Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.01.2015 | Светлана Самойлова
«Левиафан»: национальная гордость или антирусский фильм?
В России разворачиваются острые политические, идеологические споры вокруг фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Фильм получил признание мировой киноиндустрии: он стал первой с 1969 года отечественной лентой, получившей «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Причем это было проигнорировано «Первым каналом» и ВГТРК. А 15 января стало известно, что фильм выдвинут на премию «Оскар». На Каннском фестивале 2014 года фильм также получил приз за лучший сценарий. Однако в России фильм подвергся острой критике, а в ряде регионов появились слухи о введенном неофициальном запрете на показ.
Фильм основан на идеи неравного противостоянии простой семьи, живущей в отделенном уголке России, с государством, которое еще английский философ Томас Гоббс сравнивал с библейским чудищем Левиафаном. В картине поднимаются вопросы всесилия и беззакония власти, бесправного положения простых людей, непроницаемости и непробиваемости государственной машины, фактически обслуживающей интересы политиков. При этом с весьма нелицеприятной стороны представлена и роль РПЦ, иерарх которой благословляет такую власть за щедрые пожертвования. Хотя отношение режиссера к церкви в целом более сложное: именно простой священник в итоге разъясняет главному герою историю библейского персонажа Иова и смысл всех страданий.
Контекст фильма неизбежно рождает параллели с российской действительностью, и власть именно так этот фильм и восприняла – как политически мотивированный удар по российской государственности. Продвижение фильма на российском рынке началось с трудностей. В прошлом году Минкульт не хотел давать прокатное удостоверение, указывая на содержание в фильме матерных слов (как раз тогда, в середине 2014 года, был принят и соответствующий закон, запрещающий мат, однако удостоверение было запрошено до его вступления в силу).
Однако пика дискуссия достигла именно в январе, когда фильм получил премию «Золотой глобус», а затем появился в пиратских версиях в интернете. Глава поселка Териберка (Мурманская область), в котором снимался фильм «Левиафан», Татьяна Трубилина выступила против показа ленты на больших экранах. «Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть», — сказала она.
Весьма резко против фильма выступил и министр культуры Владимир Мединский. Он назвал картину «запредельно конъюнктурной». Никакой «особой русскости» в картине он не увидел. «А вот тема Русской православной церкви, как она преподнесена в фильме, — это совсем уж перебор. За гранью… Скажу так — «да воздастся каждому по вере его», — добавил министр культуры. Мединский подчеркнул, что, по его мнению, деньги налогоплательщиков не должны идти на фильмы, которые «не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают, наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования». Губернатор Мурманской области Марина Ковтун, по данным источника FlashNord, запретила прокат фильма «Левиафан» на территории региона: кинотеатрам даны «устные указания» фильм не показывать. Но почти сразу эта информация была опровергнута.
Вскоре источник «Интерфакса» заявил, что в правительстве подготовлено постановление, в соответствии с которым, фильмы, угрожающие национальному единству страны или порочащие национальную культуру, не будут допущены к прокату. На этом фоне «Ассоциация православных экспертов» выступила с обращением к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой лишить «Левиафан» прокатного удостоверения.Вопреки подобному резко негативному отношению к фильму, либеральная общественность, напротив, фильм называет национальной гордостью и предметом восхищения, считая, что именно такие фильмы и прославляют Россию. При этом рассказанная история действительно воспринимается как типичная, но типичная в гораздо более широком контексте, чем существующий политический режим. Фильм был высоко оценен профессиональным кинематографическим сообществом, включая и режиссера Станислава Говорухина, возглавлявшего в 2012 году избирательный штаб.
Пожалуй, впервые с момента крушения Советского Союза наблюдается столь мощная консолидация государственных структур и охранителей против художественного произведения, выставляющего власть в неприглядном виде. У государства появляется масса соблазнов легитимировать идеологические рамки для регулирования сферы массовой культуры, что до сих пор оставалось относительно завуалированным. В такой ситуации гораздо бОльший репутационный ущерб России как государству наносит именно реакция власти, а не сам фильм.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.