Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

09.02.2015 | Валерий Выжутович

Минус десять процентов

Антикризисный план правительства, одобренный президентом, предполагает сокращение большинства категорий расходов на 10 процентов. Главным образом сокращения коснутся расходов на обеспечение органов государственной власти. В частности, будет учтен отказ от услуг повышенной комфортности или уменьшение количества таких услуг.

Сокращение трат на содержание госаппарата, вообще-то, планировалось и ранее – еще до наступления кризиса. Собственно, планировалось сокращение самого госаппарата. Эту работу предполагалось провести в рамках разработанной Министерством труда и социальной защиты федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015-2018 годы.

По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона - на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента - в судах и прокуратуре, 2,1 процента - в законодательных органах, 1,1 процента - в других государственных структурах.

За счет чего конкретно будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности. В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих.

Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, будет проведен мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлено новое штатное расписание - оно появится во всех органах власти. Потребность в том или ином количестве сотрудников будет оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости. Министерство труда и социальной защиты предлагает нормативно закрепить базовые, функциональные и квалификационные требования к чиновнику - попросту говоря, определить, какие профессиональные навыки и человеческие качества ему необходимы для соответствия занимаемой должности. Предлагается создать «паспорт должности», в котором будут очерчены функции этой должности и требования к чиновнику, занимающему эту должность или претендующему на нее.

Что касается оптимизации численности госаппарата, то, по мнению Минтруда, следует сокращать штаты не повсюду, а только там, где количество вакансий превышает 7 процентов. Не стоит, считают в министерстве, и уменьшать численность сотрудников МВД, ФНС, ФМС и Росреестра, оказывающих гражданам большой объем госуслуг.

Нельзя сказать, что все эти меры носят экстренный характер и вызваны исключительно кризисом. Попытки оптимизировать структуру правительства и госаппарат предпринимаются регулярно. Например, в сентябре прошлого года было упразднено министерство регионального развития. Его функции передали другим правительственным подразделениям. Тогда же указом президента были ликвидированы Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Вся работа по поставкам продукции военно-технического назначения отныне сконцентрирована в Минобороны, а контрольно-надзорную деятельность, ранее закрепленную за Рособоронзаказом, поделили между собой Министерство промышленности и торговли, Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата.

Если структура правительства так или совершенствуется, то оптимизация госаппарата дается гораздо труднее. В 2010 году было принято решение сократить число чиновников на 20 процентов. Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек - лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010- го.

Давно замечено: сколько ни сокращай российский госаппарат, он постоянно разрастается. Растет число заместителей у министров и руководителей федеральных агентств. Впрочем, когда затевалась административная реформа, никто и не говорил, что изменение числа и рассадки должностных лиц, деление ведомств на правоустанавливающие (министерства), правоприменительные (агентства) и контрольно-надзорные (службы) - меры самодостаточные. Было понятно: структурные новации - лишь стартовое условие для перевода государственной машины в новый, более эффективный режим. Организационный хаос, возникший поначалу, лишь подтвердил, что живая реальность не умещается в умозрительные схемы и конструкции, сколь бы совершенными они ни казались на стадии кабинетных расчетов.

Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников (по доле должностных лиц федерального уровня в остальном населении наша страна, как ни трудно в это поверить, отстает от Европы и США). Важно другое - какова она, отечественная бюрократия. И, прежде всего, - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению.

Речь, таким образом, не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти. Реорганизация тех или иных структур, уменьшение численности сотрудников - это лишь один из способов сделать власть более эффективной. Но в том-то вся штука, что сценарии аппаратных преобразований пишутся самими же чиновниками. То есть теми, кто, собственно, и является важным и отнюдь не последним объектом этих преобразований.

Валерий Выжутович – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net