Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

11.12.2014 | Александр Гущин

Приднестровье – между Россией и ЕС

Украинский кризис и резкое обострение отношений между Россией и Западом оказали огромное влияние на все постсоветское пространство. Крымский вопрос и война на Юго-Востоке Украины стали индикаторами противостояния не только на самой Украине, но и в целом ряде других проблемных зон постсоветского пространства. Молдова и Приднестровье, безусловно, представляют собой именно такой регион геополитического противоборства.

События на Украине обнажили всю геополитическую уязвимость Приднестровья, которое оказалась зажатым между враждебной Москве Украиной и бывшей материнской республикой Молдовой, взявшей курс в сторону Европы. В этих условиях сохранение де-факто государственности Приднестровской Молдавской республики возможно только в случае переориентации на ЕАЭС и более тесное сотрудничество с Россией, но реализация этого плана несет много проблем. Более 75 процентов экспорта Приднестровья идет не на страны Таможенного Союза, а в основном на Молдову и ЕС, кроме того, приднестровские товары до конца 2015 г. пользуются автономными торговыми преференциями со стороны ЕС. По подсчетам приднестровских властей, создание ЗСТ между Молдавией и ЕС способно критически ухудшить экономическое положение Приднестровья. Отмена торговых преференций также нанесет серьезный удар по и без того слабой приднестровской экономике.

С одной стороны, это во многом актуализирует необходимость переориентации Приднестровья на ЕАЭС и Россию - подписание Молдовой евроассоциации уже привело к более тесному сотрудничеству между ПМР и Москвой - заключен целый ряд межведомственных соглашений. Однако объективные обстоятельства, в которых находится Москва, ставят под вопрос возможность реальной евразийской интеграции Приднестровья. В этом контексте возникает вопрос, который можно задать и в отношении других аспектов политики России - а что мешало раньше идти по пути системных инвестиций в ПМР, а не простой закачки денег и что мешало выстраивать интеграционную политику более комплексно, реализуя масштабную программу интеграции региона, с учетом специфики его географического положения? Сейчас, когда Украина практически полностью и видимо надолго выпала из сферы влияния России, есть риск, что евразийская риторика приднестровских властей останется риторикой, а реальное положение вещей вынудит ПМР и саму Россию искать компромиссные пути на основе политико-экономических договоренностей в рамках которых ЕС и Кишинев получат преимущества не только в экономическом, но и политическом плане.

2014 г. подтвердил, что молдавское общество серьезно расколото, примерно половина на половину, с точки зрения европейского и российского цивилизационного выбора. Прошедшие выборы в парламент Молдовы, состоявшиеся 30 ноября, наглядно показали это. Они стали тактической победой Москвы, ведь Партия социалистов Республики Молдова - политическая сила, на которую ориентировалась Москва, получила более 20% голосов избирателей и формально стала победителем. Кроме того, вновь обнаружилось разделение по географическому принципу: север и юго-восток голосовали за социалистов, в то время как центр – за партии национал-демократической ориентации и унионистов. Сама предвыборная кампания показала, что ради достижения своих целей проевропейские политики и их патроны готовы использовать весь арсенал средств, таких как снятие с выборов, обыски и задержания, грязные информационные компании. Однако результат, полученный на выборах, в стратегическом плане свидетельствует о продолжении курса на евроинтеграцию Молдавии с одной стороны, и окончательное превращение партии коммунистов в силу, обслуживающую эту политику, с другой. При этом общий европейский вектор ориентации Молдовы не изменится вне зависимости от того, какой будет парламентская коалиция.

В этих условиях следует констатировать, что ориентация России на сохранение статус-кво в нынешнем виде уже не работает на Приднестровье. В условиях санкций Запада, необходимости осуществления масштабных инфраструктурных проектов в Крыму, построение инвестиционной и интеграционной политики в отношении Приднестровья остается проблематичным, тем более, что у России подобного эффективного опыта практически нет. Экономическая модель Приднестровья, которая нуждалась в коренном реформировании с большим участием в этом процессе России, с одной стороны, показала живучесть, ценой примитивизации народного хозяйства и снижения жизненного уровня населения, а с другой, все больше объективно попадала в зависимость от Молдовы и ЕС. Россия же опоздала с реформированием своего участия в Приднестровье в экономическом плане и никакие объективные обстоятельства оправданием здесь служить не могут. Негативную роль для Приднестровья играет и вероятно окончательный отказ от большого новороссийского проекта.

В этих условиях, есть три пути. Первый – Россия попытается активизировать движение национальных меньшинств в Молдове (гагаузы, болгары) и будет стремиться изменить ситуацию таким образом, чтобы сепаратистские движения привели Молдову к отрыву от Европы возможно даже через распад. При этом вероятно эти движения могут затронуть Одесскую область и быть увязаны в единое русло с аналогичным сепаратистским трендом на юге Украины (идея Бессарабской Народной Республики). Это конфронтационный сценарий, который пока представляется маловероятным, главным образом, потому что связан с необходимостью силового обеспечения процесса со стороны России, и с объективными экономическими показателями – например, более половины экспорта продукции из Гагаузии приходится на государства Европейского союза, в то время как на Россию — лишь 8,5%.

Второй вариант - более мягкий – постепенное содействие интеграции Приднестровья на основах широкой автономии с Молдовой, обеспечение влияния Приднестровья на внешнеполитическую линию Молдовы, обеспечение договоренности с ЕС о независимости Молдовы от Румынии, сохранение Молдовой нейтралитета, а также сохранение позиций нынешней приднестровской элиты в рамках будущей мягкой федерации.

Реализация такого варианта позволит Москве одновременно оказать большее влияние на внутриполитическую жизнь Молдовы, но в то же время тесно увязана с проблемами между Россией и Западом на других направлениях. Она может быть реализована только в рамках общего вектора на налаживание диалога между ЕС и Россией с учетом признания Западом особого места России на постсоветском пространстве. В противном случае кризис доверия, который сегодня является главным негативным фактором в треугольнике Москва-Брюссель-Вашингтон, по-прежнему будет оставаться доминантой и приднестровская проблема останется одним из элементов этого кризиса.

Третий вариант возможного развития событий – сохранение статус-кво, который имел свои позитивные стороны – обеспечивая мир и баланс в регионе. С другой стороны со временем без укрепления российского экономического влияния в Приднестровье и при сохранении негативной позиции Украины по отношению к ПМР, Приднестровье все равно вынужденно будет дрейфовать с сторону договоренностей с ЕС и Кишиневым а этническая и ментальная близость Приднестровья к России могут быть принесены в жертву сложившимся экономическим и геополитическим условиям.

Старение население, отъезд из республики людей трудоспособного возраста, изношенность фондов, транспортная зависимость от Молдовы, общий кризис транспортной инфраструктуры, безусловно, все более будут сказываться на развитии Приднестровья. Вместе с тем, участие в экономических проектах с ЕС и Молдовой окажут серьезное влияние на политическую проблематику, создадут условия для размыва государственности, что для приднестровской элиты пока неприемлемо. В нынешних условиях, она, очевидно, будет стремиться максимально увеличить свою интегрированность с Россией и Таможенным союзом. В этом контексте, от позиции Москвы зависит сейчас многое – ведь вектор Приднестровья в сторону ЕАЭС может быть реализован только при серьезном инвестиционном участии России и вложениях в реальный сектор. ПМР же на данном этапе постарается все более активно осуществлять сближение с Россией и странами Таможенного Союза, используя свои весьма ограниченные экономический потенциал и лоббисткий ресурс в Москве.

Александр Гущин - заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета

Оригинал материала опубликован на сайте Российского совета по международным делам (russiancouncil.ru) 11 декабря 2014 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net