Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.02.2015 | Сергей Слободчук
СИРИЗА: «Игра мускулами» закончилась?
Министры финансов стран еврозоны и Греции 20 февраля согласовали продлить кредитную программу на четыре месяца. Взамен греческий министр финансов Янис Варуфакис пообещал ночей не спать, но представить в понедельник список реформ. А если называть вещи своими именами, то обязательств должника в лице Греции перед европейскими кредиторами. Ряд иностранных СМИ (например, Globalresearch) сразу же прокомментировали в ключе «предвыборные обещания СИРИЗА оказались пустышкой».
Согласитесь, неслабый контраст. Ведь еще 26 января 2015 года, сразу же после оглашения результатов голосования, лидер СИРИЗА Алексис Ципрас громогласно заявил: «Греция оставляет позади программу жесткой экономии, она оставляет позади страх и автократию, она оставляет позади пять лет унижений и страданий. Ваши голоса безоговорочно отменяют программу разрушений. «Тройка» (так в стране и Европе называют МВФ, Европейский Центробанк и Европейскую Комиссию) для Греции теперь часть прошлого».
Поэтому главная интрига стартового этапа работы нового правительства Греции – осмелится ли Ципрас перейти от слов к делу? И на практике начать осуществлять шаги против «курса на жесткую экономию», навязанного пресловутой «тройкой»?
Правительство Алексиса Ципраса, состоящее из 41 министра – это «кабинет без галстуков». Председатель партии «Синаспизмос» и лидер коалиции СИРИЗА и его министры пообещали не надевать галстуки, пока Греция не избавится от долгов. Яркая «фишка», чтобы попасть в вечерние новости, но никакого конструктива она не несет, да и в решении экономических проблем Греции не поможет. А вот первое сколько-нибудь значимое решение греческого премьера – это административная реформа. Алексис Ципрас сократил количество министерств, создав на их основе несколько суперминистерств, объединяющих разные направления.
Для иллюстрации – бюрократический супермонстр национальной экономики, морского флота и туризма во главе с Йоргосом Статакисом объединил следующие направления:
- министерство структур, транспорта и сетей (во главе с замминистра Христосом Спиртдзисом);
- министерство морского флота (замминистра Тодорис Дрицас);
- министерство туризма (замминистра Элена Кундура из правой партии «Независимые греки»).
Или, к примеру, суперминистерство реконструкции производства, окружающей среды и энергии (глава – Панайотис Лафазанис) – это:
- министерство окружающей среды (замминистра Яннис Циронис);
- министерство сельскохозяйственного развития (Вангелис Апостолу).
Во внешнеполитической плоскости стоит отметить два значимых события. В первую очередь, визит министра иностранных дел Никоса Кодзиаса в Москву для встречи с Сергеем Лавровым, состоявшийся на фоне обещания Алексиса Ципраса наложить вето на дополнения к пакету санкций против России. Многие СМИ увидели в таких контактах с РФ стремление новой власти Греции стать «мостом между Европой и Россией». На деле же, тот самый Кодзиас в ходе Совета глав МИД ЕС 9 февраля 2015 года, пусть после долгих торгов, но поддержал расширение пакета санкций против России. Такой ход продемонстрировал, что новое правительство пытается маневрировать между Россией и странами Запада, выторговывая преференции, как со стороны первых, так и вторых.
И, наконец, тема №1, естественно – это переговоры нового кабинета с «тройкой» международных кредиторов Греции. Здесь стоит с самого старта расставить точки над i. Коалиция левых радикалов СИРИЗА и Алексис Ципрас завоевали сенсационную победу на досрочных парламентских выборах благодаря по-настоящему залихватским обещаниям. Здесь и такие обещания как «Аудит государственного долга и пересмотр объема выплачиваемых процентов, приостановка платежей, до тех пор, пока не восстановится, и не будет расти занятость» (п.1 Программы СИРИЗА на выборах). И «Потребовать от Европейского союза изменить роль Европейского центрального банка, чтобы он финансировал государства и программы государственных инвестиций» (пункт 2). И проведение референдумов «по договорам и другим соглашениям с Европой» (пункт 27). И даже «Закрытие всех иностранных военных баз в Греции и выход из НАТО» (пункт №40). Тема же отношений Греции с иностранными кредиторами «красной строкой» звучала в предвыборных выступлениях Ципраса. А когда стали поступать первые данные подсчета голосов, лидер СИРИЗА громогласно заявил, что меморандумы с кредиторами Греции закончились, а политику «жесткой экономии» Греция оставит в прошлом.
Однако лозунги остаются лозунгами, а в реальной жизни условия диктует тот, кто дает в долг, а не наоборот. Поэтому, сразу после формирования кабинета во главе с Алексисом Ципрасом, основная масса новостей о первых шагах нового правительства – это как раз нюансы переговоров между первыми лицами и «тройкой».
И вот, наконец, вроде бы компромиссный вариант – «тройка» продолжает программу кредитования на четыре месяца. А кабинет Ципраса в ответ согласовывает с МФВ, ЕЦБ и Еврокомиссией список запланированных реформ. Говоря фразами из литературной классики «утром деньги – вечером стулья». То есть, как говорится, «на этой оптимистической ноте», «игра мускулами» и закончилась. А деньги кабинет Ципраса получит только после того, как «тройка» откорректирует список в соответствии со своими интересами.
По большому счету, Ципрас & Co имеют два магистральных варианта действий. Вариант №1 – продолжать курс предыдущих правительств Антониса Самараса, Лукаса Пападимоса и других. Если отбросить в сторону всю мишуру вроде «финансовой помощи» и т.д., то речь идет о том, чтобы гасить старые долги с помощью новых кредитов. А в нагрузку каждый греческий кабинет получал программу «жесткой экономии». И ладно бы речь шла о снижении социальных выплат и т.д. На деле, «курс на жесткую экономию», какую страну ЕС ни возьми, подрубает доходы граждан. И, как итог, внутренний рынок. Отсюда дефицит средств, чтобы рассчитаться по кредитам – и необходимость снова просить деньги в долг у «тройки». Поэтому вариант №2 заключается в том, чтобы не загонять Грецию еще глубже в долги, а подстегнуть производство, малый, средний и крупный бизнес, обороты внутреннего рынка.
Если Ципрас & Co стратегически примут такое решение, тогда можно будет и говорить о конкретных мерах в данном направлении. Если же нет – то и нечего толочь воду в ступе.
Сергей Слободчук – политолог
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.