Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.12.2014 | Сергей Толстов

Призвание варягов на Украину

На прошлой неделе завершился процесс формирования нового кабинета министров Украины. Одной из наиболее обсуждаемых интриг стало возможное появление в правительстве министров-иностранцев. Данный сюжет всплыл внезапно, уже на завершающем этапе переговоров о формировании нового состава правительства. Впрочем, само содержание интриги не вполне понятно. С одной стороны, назначение людей явно «со стороны» может отражать намерение Администрации президента найти фигуры, способные преодолеть устойчивые коррупционные механизмы в исполнительной власти.

Правительство Арсения Яценюка подвергалось острой и во многом обоснованной критике за использование «серых схем», чрезмерные заимствования и неспособность обеспечить прозрачное использование бюджетных расходов. С другой стороны, нельзя не отметить «внезапность» появления этой темы, как и весьма своеобразный выбор утвержденных парламентом кандидатур.

Среди назначенных в правительство фигур главная роль, несомненно, принадлежит министру финансов Наталии Яресько, родившуюся в США в семье украинских эмигрантов. До назначения в правительство была исполнительный директор и одна из соучредителей инвестиционного фонда Horizon Capital. В фонде Н.Яресько руководит фандрайзингом (привлечением средств) и корпоративной стратегией. Училась в Чикаго (бухгалтерский учет) и в Школе государственного управления им. Джона Кеннеди. Живет в Украине с начала 1990-х гг. До ухода в бизнес работала в Госдепартаменте США и в посольстве США в Украине на экономических должностях. Была членом консультативного совета иностранных инвесторов при президенте В.Ющенко и Консультативного совета Украинского центра содействия иностранным инвестициям при кабинете министров. Главная функция министра финансов в нынешних условиях – формирование бюджета на 2015 год и обеспечение взаимодействия с МВФ. Правительство А.Яценюка вообще не подало в парламент никакого варианта бюджета!

Если Н.Яресько подаст свой вариант бюджета в парламент к 20 декабря, не ясно, как быстро депутаты смогут его прочитать, и как быстро его сможет проработать бюджетный комитет. Напомним, что от сроков утверждения бюджета напрямую зависит продолжение кредитной программы МВФ, без траншей которого Украина балансирует на грани дефолта.

В сложившейся ситуации новый министр может попросту «обрезать» многочисленные дотации и субвенции, подав на утверждение в парламент «голый» секвестрированный план расходов, полностью соответствующий требованиям МВФ и обеспечивающий минимальные показатели бюджетного дефицита. Разумеется, без многочисленных согласований с областными администрациями и традиционных отраслевых коррекций, на которые уже нет времени. В таком случае главное предназначение нового министра финансов – в обеспечении новых внешних заимствований и гарантии возврата накопленных внешних долгов. Проблемами выживания отраслей украинской экономики, судя по всему, должны будут заниматься другие министерства и ведомства. Кроме этого, Н.Яресько обещает заняться налоговой реформой, которую А.Яценюк провести обещал, но ничего не сделал для ее реализации.

Одна из серьезных проблем заключается в степени владения украинским языком. Хотя утверждают, что Н.Яресько свободно говорит на украинском языке, свой первый после утверждения на посту министра брифинг Н.Яресько все же провела на английском… Впрочем, с другой стороны, бюджет и финансы – это в первую очередь цифры.

Предназначение литовца Айвараса Абрамавичуса на посту министра экономики – в обеспечении дерегуляции и прозрачных условий конкуренции. То есть, борьба с бюрократией и олигархами. Ноша явно не из легких. Сам А.Абрамавичус последние 6 лет живет в Киеве и женат на украинке. Новым министром здравоохранения стал грузин Александр Квиташвили. Был менеджером в «Институте Восток-Запад» в Нью-Йорке (EastWest Institute), имеет опыт работы на посту министра здравоохранения, труда и социальных дел Грузии. Его главная функция понятна и очевидна – погасить хронический скандал в министерстве и обеспечить честную закупку лекарств для государственной системы здравоохранения, без коррупционной нагрузки, накруток и прочих злоупотреблений. Задача вполне реальная и выполнимая.

По поводу интриги с приглашением «варягов» в украинских политических кругах фигурирует несколько версий.

Первая заключается в попытке реализовать механизм «внешнего управления». Согласно этой версии, инициатором назначения министров-иностранцев стал Государственный департамент США. Поскольку Н.Яресько уже работала в Госдепе и киевском посольстве, американцы могут с ней разговаривать вполне доверительно. При этом следует также учитывать, что «обвал» Украины явно не входит в планы Вашингтона. Другое дело, цена помощи от МВФ, которая может сопровождаться полным обрезанием социальных расходов. С другой стороны, социальные расходы и гарантии будут подорваны и в случае дефолта, так что это уже выбор между двух зол. В рамки этого сюжета вполне вписывается намерение президента П.Порошенко продемонстрировать Западу готовность следовать советам и рекомендациям, начать реальную борьбу с коррупцией, наладить последовательное сотрудничество с МВФ и т.д. и т.п. В основе второй версии – стремление аппарата П.Порошенко найти экстраординарные способы преодоления коррупции в системе исполнительной власти. По этой версии, приглашение «варягов» – это жест отчаяния. По свидетельству одного из новых министров А.Абромавичуса, подбором министров-иностранцев занимался лично глава Администрации президента Борис Ложкин. Поскольку коррупция в правительстве считалась неискоренимой, Администрация президента искала любые способы создать противовес действовавшим коррупционным схемам и традициям.

Третья версия – стремление П.Порошенко ослабить премьера А.Яценюка. Ряд критиков прямо указывают на то, что в круг ближайших связей А.Яценюка входили министры А.Аваков (МВД), Н.Петренко (юстиция), А.Шлапак (финансы) и О.Семерак (министр кабинета министров). В новом составе Кабмина свои посты сохранили только А.Аваков и Н.Петренко, что, признаться, немало. Но такого монопольно-доминирующего влияния, как во временном правительстве, действовавшем с февраля, новый-старый премьер иметь уже не будет.

Все эти утверждения достаточно справедливы, но, как представляется, наиболее близкой к истине выглядит антикоррупционная версия. Сами по себе и П.Порошенко, и Б.Ложкин – люди вполне состоятельные и здравомыслящие, и, в отличие от большинства украинского политического класса, не пораженные пороком клептократии. Поскольку ситуация с коррупцией в стране безнадежная, они могут попытаться использовать любые нестандартные методы. Поэтому и подбор министров-иностранцев велся втихаря, и гражданство Украины им предоставили по ускоренной процедуре за день до назначения, и в правительство провели по квоте президентской партии «Блок Петра Порошенко». Впрочем, не менее любопытно, что будет П.Порошенко делать с судебной системой, в которой почти весь аппарат получал свои должности по принципу откупщиков – покупаешь статус и кормишься всю оставшуюся жизнь. Ведь одно дело – приглашение нескольких министров-иностранцев, а другое – чистка судебной власти. Численность судейства в одних только местных общих судах составляет более 6 тысяч человек…

Толстов Сергей – директор Института политического анализа и международных исследований (г. Киев)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net