Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

05.11.2014 | Алексей Макаркин

Феномен «Самопомощи»

Результат, полученный «Самопомощью» - партией мэра Львова Андрея Садового – на выборах в Раду, стал сенсацией. Партия, малоизвестная за пределами Украины, получила почти 11% голосов избирателей, заняв третье место. Ее успех объясняется недоверием немалой части украинских избирателей к ведущим политикам и надеждами на лучшее в случае прохождения в Раду общественных активистов.

Партия мэра

Впрочем, Андрей Садовый отнюдь не является новичком в политической жизни, хотя никогда не занимал постов общенационального масштаба (министра или депутата Рады). Он родился в 1968 году, занимался бизнесом во Львове (в том числе был издателем журнала и главой совета директоров телерадиокомпании), в 1998-2002 годах избирался депутатом горсовета, в 2000-2002 годах возглавлял наблюдательный совет культурно-просветительного фонда им. митрополита Андрея Шептицкого Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). К этой церкви, исторически влиятельной на Галичине, но запрещенной в СССР до «перестроечных» времен, принадлежат многие украинские политики, популярные на Западе страны – например, премьер-министр Арсений Яценюк и лидер «Свободы» Олег Тягнибок.

В отличие от Тягнибока, Садовый позиционирует себя как умеренный, проевропейский политик. В 2004 году он основал общественное движение «Самопомощь» - с прицелом на ближайшие выборы мэра Львова. Выбор названия был весьма удачным с учетом менталитета населения города, в котором немалую роль играет исторический фактор. При этом Садовый оказался более дальновидным политиком, чем «свободовцы», апеллировавшие к временам ОУН-УПА, организаций, вызывающих, по меньшей мере, подозрение в Европе, а также ярко выраженное отторжение в соседней Польше, где не забыли «волынскую резню» 1943 года. Неудивительно, что в Евросоюзе позитивно восприняли успех «Самопомощи» на нынешних выборах, тогда как деятельность «Свободы» вызывает у ЕС явную настороженность. Также Садовый не обращался к опыту Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), государственного образования, существовавшего на территории Галичины в 1918-1919 годах – ее история была недолговременна и закончилась неудачей.

Садовый сделал ставку на позитив – на апелляцию к опыту кредитных кооперативов, существовавших в Галичине в начале XX века. Одним из таких объединений было общество «Краевой Союз ревизионный», выпускавшее газету «Самопомощь» под лозунгом «В единстве - сила» и с принципами существования — «Самоорганизация, самодисциплина, самоуправление». Впоследствии этой идеологией прониклись украинские эмигранты в США, которые в 1947 году в Нью-Йорке основали подобную организацию. До сих пор в США действуют кредитные союзы с одноименным названием, инициированные теми же выходцами из Украины. Садовый позиционировал свою структуру как пример самоорганизации жителей Львова, направленный на отстаивание прав жителей, реализацию социальных проектов для пенсионеров, продвижение здорового образа жизни, создание учебных программ для семей и молодежи. К настоящему времени, по данным «Самопомощи», в ее проектах участвовали около 100 тысяч львовян (население Львова – более 700 тысяч человек).

Весной 2006 года Садовый победил на выборах мэра и с тех пор бессменно занимает эту должность. Первоначально он был членом партии «Наша Украина», основанной Виктором Ющенко, но вышел из нее в 2009 году, когда тогдашний украинский президент был уже полностью дискредитирован в глазах большинства своих сторонников. Садовый подчеркивал, что является прежде всего муниципальным деятелем, работающим в интересах населения – и сохранил свою популярность в отличие от многих других сторонников «оранжевой революции» и президента Ющенко. На престиж Садового во Львове не повлияли и обвинения, в немалом количестве выдвигаемые его оппонентами – в преследовании политических соперников, коррупции, махинациях с земельными участками. Зато львовяне высоко оценили тот факт, что Львов стал одним из городов, принимавших чемпионат Европы по футболу 2012 года. К этому времени в городе был построен современный футбольный стадион «Арена Львов», открытие которого в октябре 2011 года сопровождалось организованным Садовым и посвященным истории Львова эпическим шоу с участием 2000 добровольцев, актеров, танцоров, акробатов и каскадеров из нескольких стран. Перед гостями тогда также выступили ряд популярных украинских певцов во главе с победительницей Евровидения-2004 Русланой, а главным событием стал концерт американской поп-звезды Anastacia.

В интервью «Русскому репортеру» в начале 2014 года Садовый назвал главной особенностью Львова его историческую роль вольного города: «Он был рожден королем Даниилом Галицким 767 лет тому назад и назван в честь его сына Льва. Он был рожден как столичный, королевский город. Даниил Галицкий сам носил корону европейского монарха. Сегодня этот город - духовная столица Украины». Таким образом, Садовый соединяет историю и современность и поднимает неформальный статус своего города. Также он особо подчеркнул свойственную Львову толерантность, что вызвало явное удивление у российского журналиста, у которого сформировался совсем другой образ этого города.

Как мэр Львова, Садовый стремится пройти по грани – не идентифицируя себя с радикальными силами, в то же время подчеркнуть свое уважение к традиции, связанной с деятельностью ОУН-УПА. Ветераны военной бандеровской организации получали от мэрии Львова доплату к пенсии в размере 400 гривен, а к настоящему времени она увеличена до тысячи гривен. Также они освобождены от платы за квартиру и коммунальные услуги. Садовый был одним из инициаторов создания мемориала УПА на Лычаковском кладбище. Показательно, что мэр стремится, с одной стороны, продемонстрировать радикальной части избирателей свою «национальную» идентичность, а, с другой стороны, «деактуализировать» бандеровскую тему – насколько это возможно – переведя ее из современной политической практики в историческую сферу. Таким образом, он мог не идентифицировать себя с ОУН, которая создавалась как националистическая, радикальная и авторитарная политическая сила и на определенных этапах своей истории сотрудничала с нацистской Германией.

Хотя «войны памяти» в украинской политике были тесно связаны с текущими реалиями. Например, Садовый крайне критично отнесся к закону о региональных языках, принятому в президентство Виктора Януковича в 2012 году. Его применение во Львове мэр полностью исключил. Впрочем, в феврале 2014-го мэр Львова выступил против отмены этого закона, но исключительно из прагматичных соображений – он, как и некоторые другие украинские политики, понимал, что риски в данном случае зашкаливают, и лучше попытаться найти компромисс.

Разумеется, Садовый был активным сторонником Майдана. По его словам, «львовская молодежь открыто вышла на майдан, чтобы выразить свою четкую позицию: идти европейским курсом. Их никто не созывал, они сами вышли. В этом была большая неожиданность для политиков, которые обычно сами куда-то зовут и которые оказались не готовы к такой самоорганизации, к тому, что молодежь две недели будет удерживать евромайдан». Таким образом, и в этом случае он дистанцировался от политиков, прямо апеллируя к массам.

Еще в 2012 году львовский мэр объявил о создании своей партии под уже запомнившимся брендом «Самопомощь». Но общенациональной фигурой Садовый стал, по сути, в период Майдана, участники которого искали относительно новых лидеров, отличающихся от уже привычных политических фигур и имевших в своем активе конкретные дела. Это позволило Садовому заняться активным продвижением своей партии за пределами Галичины. На выборах в киевскую городскую раду, прошедших в мае одновременно с президентскими, «Самопомощь» заняла третье место с 6,87% голосов, опередив, например, куда более известную «Батькивщину» Юлии Тимошенко.

Активисты и командиры

В избирательном списке «Самопомощи» на выборах в Верховную раду Садовый демонстративно занял 50-е – заведомо непроходное – место. Тем самым он демонстрировал, что не собирается покидать пост мэра в обмен на депутатский мандат. Таким образом, «Самопомощь» оказалась единственной прошедшей в Раду партией, список которой не возглавлял известный политик. Обычно подобная технология работает плохо – избиратели склонны голосовать за известных людей – но в данном случае она сработала в связи с общественным запросом на новые лица. Партия активно продвигала себя в Интернете, для которого характерна ставка на сеть, а не на лидерскую вертикаль, более свойственную постсоветскому обществу.

Во главе списка «Самопомощи» оказался набор фигур из числа активистов Майдана и участников военных действий в Донецкой области. Список возглавила журналист Анна Гопко, основавшая в период Майдана сообщество «Реанимационный пакет реформ» из более чем 120 экспертов и общественных активистов. Еще до Майдана она получила известность как координатор антитабачной кампании, получившей общенациональный характер. Как «реаниматоры» Гопко и ее коллеги настаивали на принятии пакета реформ, состоявшего из двух блоков:

Семь первоочередных реформ: судебная реформа; реформа прокуратуры и органов правопорядка; антикоррупционная реформа; реформа избирательного законодательства; административная реформа; реформа децентрализации и регионального развития (видимо, наиболее близкую Садовому, активно выступающему за расширение прав муниципалитетов); налоговая реформа.

И пять реформ для воплощения в среднесрочной перспективе: дерегуляция и стимулирование развития предпринимательства и инвестиций; пенсионная реформа и реформа системы социальной защиты; образовательная реформа; реформа здравоохранения; земельная реформа.

Набор реформаторских мер выглядел весьма привлекательно для украинского общества – характерно, что такой противоречивый и не слишком популярный вопрос, как реформа здравоохранения, был отложен на перспективу (такая реформа проходила при Януковиче и вызвала сильное общественное неприятие). То же самое относится и к пенсионной реформе. Зато на первый план были выдвинуты реформы, вызывающие сильное неприятие со стороны коррумпированных и неэффективных элит (о чем, в частности, свидетельствовало трудное прохождение этих проектов через Раду). Впрочем, реформы образования «реаниматоры» затем подняли в верхнюю часть списка, так как соответствующее министерство стало ее активно проводить.

В списке «Самопомощи» оказалось немало общественных активистов, экспертов и предпринимателей, не связанных с олигархами, в том числе учредители и эксперты сообщества «Реанимационный пакет реформ». Так, четвертым номером стала Оксана Сыроед, возглавляющая «Украинский юридический фонд», автор ряда законопроектов и эксперт Совета Европы. Номер 5 – Виктор Кривенко, участник многих культурных, образовательных и исторических проектов. Номер 17 – Остап Еднак, эксперт в области международных экономических отношений.

В то же время в список «Самопомощи» вошли и фигуры, связанные с добровольческим батальоном «Донбасс» - одной из первых военизированных структур, созданных для борьбы с ДНР и ЛНР. В первую очередь, речь идет о номере 2 в партийном списке – создателе и командире батальона Семене Семенченко. Настоящие имя и фамилия этого человека – Константин Гришин, вопреки сообщениям ряда СМИ, он не был офицером украинских ВМС, а только учился в военно-морском училище в Севастополе, а затем в Москве, в Центре дополнительного образования ВГИКа. Некоторое время занимался бизнесом в Донецкой области. Семенченко-Гришин соответствовал образу, который был востребован значительной частью украинского общества – активный и инициативный украинский патриот и при этом житель Востока страны и не участник ультраправого движения (каковым является, например, командир батальона «Азов» Андрей Белецкий). Впрочем, он по собственному признанию, редактировал в Севастополе две антикоммунистические газеты и участвовал в Майданах 2004 и 2014 годов – то есть для Востока он является нетипичной фигурой. В начале боев за Иловайск в августе Семенченко был ранен, что позволило ему избежать окружения. Кроме Семенченко, в список «Самопомощи» вошли командир группы информационной войны батальона «Донбасс» Павел Кишкарь (номер 7) и организатор благотворительного фонда помощи батальону «Донбасс» Наталия Веселова (номер 10).

Батальон «Донбасс» создавался при поддержке Игоря Коломойского, что привело к предположению об участии этого олигарха и губернатора Днепропетровской области в финансировании избирательной кампании «Самопомощи». Тем более, что продвижение партии в публичном пространстве носило не только активный, но и затратный характер. А Коломойский вполне мог быть заинтересован в прохождении в Раду списка, который был объективно ослабил позиции Петра Порошенко, не позволяя ему доминировать в Раде. В свою очередь, «Самопомощь» не признавала наличие контактов с Коломойским.

Неудивительно, что партию Садового относят к числу сторонников жесткой позиции в отношении как ДНР и ЛНР, так и России (так называемой «партии войны»). В числе предвыборных инициатив «Самопомощи» были:

- отказ от внеблокового статуса Украины;

- производство и закупка современного вооружения. Эффективное управление ВПК;

- формирование военного резерва путем создания системы военной подготовки граждан;

- прозрачное и адресное обеспечение лиц, которые «защищали свободу украинцев, территориальную целостность Украины», а также их семей;

- поддержка граждан, которые «самоорганизовались для помощи армии, повышения собственной осведомленности, физической формы и патриотического духа».

Характерно, что в список «Самопомощи» вошли представители партии «Воля», включая и активиста Майдана, журналиста и главы Гражданского люстрационного комитета Егора Соболева. Это было связано с тем, что партия Садового активно выступала за люстрацию – то есть радикальную смену дискредитировавшей себя политической и управленческой элиты – еще одну популярную среди избирателей идею. При этом подчеркнуто небюрократической «Самопомощи» было имиджево удобнее продвигать эту идею, чем другим партиям, в списки которых входили бывшие и действующие депутаты и министры.

Успех и проблемы

Результат «Самопомощи» носит является высоким, особенно для партии-дебютанта. Примечательно, что наилучший показатель у партии не во Львовской области, а в Киеве – 21% (так что «Самопомощь» можно по праву считать «партией Майдана», сторонников которого много в украинской столице). В Галичине «Самопомощь» предсказуемо выступила неплохо, особенно на фоне неудачного выступления «Свободы» (которая недобрала «западных» голосов до преодоления 5%-ного барьера). Но если в Львовской области «Самопомощь» получила результат, существенно выше среднего по стране (18%), то в Ивано-Франковской лишь чуть выше (14%), а в Тернопольской вообще средний (11%). Кстати, в двух последних областях «Свобода» добилась несколько лучших показателей, чем во Львовской. Безусловным же победителем на Западе страны стал «Народный фронт» Яценюка.

Довольно неплохо «Самопомощь» выступила в Киевской (12%), Волынской (почти 12%) и Ровенской (11%) областях. В то же время на Юго-Востоке результаты партии предсказуемо существенно ниже. Таким образом, партия Садового в полной мере использовала не только «майдановскую» общественную мобилизацию, но и неучастие в выборах значительной части восточных избирателей (из-за утраты украинскими войсками контроля над частью территорий и более высокого уровня абсентеизма на Юго-Востоке).

Теперь «Самопомощь» участвует в переговорах о создании новой правительственной коалиции, причем сталкивается с двумя проблемами. Первая – это недостаточный опыт ключевых фигур партийного списка, который затрудняет им доступ к министерским постам (опыт правительства Яценюка показывает, что к некоторым министрам, выдвинутым Майданом, быстро возникли профессиональные претензии). Сам Андрей Садовый заявил, что ему предлагали пост премьера, но он отказался – возможно, это была игра Порошенко, который хотел бы противопоставить его Яценюку, ставшему основным победителем выборов. В любом случае, участие в подобной игре было бы для Садового невыгодным – тем более, что он явно рассчитывает на длительную общенациональную политическую карьеру.

Неудивительно, что Анна Гопко сразу после выборов объявила, что «Самопомощь» не войдет в коалицию (потом это заявление было фактически дезавуировано). Возможно, представителей партии больше заинтересуют имиджево выигрышные посты председателей парламентских комитетов, чем должности министров, особенно учитывая печальный опыт министров-дилетантов от «Свободы» в уходящем кабинете. Хотя партия и может получить ограниченное представительство в будущем правительстве.

Но возникает другая проблема – от «Самопомощи» еще на этапе коалиционных переговоров отделилась самая радикальная часть ее списка – партия «Воля», обратившая внимание на «несоответствие люстрационным и морально-этическим критериям некоторых активистов и членов «Самопомощи»». Правда, депутаты-«списочники» от «Воли» все же вступят во фракцию «Самопомощи», но уже обещали организовать собственную депутатскую группу под характерным названием «Свобода» (видимо, имея в виду привлечь в нее шесть депутатов-«свободовцев», прошедших в Раду по одномандатным округам). Не факт, что это последний раскол в рядах «Самопомощи», которой предстоит еще продемонстрировать свою способность к ответственной парламентской деятельности.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net