Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Комментарии

16.12.2014 | Сергей Слободчук

Чжоу Юнкан против «Банды Четырех»

Власти КНР долго решались, но наконец, отдали приказ об аресте бывшего министра общественной безопасности Чжоу Юнкана – самого высокопоставленного чиновника в истории страны, обвиняемого в коррупции. Если, конечно, речь и правда идет о борьбе против коррупции. Потому как, если настоящая причина заключается в политической «зачистке», то ни один высокопоставленный чиновник не сможет побить рекорд знаменитой «Банды Четырех».

Начиная с апреля этого года, коррупционное дело против Чжоу Юнкана развивалось по восходящей. Затем в июле 2014 года Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины заявила о начале официального расследования против Чжоу Юнкана. Сначала в апреле месяце власти КНР официально объявили об аресте счетов, недвижимого имущества и других активов, считающихся собственностью министра Чжоу и лиц из его окружения. Китайские и мировые СМИ даже огласили общую сумму арестованного имущества и счетов в виде 90 миллиардов юаней (или 14 с половиной миллиардов долларов США по курсу того времени).

Официальные обвинения гласят, что компетентные органы считают товарища Чжоу виновным в «нарушении партийной дисциплины, получении крупных взяток, раскрытии государственных тайн и нарушении супружеской верности». И сразу же возникает несколько закономерных вопросов. Если бывший министр и вправду настолько оголтелый коррупционер, то по сути дела речь идет о создании многочисленной организованной преступной группировки, если не сказать мафии наподобие китайских триад. А значит, официальные СМИ должны бы перечислить список из минимум нескольких десятков обвиняемых, проходящих по одному делу с Чжоу Юнканом.

Смущает и такое достаточно архаичное обвинение как «нарушение супружеской верности». И здесь на память приходит аналогичный случай из практики коммунистической номенклатуры УССР. Киев, 80-е годы, один из компартийных начальников своим взяточничеством, самодурством и произволом умудрился достать даже товарищей по партии. Руководящее звено товарищей из Коммунистической партии Украины вдруг осознало, что подобные персонажи дискредитируют всех украинских коммунистов. Поэтому высшие начальники спустили вниз указание - найти правонарушения, а затем снять со всех постов и исключить из Компартии. И младшие товарищи долго мучились, потому как отщепенец был довольно хитрым и старался следов не оставлять. Мучились, пока не подключили коммунистического старожила, активная трудовая биография которого начиналась в 30-е годы где-то в НКВД. Дедушка, не утративший чувства классовой ненависти, обнаружил, что партийный начальник живет не с женой, а с сожительницей. А потому впаял «паршивой овце» обвинение в «морально-бытовом разложении». Такой пункт содержал пыльный, но все еще действующий кодекс образца 193-какого-то года. Поэтому с юридической стороны все было верно. В чем мораль: ситуация выглядит так, будто компетентные органы КНР пытались найти любой формальный повод, чтобы выдвинуть против экс-министра совокупность обвинений, не особо оценивая уместность формулировок.

Поэтому официальные сообщения китайских СМИ об аресте высокопоставленного чиновника и коммуниста можно расценивать двояко. С одной стороны, председатель КНР и генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин за минувшие два года на деле продемонстрировал, что заявленная им кампания по борьбе против коррупции – это не популистский лозунг, а руководство к действию. А главное, что отныне отвечать за взяточничество, казнокрадство и злоупотребление служебными полномочиями придется не только мелким чиновникам («мухам», как называют их в Китае), но и крупным политическим фигурам («тиграм» в общественно-политической терминологии КНР). Бо Силай, Цзян Цземинь, а теперь вот и Чжоу Юнкан – список фигур, подтверждающих решимость руководства КНР. С другой стороны, скептики утверждают, что руководители КНР с помощью коррупционных обвинений и приговоров сводят счеты с конкурирующей группировкой внутри Коммунистической партии Китая.

Именно поэтому дело против Чжоу Юнкана (как и против других высокопоставленных фигур) имеет двойное прочтение. Если речь действительно идет о борьбе против коррупции, когда «перед законом все равны», тогда бывший министр действительно является самой высокопоставленной фигурой в истории КНР, привлеченной к уголовной ответственности. Если же все сводится к политической «зачистке» под предлогом беспощадной борьбы против коррупции, тогда по масштабности фигур обвиняемых рекорд знаменитой «Банды Четырех» остается недостижимым. «Банда Четырех» - идеологический ярлык, применяемый в официальной китайской пропаганде в отношении бывшей жены и еще троих высокопоставленных фигур из окружения Мао Цзэдуна. Официальная версия гласит, что после смерти «великого кормчего» его жена Цзян Цин вместе с такими товарищами как Чжан Чуньцяо (мэр Шаньхая с 1967 по 1976 и секретарь Шанхайского горкома с 1971 по 1976 год), Яо Вэньюань (член Политбюро КПК, ответственный за идеологическую работу) и Ван Хунвэнь (официальный преемник Мао) создала организованную преступную группу, планировавшую захватить власть в КНР.

Но, как гласит версия официальной пропаганды, бдительные органы безопасности вовремя раскрыли и пресекли коварные планы преступников. А по итогам громкого судебного процесса именно «Банду Четырех» сделали виновной во всех преступлениях, ошибках и перегибах «Культурной революции», приговорив ее членов к длительному тюремному заключению, а жену Мао – к смертной казни с отсрочкой приговора. Т.е. на самом деле, как принято в КНР, к пожизненному заключению путем пересмотра приговора через несколько лет.

Понятно, что истинную подоплеку дела прояснит будущий судебный процесс и материалы дела. А пока вопрос о том, какие мотивы являются первопричиной процесса против Чжоу Юнкана – антикоррупционные или политические - остается открытым.

Также по этой теме читайте Расследование против коррупционного "тигра"

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net