Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.02.2015 | Леонид Исаев
Йемен: навстречу второму временному правительству
«Управлять Йеменом – все равно, что плясать на голове у змеи», - так гласит йеменская пословица, и события последних лет заставляют нас убедиться в правдивости этого высказывания. При всех негативных сторонах правления экс-президента Али Абдаллы Салеха ему надо отдать должное – управлять столь сложной страной на протяжении более тридцати лет достойно самого глубокого уважения и дает все основания называть его политиком с большой буквы. Именно такого человека этой стране недостает сейчас. Слабость и нерешительность «молчаливого» президента Абд Раббо Мансура Хади привели к краху первого временного правительства в стране – в начале 2015 года он подал в отставку вместе с премьер-министром Халедом Бахахом. Вслед за этим был распущен парламент, и Южная Аравия вновь принялась за формирование нового временного правительства.
Складывавшаяся с начала 2012 года ситуация, при которой власть в Йемене постепенно начала монополизироваться в руках аль-Ахмаров, представленных исламистской партией «аль-Ислаха» и их союзниками в лице «братьев-мусульман» и салафитов, поставила их оппонентов по одну сторону баррикад и вынудила пойти на крайние меры. Подлило масла в огонь и все возрастающее в последние годы влияние Али Мохсена, занявшего пост советника президента Мансура Хади по военным вопросам, и не скрывавшего своих политических амбиций на пост будущего руководителя страны (одной из главных причин конфликта между Салехом и Али Мохсеном в преддверии арабской весны считалось желание экс-президента передать власть своему сыну, а не сводному брату). Очевидно, что подобные перспективы категорически не устраивали ни хуситов, ни Всеобщий народный конгресс (ВНК), ни южан, что предопределило «революцию 21 сентября», после которой аль-Ахмары были вынуждены покинуть страну в то время, как хуситское движение «Ансар Аллах», проводя политику заключения союзов с йеменскими племенами, а также членами ВНК, по сути, установило контроль над северным Йеменом.
Политический кризис оказался куда более глубоким, провал национального диалога под эгидой Мансура Хади проявлялся все отчетливее, и даже нейтрализация одного из наиболее деструктивных элементов йеменского политического истеблишмента – семейства аль-Ахмаров не смогло остановить процессы, запущенные «революцией 21 сентября». За три года после ухода Али Салеха временным властям, ведомым де-юре Мансуром Хади, а на деле аль-Ахмарами, не удалось разрешить ни одной проблемы, стоящей на повестке дня в Йемене: проблема федерализации и юга страны, разработка нового проекта конституции, обеспечение справедливого представительства в органах государственной власти всех политически сил, подготовка и проведение выборов в новые органы власти – лишь малая часть вопросов, на которые переходная власть так и не смогла найти ответы, не говоря уже о целой совокупности нерешенных социально-экономических и демографических задач, остро стоящих перед страной. Монополизация власти в руках аль-Ахмаров в конечном счете оставило их вместе с президентом Хади на обочине йеменской истории. При этом потребность коренных перемен назрела в йеменском обществе настолько глубоко, что понадобилось тотальная реконструкция временной власти в стране. Конец первому временному правительству был положен спустя четыре месяца после «сентябрьской революции».
Очередное обострение ситуации произошло 17 января 2015 года, когда хуситы арестовали по подозрению в попытке фальсификации проекта конституции страны главу президентской администрации Ахмеда бин Мубарака. Важно отметить, что на протяжении последнего времени бин Мубарак был главным куратором основного закона страны, а также сторонником разделения Йемена на шесть субъектов федерации. Попытка Мансура Хади бросить последний вызов движению «Ансар Аллах», в опоре на руководителей силовых ведомств, обнажило паралич верховной власти в стране и привело к захвату хуситами президентского дворца и здания Бюро национальной безопасности (БНБ). При этом стремительность, с которой развивалась ситуация явно свидетельствует о расстановке сил на начало 2015 года далеко не в пользу официальных властей.
18 января после не увенчавшихся успехом попыток договориться об освобождении бин Мубарака Мансур Хади созвал экстренное заседание Совета безопасности Йемена, на котором всем силовикам был отдан приказ вывести войска на улицы Саны 19 января в 5:00 по йеменскому времени. Однако «Ансар Аллах» к вечеру 18 января узнало о планах президента и обратилось к своим сторонникам в армии и службах безопасности не подчиняться приказу президента. В свою очередь хуситы сыграли на опережение и утром 19 января окружили президентский дворец в Сане, а также штаб-квартиру Бюро национальной безопасности. В течение всего дня продолжались бои, которые завершились к вечеру, когда «Ансар Аллах» удалось взять под контроль территорию президентского дворца и здание БНБ. В результате 20 января начали поступать первые сигналы о достижении договоренностей между президентом Хади и хуситами, которые сводились к нижеследующему. Мансур Хади соглашался на недопущение внесения исправлений в проект конституции, ускорение реализации договоренностей Всеобщего национального диалога, решение вопросов безопасности в провинции Мариб. В свою очередь хуситы обязались отвести свои войска от президентского дворца и освободить бин Мубарака.
Однако спустя два дня хуситы выдвинули Хади дополнительные требования: назначить члена «Ансар Аллах» на посты вице-президента, вице-премьера, генерального прокурора, главы Центральной службы по контролю и учету, руководящие посты в органах судебной власти и госбезопасности, а также предоставить представителям этой организации несколько министерских портфелей и принять 50 тыс. членов «Ансар Аллах» в ряды вооруженных сил страны. Эти условия оказались невыполнимыми для власти, что и предопределило отставку президента Мансура Хади и премьер-министра Халеда Бахаха.
Позиция экс-президента Салеха и его партии при этом изначально была относительно нейтральной. Вечером 18 января и утром 19 января состоялось экстренное заседание ЦК Всеобщего народного конгресса, на котором Али Абдалла Салех отдал распоряжение своему брату генералу Али Салеху не вмешиваться в конфликт между хуситами и временным правительством. Нежелание ВНК занимать ту или иную сторону в противостоянии, равно как и перетягивать одеяло на свою сторону четко проявилось в случае голосования (а вернее не голосования) по отставке Хади в Палате представителей Йемена. Интересно, что йеменский парламент не переизбирался с 2003 года и отражает реалии более чем десятилетней давности. Неудивительно, что большинство в Палате представителей принадлежит ВНК – 238 мест из 301. В случае принятия отставки Мансура Хади парламентом власть в стране должна была перейти спикеру парламента, представителю Всеобщего народного конгресса, Яхье ар-Раи. Однако отличительная особенность йеменского представительного органа заключалась в том, что после «революции 21 сентября» депутаты от ВНК начали активно симпатизировать хуситам, не меняя при этом своей партийной принадлежности.
В этой связи голосование как за отставку президента, так и против, лишь усугубило бы и без того сложную ситуацию в стране. В первом случае власть возвращалась бы, по сути, в руки Али Салеха, во втором – делало бессмысленным попытки хуситов по ликвидации остатков первого временного правительства в стране. Лишь попыткой занять наиболее безопасное для себя положение можно объяснить факт невозможности созыва Палаты представителей для рассмотрения важнейшего вопроса по отставке президента Хади. Заседание парламента так и не состоялось по причине отсутствия кворума, что дало все основания хуситам объявить и этот государственный орган вне закона и сигнализировать о начале формирования второго временного правительства, в котором первую скрипку будет играть «Ансар Аллах» и отчасти ВНК. Уже в феврале 2015 года должен быть сформирован Переходный национальный совет, состоящий из 551 члена, чья основная задача будет состоять в избрании Президентского совета из пяти человек сроком на два года.
Тем самым в Йемене завершилась самая что ни на есть полноценная революция, начавшаяся еще в сентябре 2014 года. Хуситам удалось-таки взять власть в стране в свои руки, вопрос лишь в том, смогут ли они закрепиться на йеменском политическом олимпе?
Леонид Исаев - научный сотрудник Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ-ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.