоянные угрозы в адрес сирийского правительства Башара Асада. Парадоксальным фактом стало то, что именно Россия летом этого года направила в Багдад партию боевых самолетов, в то время как Вашингтон, в ту пору сосредоточившийся на том, чтобы «свалить» непопулярного иракского премьера Нури аль-Малики отнюдь не спешил оказать иракским властям военную помощь.
Сейчас Обама пытается сколотить коалицию стран, которая будет в состоянии разгромить исламистов. Но кто будет входить в нее? Саудовская Аравия или Катар, которые сами породили исламистского монстра, выпестовали, вооружили и осыпали его деньгами? По сути, наиболее серьезным игроком в борьбе против «Исламского государства» может быть в настоящее время лишь режим Башара Асада, уже много месяцев достаточно успешно противостоящий разрозненной оппозиции, подавляющее большинство которой воюет под черными знаменами террора. Однако для Обамы переговоры с Асадом совершенно неприемлемы.
Каков же выход? В хоре критиков внешней политики Обамы только что раздался голос, призывающий Белый дом к пересмотру его нынешнего отношения к России. Американец Джером Исраэль опубликовал в газете The Baltimore Sun колонку под заголовком «Соединенным Штатам нужна Россия».«Много известных аналитиков согласны с тем, что наша политика в отношении России является порочной, но мой собственный вывод заключается в том, что нам нужна Россия, - пишет автор статьи, – Противопоставление себя России на Украине и стремление любым способом втянуть Украину в западную сферу влияния является совершенно глупой игрой, учитывая, что перед Америкой стоят более глобальные стратегические проблемы. Мы должны пересмотреть планы расширения НАТО, нам нужен опыт русских на Ближнем Востоке, в конце концов, это мистер Путин помог нам избежать вооруженного вторжения в Сирию. И мы забываем, что его правительство предупреждало нас в отношении готовящегося взрыва бомбы на марафоне в Бостоне».
Такое ощущение, что статья была написана каким-то американским профессором-леваком, симпатизирующим России. Но нет, Джереми Исраэль – бывший высокопоставленный сотрудник Агентства национальной безопасности США и ФБР с 25-летним стажем, и в предвзятости его никак не упрекнуть. Нельзя сказать также, что это – голос вопиющего в пустыне. Бывшего сотрудника АНБ в той или иной степени поддерживают ряд влиятельных вашингтонских политиков и экспертов. Как только что заявил глава вашингтонского Совета по Международным отношениям Ричард Хаас, «мне не представляется, что Россия и Иран абсолютно враждебно относятся ко всему тому, что мы намереваемся сделать в Сирии и Ираке, поскольку и они совершенно не заинтересованы в том, чтобы ИГ набирало силу. Иран вложил большое количество ресурсов в Ирак, и он крайне нервозно относится к радикализации суннитов. От 10 до 15 процентов населения России составляют мусульмане, и они также не хотят радикализации мусульманского мира. Таким образом, я не полностью исключаю возможность некоего ограниченного сотрудничества с Москвой и Тегераном».
С другой стороны и Москва заинтересована в возобновлении сотрудничества с США в борьбе против исламистов. Сейчас российское руководство занято лишь одной страной –Украиной. Россия оказалась отрезанной от большой политики, в которой она занимала важное место, начиная от активной поддержки Америки после трагических событий 11 сентября 2001 года и заканчивая решающей ролью, которую сыграл президент Путин в освобождении Сирии от химического оружия и предотвращении военного удара США по этой стране. Совершенно очевидно, что возвращение на позиции глобального игрока - в интересах Кремля, но вероятно, что это процесс, учитывая накал страстей вокруг Украины, займет много времени и потребует и с российской, и с американской стороны готовности к компромиссам.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.