Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.01.2015 | Антон Евстратов
Иранские реформаторы возвращаются в большую политику
15 января в Тегеране, впервые за последние 5 лет, собрались представители партий и движений, выступающих за реформы. Последний такой съезд имел место еще в 2009 году, поэтому значимость встречи трудно переоценить. Более того, впечатляют заявленные цели собравшихся – освобождение политических заключенных, в том числе содержащихся под домашним арестом лидеров «зеленого движения» Мир Хоссейна Мусави и Мехди Карруби. Лидеры реформистских движений отметили необходимость положить конец доминированию консерваторов в парламенте страны – Меджлисе, заняв в нем большинство мест на следующих выборах.
Среди известных фигур, посетивших состоявшийся в Тегеранском центре монотеизма форум, - бывший кандидат на пост президента Мохаммад Реза Ареф, Масуме Эбтекар, женщина-вице-президент ИРИ, а также Хади Хаменеи, брат Верховного Лидера страны, выступающий за реформы. Не было, однако, признанного лидера иранских реформаторов Мохаммада Хатами, а также бывшего президента Исламской Республики Али Акбара Хашеми-Рафсанджани. Не было и тех, кто содержится ныне под домашним арестом, однако является ярчайшими фигурами в среде легальной иранской оппозиции – уже упомянутых Мир Хоссейна Мусави и Мехди Карруби. Именно их освобождение заняло значительную часть выступлений спикеров съезда.
Так, Мохаммад Реза Ареф открыто назвал ошибкой нахождение лидеров оппозиции уже 4 года под домашним арестом без какого-либо решения суда. Однако еще более последовательно выступил за освобождение политиков Хади Хаменеи, который не только потребовал выпустить Карруби и Мусави, но и поддержал депутата Меджлиса Али Моттахари, которого грубо вытолкнули недавно из парламента за поддержку находящихся под арестом оппозиционеров.
Что касается второго и основного пункта заседания реформаторов, занятия мест в парламенте, то тот же Ареф отметил, что, в случае посещения избирательных участков более, чем половиной избирателей, победа сторонников реформ не может подвергаться никакому сомнению. Еще один его коллега, Мустафа Кавабекиян, и вовсе заявил о возможности занятия оппозиционерами всех 299 мест Меджлиса. Соответствующие призывы содержались и в посланиях Хатами и Рафсанджани, не посетивших съезд. Они заявили о том, что в Иране следует немедленно создать условия для свободного участия в политической жизни всех партий и групп. Кроме того, по мнению Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, именно реформаторы, сторонники перемен, являются истинными наследниками имама Хомейни и проводниками идеалов Исламской Революции. Послания Хатами и Хашеми-Рафсанджани зачитывались с трибуны съезда и встречались аплодисментами собравшихся.
Стоит отметить, что в Тегеране собралось 200 участников различных реформаторских объединений. Они представляли Ассоциацию преподавателей и исследователей, Организацию моджахедов Исламской Революции, Партию Рабочих, Комитет консолидации и единства и Объединенный фронт. Надо признать, что реформаторское движение, своеобразная легальная оппозиция в ИРИ имеет достаточно серьезные перспективы. Несмотря на некоторую разрозненность и пятилетнее неучастие в политике, реформаторы могут похвастаться целым рядом успехов и за последние годы.
Основным и самым значимым среди них стала консолидация сторонников реформ на выборах 2009 года, когда им удалось убедить Мохаммада Резу Арефа снять свою кандидатуру для увеличения шансов на победу Хасана Роухани. Немалое значение избрании Роухани президентом стала и позиция признанных лидеров реформаторов Мохаммада Хатами и Али Акбара Хашеми Рафсанджани, которые призвали своих сторонников голосовать именно за этого политика. На данный момент в политической системе Ирана, несмотря на перспективы некоторой постахмадинежадовской «оттепели» - сложная ситуация. Президент и правительство, выступающие за скорейшие реформы практически во всех сферах, сторонники прагматичного подхода к внешней политике и переговорам по ядерной программе оказались в состоянии противостояния с полностью консервативным Меджлисом. В этой связи, съезд реформаторов и их готовность бороться за депутатские кресла – исключительно полезны президенту. Успех сторонников реформ, пусть даже не 100%-й, который предсказывает господин Кавабекиян, сможет положить конец несогласованности в работе президента и парламент. Отметим, что последний не единожды саботировал ряд усилий Хасана Роухани. В частности, депутаты летом 2014 года инициировали импичмент назначенному Роухани министру науки, исследований и технологий Резе Фараджи Дана.
Более того, возможно именно в жесткой позиции Меджлиса кроется некоторая нерешительность Хасана Роухани в выполнении предвыборных обещаний - прежде всего тех, которые связаны с освобождением оппозиционеров и предоставлении населению более широкого круга свобод. Представляется, что, имея поддержку парламента, состоящего из реформаторов или по крайней мере со значительной их частью, президент сможет добиться освобождения Мусави и Карруби, ограничение цензуры в СМИ и интернете и ряда других пунктов своей предвыборной программе. Впрочем, надо понимать, что в таких вопросах последнее слово будет за Верховным Лидером страны и его сторонниками. Пока даже речи президента не могут быть проникнуты сочувствием и поддержкой содержащихся под домашним арестом оппозиционеров и под реальным – их многочисленных сторонников. Хасан Роухани даже не был в Тегеране на годовщине трагических событий 2009 года, а провел это время в провинции Систан и Белуджистан, где косвенно обличил тех, кто вышли тогда на улице.
Тем не менее, стоит признать, что съезд реформаторов, состоявшийся в Тегеране, дает президенту Роухани в перспективе важный рычаг воздействия на политическую систему страны, выбивает почву из-под ног у консерваторов, а также усиливает позиции сторонников реформ перед лицом Корпуса стражей Исламской Революции, традиционно консервативного и преданного Верховному Лидеру. Реформаторы уже проявили свою способность к немедленной консолидации и политическому маневру. Сейчас – время демонстрирования иных качеств. Речь идет о последовательной работе по наращиванию своего влияния в среде избирателей, логичным следствием которого должна стать победа на следующих парламентских выборах.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.