Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.01.2015 | Антон Евстратов
Поставка С-300 Ирану и фактор Запада
Замороженный ранее ирано-российский контракт на поставку Исламской Республике комплексов противовоздушной обороны С-300 в настоящее время может быть выполнен. Примечательно, что причиной получения ИРИ заветных комплексов может стать именно то, из-за чего их поставки оказались сорванными. Речь идет о давлении Запада на Россию.
Если раньше готовый на конструктивное взаимодействие с США и их союзниками президент Медведев готов был уступить Вашингтону и Тель-Авиву и отказаться от вооружения Ирана, то припертый к стенке западными санкциями и испытывающий первые экономические сложности Владимир Путин вполне может пересмотреть решение предшественника. Впервые о пересмотре замороженного контракта было сказано в 2012 году. Затем эти разговоры возобновились после прихода к власти в Иране Хасана Роухани. В июне 2014 года посол Исламской Республики в России Мехди Санаи вновь акцентировал внимание на возможности получения его страной комплексов С-300, либо более новых систем. Так, посол даже говорил о сверхсовременных С-400. (Российская сторона подтверждала такую возможность, однако, вместо С-300 называла более скромные, чем С-400, комплексы «Антей»). А в августе того же года из близких к «Рособоронэкспорту» источников стало известно, что Россия и Иран официально возобновили переговоры по С-300.
Прежде чем говорить о возможностях и перспективах поставки российских комплексов ПВО в Иран, есть смысл вспомнить о том, какое значение данная техника имеет для Исламской Республики. В заключенном в 2007 году между Москвой и Тегераном контракте речь шла о получении ИРИ пяти дивизионов С-300. Являясь на тот момент одними из самых современных видов вооружений своего класса, российские комплексы всерьез повышали обороноспособность Ирана, которому именно ударами с воздуха, причем, по ядерным объектам, регулярно угрожает Израиль, да и Соединенные Штаты неоднократно высказывались о такой возможности. Памятуя о беспомощности против натовской и израильской авиации систем ПВО Югославии, арабских стран и Афганистана, Иран имел все основания беспокоиться и стремиться к получению более продвинутого вооружения. Контракт с Российской Федерацией был заключен, и Москва даже получила аванс в размере 167 миллионов долларов. Общая сумма сделки превышала 800 миллионов. Однако после принятия Совбезом ООН резолюции 1929, запретившей передачу Ирану танков, бронированных машин, боевых самолетов, крупнокалиберных артиллерийских орудий, боевых кораблей и вертолетов, а также ракет и ракетных систем, президент РФ Дмитрий Медведев отменил действие заключенного уже контракта. Однако формально С-300 под действие санкций не подпадали. Во-первых, сделка между Россией и Ираном была заключена намного раньше, чем появилась резолюция 1929. Во-вторых, российские комплексы ПВО попросту не считаются ракетами и ракетными системами, согласно регистру обычных вооружение ООН.
Это привело к тому, что Министерство обороны Ирана, а также компания The Aerospace Industries Organisation подали на Рособоронэкспорт в Женевский третейский суд, требуя выполнения контракта. СМИ немедленно разнесли весть о том, что Россия может выплатить Ирану в качестве неустойки за материальный и моральный ущерб целых 4 миллиарда долларов, притом, что Тегеран от подобной цифру открестился. Многие считали, что суд между Россией и Ираном – не более, чем уловка, по которой выигравший дело Иран получит свои системы ПВО, а Россия формально не нарушит какой-либо резолюции ООН, наоборот – выполнит решение другой международной структуры. Однако, как бы то ни было, до сих пор Исламская Республика не получила ни одного российского комплекса С-300.
Тегеран за это время частично научился обходиться в деле защиты воздушных рубежей собственными силами, а общественное мнение в ИРИ оказалось настроенным в некоторой части против РФ. Так, в августе 2014 года Иран самостоятельно испытал аналог С-300, комплекс Бавар («Вера») – 373. Разработка новой системы началась сразу же после срыва российско-иранского контракта в сентябре 2010 г. по личному распоряжению Верховного Лидера Исламской Республики аятоллы Хаменеи. В результате, специалисты Министерства обороны Ирана, военных баз и научных институтов страны создали оружие, которое успешно поразило учебную цель, доказав свою пригодность для использования. Кроме того, ИРИ начала реализацию проекта по увеличению количества своих комплексов противовоздушной обороны с 3,6 до 5 тысяч единиц.
Иранские СМИ, к примеру, издание «Farda», в свою очередь, неоднократно напоминали о ненадежности России не только как партнера по оружейным контрактам, он и в экономике. В какой-то момент могло показаться, что Исламская Республика Иран и Россия из-за провала контракта 2007 года могут окончательно разойтись в вопросах военного и экономического сотрудничества.
Однако стараниями руководств обеих стран этого не произошло. С весны 2014 года они работают над проектом всеобъемлющего экономического соглашения, которое позволит Исламской Республике взамен иранской нефти получать разнообразные российские товары.
В том же контексте всплыла и информация о возможности поставки комплексов С-300 Исламской Республике. Это может быть элементом пропаганды, однако Запад должен осознавать, что прижатая к стенке Россия, способна предпринимать самые неожиданные и опасные действия. А вооруженный российскими комплексами Иран - это уже не мишень для Израиля или США. Поддержанный Россией Тегеран станет гораздо менее сговорчив в политическом отношении. Это может привести не просто к модернизации военной инфраструктуры Исламской Республики, а к появлению нового полюса силы на Ближнем Востоке, а в перспективе – и в мире. И здесь дело вовсе не в самих С-300, способность к борьбе с которыми доказали буквально несколько дней назад израильские военные летчики в Сирии. Главное – это то, что Запад, загнав в угол два крупных континентальных государства, толкает их буквально в объятия друг друга.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.