Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.11.2014 | Сергей Слободчук
Двойной контекст «угольного скандала»
Громкий скандал вокруг закупки украинским Минтопэнерго угля из ЮАР разгорелся слишком своевременно, чтобы считаться случайностью. Ведь министр Юрий Продан заявил о планах закупать уголь компании Steel Mont еще в августе, а президент Петр Порошенко дал поручение Генпрокуратуре проверить сделку только в ноябре, как раз в разгар переговоров о разделе должностей в новом Кабмине и фигуре премьер-министра. Поэтому на деле речь идет об информационной спецоперации, нацеленной «отжать» в интересах президента Порошенко должность премьера. Или хотя бы пост министра энергетики в следующем правительстве.
Начать с того, что если бы Служба безопасности Украины и Генеральная прокуратуры были заинтересованы в расследовании подозрительных случаев государственных закупок, они бы озвучили намерение расследовать покупку угля из ЮАР, как только появились соответствующие сообщения Министерства энергетики в августе месяце. Но Генпрокуратура начала раскручивать скандал только сейчас, когда переговоры между партиями-победителями выборов о коалиции в следующей Верховной Раде находятся в самом разгаре. Поэтому в краткосрочной перспективе «угольный скандал» нужно рассматривать в контексте переговоров о ФИО будущего премьер-министра Украины. А в долгосрочной перспективе - в контексте модели парламентско-президентской республики, действующей с конца февраля 2014 года.
Итак, президент и Генеральная прокуратура имели все возможности пресечь закупку угля из ЮАР за государственный счет еще «на взлете», но не сделали этого. Напротив, президент Петр Порошенко неожиданно поднял вопрос о чересчур дорогом угле только на закрытом заседании Совета национальной безопасности и обороны, состоявшемся 4 ноября. Именно тогда Порошенко дает поручение Генеральной прокуратуре и СБУ проверить операции по закупке на предмет коррупции. Дальше скандал начинает разворачиваться по нарастающей. Сначала следователи Генпрокуратуры допрашивают представителей двух компаний, причастных к закупке – директора компании «Укринтерэнерго» Василия Зиневича и первого заместителя генерального директора компании «Центрэнерго» Юрия Головачева. А 10 ноября на допрос в помещение ГПУ на улице Резницкой является сам министр топлива и энергетики Юрий Продан. Поэтому с этого момента «угольный скандал» зазвучал в украинских СМИ на одном уровне с политическими топ-новостями, посвященными формированию коалиции и подготовке коалиционного соглашения в Верховной Раде следующего созыва.
Надо понимать, что сегодня государственное устройство Украины сильно отличается от модели, действовавшей при Януковиче. Парламентско-президентская модель, закрепленная в редакции Конституции от декабря 2004 года, предоставляет президенту и премьер-министру практически равный объем полномочий, но при этом разграничивает сферу компетенции каждого из первых лиц. Президент как глава государства руководит такими направлениями как внешняя политика, оборона и надзор за работой правоохранительных органов. Собственно, поэтому предусмотренная в Конституции квота президента в составе правительства – это посты министра обороны и министра иностранных дел, а также в компетенцию президента входит назначение Генерального прокурора (а вот уволить руководителя ГПУ президент может лишь, получив 226 голосов депутатов Верховной Рады «за» такое предложение).
В свою очередь, фигура премьер-министра замыкает на себя все экономические и финансовые вопросы. Согласно парламентско-президентской модели, именно председатель Кабинета Министров вносит на утверждение Верховной Рады все кандидатуры членов правительства, кроме министра обороны и иностранных дел. Сегодня пять фракций будущей Верховной Рады претендуют на формирование парламентского большинства – это партии «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» Арсения Яценюка - Александра Турчинова, «Самопомощь» Андрея Садового - Юрия Деревянко, «Батькивщина» Юлии Тимошенко и Радикальная партия Олега Ляшко. В общем, все проекты, преодолевшие барьер в 5 % на выборах 26 октября, кроме партии «Оппозиционный блок», состоящей в основном из выходцев из Партии регионов.
Поэтому на данный момент получается классическая «вилка» - в зависимости от того, кто станет следующим председателем Кабинета Министров. Если пост премьера займет фигура, близкая к президенту, например, нынешний вице-премьер Владимир Гройсман, то по факту Петр Порошенко будет, как минимум, серьезно влиять на курс правительства. Если же удастся провести на пост премьера полностью техническую фигуру, тогда именно президент Порошенко фактически и будет руководить Кабинетом Министров из своей администрации, а Украина возвратится в состояние, близкое к президентской республике. А если правительство возглавит более самостоятельная фигура, к примеру, тот же Арсений Яценюк, рычаги управления финансовыми потоками, бюджетными вопросами, в общем, весь спектр экономических вопросов, перейдут в руки премьера и его окружения. И вот здесь крайне своевременно разгорается «угольный скандал». Понятное дело, можно наперед прогнозировать, что даже в случае, если Генеральная прокуратура докажет закупку угля по завышенной цене, никто из высших чиновников наказан не будет. Да никто и не ставит перед собой цель в виде борьбы против коррупции и наказания виновных. Задача «угольного скандала» - чисто имиджевая. Ведь коррупционный скандал, разгоревшийся на пике споров о фигуре будущего руководителя Кабинета Министров, бьет по имиджу как действующего министра Юрия Продана, так и его начальника в лице Яценюка, вновь претендующего занять пост премьера. А коррупционные обвинения, так кстати прозвучавшие, ставят под сомнение профессиональную пригодность Яценюка, якобы «проглядевшего» миллионную растрату государственных средств.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.