Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.10.2014 | Сергей Слободчук
«Крошка сын» из династии диктаторов Дювалье
«Мажорный» диктатор Жан-Клод Дювалье скончался от сердечного приступа в пригороде Порт-о-Пренса (Гаити). Свой пост «пожизненного президента» Дювалье-младший получил в наследство от отца Франсуа Дювалье и ничем выдающимся за 15 лет правления не отличился. Зато «Папа Док» Дювалье вошел в историю XX века как конструктор такого диктаторского беспредела, перед которым бледнеют даже самые изощренные «таланты» из числа средневековых мракобесов.
Пост «пожизненного президента» достался Дювалье-младшему в возрасте 19 лет (собственно, отсюда его прозвище «Бэби Док» как производное от «Папа Док») в наследство от отца, одного из самых одиозных диктаторов века Франсуа Дювалье. Эдвард Люттвак в книге «Государственный переворот. Практическое пособие» приходит к выводу, что диктатура семьи Дювалье строилась по формуле «максимальная безопасность и нулевое экономическое развитие», когда все доступные финансы тратились на аппарат подавления, семью и окружение диктатора, а все оставшееся население существовало в условиях террора, бесправия и нищеты. А все «прелести» ежедневной жизни на Гаити в виде террора тонтон-маковтов, культа вуду, нищеты населения и т.п. желающие могут почерпнуть из романа «Комедианты» Грэма Грина. СМИ тиражируют оценки правозащитных организаций, что жертвами террора семьи Дювалье за все годы правления стали от 40 до 60 тысяч человек.
Но секрет устойчивости диктатуры Дювалье, существовавшей с 1957 по 1986 годы, кроется не в формуле «максимальная безопасность и нулевое экономическое развитие». Дело в том, что и старший, и младший Дювалье старались соответствовать курсу США на создание четко выраженных антикоммунистических режимов, которые бы служили барьером от распространения левой идеологии в Латинской Америке. Хотя, справедливости ради, надо признать, что в 1959 году США в период администрации Дуайта Эйзенхауэра руками вооруженных повстанцев из числа кубинцев и гаитян пытались свергнуть «Папу Дока». Но затем отношения между Дювалье и администрацией США наладились, похолодание наблюдалось разве что в период администрации Джимми Картера. Поэтому до тех пор, пока диктатура семьи Дювалье выполняла функцию антикоммунистического заслона, США были готовы закрывать глаза на внутренние «проделки» «Папы» и «Бэби Дока».
Но к середине 80-х, к началу второго срока президента Рональда Рейгана, «концепция изменилась». Коммунистические и социалистические режимы по всему миру вошли в полосу кризиса, из которого большинство так и не вышли. А раз «красная угроза» больше не считалась пунктом №1 на повестке дня, то никто и не собирался дальше терпеть мракобесов и изуверов. Да еще и финансово поддерживать в ущерб собственной репутации. Поэтому США и страны Запада начинают курс на сворачивание поддержки диктатур, в первую очередь в близлежащих Латинской Америке и на Карибах. Например, доходит до того, что президент Рейган публично называет диктатором «конституционного президента» Парагвая генерала Альфредо Стресснера, еще вчера – убежденного антикоммуниста и союзника №1 в Латинской Америке. А на практике такой поворот означает, что Конгресс отказывает диктаторским режимам в торговых льготах, накладывает вето на помощь МВФ и МБРР, администрация США сворачивает военные поставки и т.д. Как итог, в 80-е годы в Латинской Америке обрушиваются сразу несколько военных режимов. Например, что касается режима Стресснера, то соратники смещают генерала в ходе военного переворота 1989 года.
К началу 1986 года дошла очередь и до Жан-Клода Дювалье. В ноябре на Гаити вспыхнули массовые протесты – диктатор попытался подавить выступления с помощью армии, но каждая попытка стрельбы по толпе только подливала масла в огонь. Поэтому 7 февраля 1986 года сам Дювалье-младший вместе с семьей бежит из страны, а ему на смену к власти приходит хунта под названием Национального совета во главе с генерал-лейтенантом Анри Намфи. С тех пор Жан-Клод Дювалье проживал во Франции, проводя время в особняках и на личных яхтах. Но в 2011 году сценарий его жизни сделал неожиданный поворот – Дювалье публично попросил прощения у гаитян, а затем вернулся на Гаити. Проснулась совесть? Нет, просто закончились деньги – диктатор оказался перед угрозой принудительной потери «всего, нажитого непосильным трудом». Сначала в середине 80-х суд штата Флорида постановил, что Дювалье должен выплатить компенсацию жертвам режима, затем в 1994 году администрация Франции конфисковала виллу в Каннах, а в 2002 власти Швейцарии предприняли первую попытку заморозить и конфисковать все банковские счета семьи Дювалье[1].
В 2011 году власти Швейцарии по требованию администрации Гаити заморозили очередные 4 миллиона долларов на счетах «Бэби Дока». Именно по этой причине Дювалье-младший и решился на отчаянный шаг, отправившись на Родину. Замысел состоял в том, чтобы прибыть на Гаити и оперативно вернуться назад. Таким образом Дювалье планировал на деле доказать швейцарским властям, что администрация и народ Гаити не имеют к нему никаких претензий. Но жизнь внесла свои суровые коррективы – на Гаити экс-диктатора взяли под стражу. И хотя суд первой инстанции в январе 2012 года постановил, что Дювалье нельзя привлечь за преступления против человечности по причине истечения срока давности, но в феврале 2014 года Апелляционный суд отменил предыдущее решение, охарактеризовав его как «неполное». Поэтому с момента ареста в 2011 году и до самой смерти «Бэби Док» находился под домашний арестом в особняке одного из пригородов Порт-о-Пренс, откуда уже так и не вышел. А его история демонстрирует, что при желании, комбинируя различные юридические и финансовые методы, можно найти управу на любого диктатора, сбежавшего от ответственности.
[1] См. подробнее «Крошка сын в ответе за преступления диктатуры» - http://www.politcom.ru/17227.html
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.