Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.11.2014 | Евгений Бай
Белый дом: кто на новенького?
По мере того, как оседает пыль после устроенного республиканцами землетрясения на Капитолийском холме, перед лидерами и активистами двух партий встает вопрос: кто будет представлять их на президентских выборах 2016 года?
Однако прежде, чем ответить на него, и победившие в ходе промежуточных выборов республиканцы, и проигравшие демократы должны ответить на несколько других принципиальных вопросов. Один из них касается того, насколько нынешнего продвинутого современного избирателя может подкупить программа республиканской Великой Старой Партии в той части, где она отстаивает консервативные ценности – запрет на аборты, неприятие однополых браков, использование контрацептивов. Опросы показывают, что, несмотря на массовую критику обамовской реформы, известную как Obamacare, у демократов в области здравоохранения по-прежнему бОльшая поддержка избирателей, чем у республиканцев. Правда, в других важных сферах, таких как борьба с терроризмом, республиканцы, по мнению избирателей, «выполняют лучше работу», чем демократы (преимущество первых в этой сфере составляет 17%), лучше решают вопрос экономики (плюс 6%) и бюджетного дефицита (плюс 15%). «Выборы дали республиканцам надежду, которая укрепила их энтузиазм, интерес и увлеченность борьбой, - говорит бывший губернатор Миннесоты и бывший кандидат в президенты Тим Поленти - и, вполне возможно, что это приведет к появлению сильных и достойных кандидатов в президенты на выборах 2016 года».
Однако, как считает влиятельная газета The New York Times, прошедшие промежуточные выборы все же «мало сказали нации судьбе предстоящих выборов президентских». В частности, достаточно противоречивая ситуация сложилась не столько на федеральном уровне, сколько на уровне штатов. Там республиканцы также добились значительного успеха. Сейчас под контроль республиканцев перешло 69 из 99 законодательных ассамблей штатов, в 31 одном штате выбраны губернаторы из числа партии Слона, и лишь в 18-ти-партии Осла, то есть демократы.
Однако у республиканцев пока нет единого сильного кандидата в президенты, а есть лишь ряд условных претендентов на Белый дом, никто из которых пока не обнародовал свои намерения. И, как считают многие американские эксперты, наибольшие шансы стать кандидатами в президенты на республиканских праймериз у победителей именно губернаторских выборов.
До сего времени в рядах возможных соискателей фигурировали сенаторы Марко Рубио от Флориды, Рэнд Пол от Кентукки и Тэд Крус от Техаса. Однако вполне возможно, что теперь они отойдут на второй план. Рубио после не слишком удачного выступления в прямом телеэфире, когда он схватил бутылку и стал пить прямо из горлышка, многие избиратели восприняли как слишком молодого и незрелого. Да и потом причина, по которой республиканцы поначалу увидели в Рубио «спасителя Америки» постепенно уходит. Если прежде он с его кубинскими корнями считался идеальным кандидатом, поскольку мог успешно перебросить мостик к испаноговорящему меньшинству, то теперь республиканцы и без него приобрели бОльшие симпатии Hispanics – выходцев из Латинской Америки. Если на промежуточных выборах 2010 года у них было лишь 22 процента голосов этой категории населения против 65 у демократов, то сейчас разница сократилась до 57 против 28, и, скорее всего эта тенденция будет набирать силу.
Крус и Пол являются слишком консервативными политиками, занимающими крайне правые позиции, что делает их непривлекательными в глазах центристов и независимых избирателей. Результаты выборов показали, что республиканский избиратель весьма прохладно высказался в отношении ультраконсервативной Партии чаепития, которая задавала музыку в палате представителей последнего созыва.
А вот в стане губернаторов у республиканцев есть весьма перспективные фигуры, которые могут получить значительную поддержку республиканского большинства и привлечь на свою сторону независимых избирателей. Это –губернатор штата Огайо Джон Касич, который легко обыграл своего демократического противника, а также победитель губернаторской гонки в штате Висконсин Скот Уокер. Их наиболее вероятный противник в рядах партии-губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи, который является президентом Ассоциации республиканских губернаторов, объединяющей 23 глав штатов. Кристи – умеренный, здравомыслящий политик, склонный к компромиссам. Нация помнит его усилия по ликвидации последствий разрушительного урагана «Сэнди», поразившего северо-восточные штаты страны и то, как он легко нашел язык с президентом Обамой, который приехал на место бедствия, чтобы определить размеры федеральной помощи.
Весьма перспективным является и бывший губернатор Флориды Джеб Буш, брат последнего республиканского президента Джорджа Буша-младшего. И хотя считается, что американские избиратели не слишком любят политические династии (как сказала мать семейства Барбара Буш, «Америка не вынесет третьего человека по фамилии Буш»), Джеб, похоже серьезно рассматривает свои шансы на участие в президентской гонке. Как и Кристи, он является умеренным политиком, склонным к разумным компромиссам. Кроме того, именно он, хорошо знающий испанский язык в силах привлечь на сторону республиканцев представителей стремительно растущего этнического меньшинства.
Газета The Washington Post считает, что потенциальными кандидатами у республиканцев могут стать также бывший губернатор Арканзаса Майк Хакаби и сенатор от Пенсильвании Рик Санторум, а также губернатор штата Индиана Майкл Пенс и сенатор из Огайо Роб Портмен. Как говорит известный политтехнолог в республиканском стане Алекс Кастельянос, «всем этим фруктам еще предстоит вызреть, но рано или поздно кто-то из них станет кандидатом от GOP».
А что в стане демократов? У тех на сегодня единственный кандидат «тяжеловес» Хиллари Клинтон. Как показывают опросы общественного мнения, если бы выборы состоялись сейчас, она положила бы на лопатки любого из указанных республиканских кандидатов. Серьезное поражение на выборах ее соратников по партии не слишком сказалось на имидже Хиллари. На ее стороне симпатии подавляющего большинства избирателей-демократов и значительного числа независимых. Как пишет интернет- портал Politico, Хиллари в частности поддерживает большинство крупных банкиров и глав хедж-фондов с Уолл Стрит, что в случае выдвижения обеспечит ее необходимой суммой для успешного проведения избирательной кампании. «У Хиллари - значительная помощь со стороны финансового сектора Нью-Йорка,- цитирует издание одного неназванного инвестора, имеющего тесные связи с политическими кругами Вашингтона. - Финансисты убеждены, что она прагматик, а не популист и будет в наилучшей степени отстаивать их интересы».
Среди главных козырей Хиллари Клинтон – большой политический опыт, сначала в качестве сенатора от Нью-Йорка, а потом госсекретаря США. Как считает журнала Foreign Policy, госпожа Клинтон смогла бы сыграть исключительно позитивную роль в достижении более теплых отношений с Израилем, которые оставались весьма прохладными в течение всего президентского срока президента Обамы. И если такое потепление состоится уже на этапе праймериз, на стороне Хиллари окажется финансовая и политическая поддержка влиятельной еврейской диаспоры, имеющей большое влияние на Капитолийском холме.
Однако значительная часть демократических избирателей испытывает и смутные сомнения в отношении кандидатуры Клинтон. Они говорят о том, что Клинтон, которая не участвовала в выборных процессах с 2008 года необходим тест, проверка ее боевых качеств. А признавать будущую победу Клинтон в борьбе за номинацию в партии только потому, что у нее пока нет никаких реальных конкурентов, будет ошибкой. Кроме того, многих смущают возраст Хиллари, которой в 2016 году будет 69 лет и состояние ее здоровья.
Американские эксперты, тем не менее, убеждены, что другого сильного кандидата у Демократической партии нет. Однако решение о том, принимать ли участие в гонке, дается Хиллари Клинтон нелегко.
Евгений Бай – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.