Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.01.2015 | Евгений Бай

MasterCard против Фиделя Кастро

Фидель Кастро наконец прервал молчание длиной в год и высказался в отношении исторического прорыва в отношениях между Кубой и США. «Я не доверяю политике Соединенных Штатов и не обменялся с ними ни единым словом, - написал команданте в письме кубинским студентам, которое было опубликовано в газете «Гранма». Но одновременно бывший лидер признал, что «это совсем не означает отказа от мирного решения военных конфликтов» и поддержал шаги своего брата Рауля Кастро, который «ищет возможность решения проблем с историческим противником.

Письмо было написано вскоре после того, как в Гаване завершился первый раунд переговоров, в которых приняли участие представители Госдепартамента США и Министерства иностранных дел Кубы. Эти первые контакты и не были призваны решить главные проблемы между двумя странами и в основном имели целью лишь поиск возможных точек соприкосновения при «сохранении лица». Американская делегация пыталась продемонстрировать, что она делает упор на теме защиты прав человека на Кубе, иначе президенту Обаме было бы трудно отбиваться от своих политических оппонентов в конгрессе, считающих, что Белый дом «предал кубинский народ» и «взял под защиту авторитарный деспотический режим». Кубинские представители всемерно демонстрировали, что они не поступятся принципами и не позволят, чтобы компромиссы с Америкой размыли основы социалистического строя.

По самым скромным прикидкам американских экспертов, потребуется, как минимум, год, чтобы можно реально ощутить политические результаты инициативы Обамы по нормализации отношения между двумя странами. Но пока первые контакты проводят дипломаты, в дело вмешивается, и достаточно рьяно, экономика. Начиная с 1 марта на Кубе можно будет использовать кредитные карточки Mastercard, выпущенные в США. До этого на острове можно было оплачивать покупки кредитными картами любых стран, но только не Америки. Как пишет интернет—издание CafeFuerte, «MasterCard cтал первым международным гигантом, который прорвал установленное полвека назад финансово-экономическое эмбарго Кубы со стороны США».

Ежегодно Кубу посещает около 630 тысяч граждан США, 90 процентов которых, правда, составляют проживающие во Флориде, Нью-Джерси и других штатах кубино-американцы. Теперь они смогут не привозить с собой толстые пачки долларов, а будут в состоянии оплачивать отели, рестораны, покупки в валютных магазинах Кубы картами.

В 2013 году остров по официальным данным посетило 2.8 миллиона туристов. Однако предполагается, что уже в нынешнем году это число может увеличиться на 20-30 процентов, а когда США окончательно снимут все ограничения на поездки своих граждан на Кубу – вырастет вдвое (большего числа туристов Куба просто не сможет принять ввиду неразвитости гостиничной инфрастуктуры). Главным и на сегодня единственным бенефициаром станет, безусловно, кубинское государство, которое держит под своим строгим контролем отели, валютные рестораны и магазины, а также так называемые Casas del Habano, где продаются знаменитые гаванские сигары.

Рядовым кубинцам пока от прихода MasterCard не жарко и не холодно. Никакой прибыли от использования карт не получат и те, кто занят в частном секторе, так называемые cuentapropistas. Их на острове 476 тысяч человек, и это число постоянно растет, однако все они вынуждены в своей работе использовать лишь наличные деньги.

«Это неравенство, - считает кубинский экономист Эмилио Моралес, -может лишь еще больше усилить социальное недовольство на острове. Часть кубинцев, которые имеют родственников в Майами, смогут использовать привезенные теми карточки, что позволит им удовлетворять насущные потребности в продуктах и одежде. Но большинство людей к этим благам допущены не будут. Для своих же сограждан правительство не предусматривает выпуск кредитных карт, в отдельных случаях кубинцы пользуются лишь дебетовыми картами с оплатой в местных песо». Похожая ситуация неравенства складывается и в области автопрома. Американские автомобильные гиганты уже выстраиваются у стартовой черты, готовые при первой отмашке начать поставлять на остров легковые машины. Огромный интерес к Кубе проявляют General Motors, Ford, южнокорейский концерн Kia Motors, немецкий Volkswagen, японская Toyota. Для них эта страна, самый крупный из Карибских островов с населением 11 миллионов стала одним из последних в мире неосвоенных оазисов.

Экзотической визитной карточкой Гаваны стали старенькие американские машины Pontiac, Plymouth, Dodge и Chevrolet выпуска 50-х годов прошло века. Отремонтированные кубинским энтузиастами, с полностью замененными деталями, но оригинальными оцинкованными кузовами они продолжают бойко бегать по улицам Гаваны и других городов в то время, как советские «Лады» не могут прожить в условиях кубинского климата и четырех-пяти лет – морская соль заживо съедает за это время их корпус. Не слишком удачными были и попытки поставок на остров французских Peugeot-404, собранных в Аргентине, а также дешевых и недолговечных китайских автомобилей.

Однако при освоении кубинского «оазиса» мировые автопроизводители также могут столкнуться с противоречащей здравой логике политике кубинских властей. В январе 2014 года правительство разрешило «свободную» продажу машин в стране. Однако за весь год на острове было продано меньше ста новых машин: установленные цены на них были в десятки раз выше, чем в США, легковой автомобиль экономкласса мог стоить до 70 тысяч долларов, подержанный—до 40 тысяч. При сохранение таких цен ни Ford, ни Kia не смогут рассчитывать на большой гешефт на Кубе—их машины останутся нераспроданными.С вожделением смотрят на Кубу и производители продовольствия и товаров широкого потребления. Опыт первых лет независимой России показал, что при существовании тотального дефицита импорт продовольствия, а также электронных товаров и строительных материалов является чрезвычайно выгодным бизнесом.

По данным испаноязычной газеты США El Nuevo Herald Государственный департамент США приступил к составлению списка товаров, которые Америка может поставлять на Кубу. В него, входят и стройматериалы, и краски, и разнообразные инструменты, необходимые для ремонта домов и квартир, большинство из которых находятся в ужасающем состоянии. Эти товары предназначены прежде всего для кубинцев, занимающихся частным бизнесом. Однако и здесь потенциальные экспортеры из США могут столкнуться с кубинским реалиями. Правительство страны разрешило гражданам лишь ограниченное число видов трудовой деятельности. Они могут быть ветеринарами, уличными торговцами продуктами, парикмахерами, наполнители зажигалок, декораторами витрин и смотрителями за уличными туалетами. Однако американские эксперты считают, что США следует составлять свой список экспорта на Кубу с прицелом на будущее, когда американский конгресс снимет экономическое эмбарго и экспорт товаров станет масштабным, а частный сектор на Кубе затмит собой крайне неэффективный, государственный.

Но какими бы ни были преграды на пути американского «освоения» Кубы, прорыв в отношениях между двумя заклятыми врагами неизбежно приведет к обновлению кубинского общества. Как пишет CafeFuerte, «нормализация отношения между Кубой и США будет идти параллельно со сменой кубинского руководства, начало которому положил сам Рауль Кастро, объявивший, что в 2018 году он отойдет от дел. В конечном итоге это приведет к конституционным изменениям, которые положат конец однопартийной системе и культу вождя, прозванные на Кубе «социализмом».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net