Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.02.2015 | Олег Каринцев
Исламский радикализм на европейском пространстве
События во Франции, Бельгии и ряде других европейских стран, потрясшие Европу и весь цивилизованный мир в начале января, являются важнейшим вызовом, который стоит перед мировым сообществом и нуждается в своем особом и незамедлительном решении. Усилия различных государств в борьбе с религиозным фанатизмом, экстремизмом и ненавистью на расовой почве стали вопросами европейской повестки дня, которые встают как перед национальными сообществами и правительствами, так и на общеевропейском уровне. В этих условиях главную и особую значимость приобретает вопрос совместных усилий государств Европы в деле борьбы с экстремизмом и исламским радикализмом, которые охватили весь европейский континент, далеко перекинувшись за границу своего первоначального ареала – стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Борьба с исламским радикализмом требует усилий всего политического и международного сообщества по предотвращению и противодействию атакам террористов и исламских экстремистов, а также по недопущению распространения крайних и радикальных идей в среде мусульманского населения европейских стран и вербовки мусульманскими экстремистскими сообществами новых членов со стороны граждан государств Европы. Только при условии хорошо спланированных и удачно скоординированных действий всего международного сообщества в области борьбы с исламским терроризмом и экстремизмом можно добиться реального противодействия попыткам исламистских группировок захватить часть европейского континента под лозунгом воссоздания Халифата. Таким образом, проблематика разработки мер противодействия исламскому экстремизму и фундаментализму на всем пространстве Европы носит особо актуальный и нужный характер.
Исламское государство в европейских странах
Исламское государство Ирака и Леванта, которое в настоящее время называет себя просто «Исламское государство», стремится к созданию Халифата на тех землях и континентах, которые представлены мусульманскими общинами, поэтому данный Халифат предполагает исключительно мировой характер. Европейский континент в связи с этим присоединяется к зоне повышенного внимания со стороны Исламского государства, которое в дальнейшем стремится объединить части европейских территорий, населенные выходцами из мусульманских стран, вокруг Халифата. Исламское государство, столицей которого является иракский город Мосул, создается как прообраз Всемирного Халифата и считает себя преемником средневековой Османской империи, ликвидированной Аттатюрком после Первой мировой войны. Также Исламское государство претендует на наследие и объединение организаций, ранее входивших в структуры других исламских фундаменталистских объединений, прежде всего, организаций «Братья-мусульмане», «Хизб-ут-Тахрир», «Аль-Каида» и др. Таким образом, ИГ стремится объединить вокруг себя все джихадистские конкурирующие между собой группировки, которые находятся в Европе в качестве ячеек международных исламских организаций и мусульманских групп джихада и в этом качестве участвуют на стороне Сирийской объединенной оппозиции в боях с правительственными войсками.
Консолидация всех антихристианских сил на границе с Европой осуществляется при содействии Исламского государства, которое становится общим и совокупным актором, действующим в масштабе всего континента. Поэтому организация контрборьбы со стороны европейских стран требует максимального объединения и консолидации усилий, направленных на противодействие терактам, механизмам и методам «гибридной» войны, которую проводит в странах Европы «Аль-Каида» и Исламское государство. Кроме того, требуется организация действий и борьбы на европейском уровне для того, чтобы совокупные усилия государств были эффективными и давали бы кумулятивный и долгосрочный эффект.
Тактика «Хизб-ут-Тахрир» в Европе
Основная стратегическая линия и тактика объединения «Хизб-ут-Тахрир» в Европе состоит в организации совокупности действий с целью пропаганды идей джихада среди подрастающего поколения, используя для этого совершенную и налаженную инфраструктуру печатных и электронных СМИ, приспособлений, культурных учреждений и пр. мест, в которых мусульмане в европейских странах могут безопасно и свободно вести пропаганду идей радикального ислама. В этой связи прежняя база и целевая аудитория этой организации рассматривается как приоритетная для «Исламского государства», учитывая, что в целом ряде европейских стран, таких как Великобритания, Дания, Украина и др., ячейки международной организации «Хизб-ут-Тахрир» находились на законном основании. Хизб-ут-Тахрир имеет наиболее разветвленную сеть своих приверженцев и локальную инфраструктуру, что позволяет использовать ее сторонниками джихада в Сирии в качестве легальной основы для своей деятельности в европейских странах. Исламские движения в Европейском союзе также набрали существенные обороты и в ряде стран, не считающихся ранее оплотами мусульманства, таких как Швеция, Норвегия, Дания и др.
Другая черта деятельности «Хизб-ут-Тахрир» в Европе состоит в том, что ее функционеры часто и в значительной степени вкраплены в структуры местного самоуправления в городах и малых населенных пунктах, а также располагают информационным, ресурсным и финансовым влиянием в среде своих приверженцев как в своих странах, так и за рубежом. Поэтому молодежная среда в мусульманских кварталах крупных промышленных агломераций во Франции рассматривается в качестве основного и неисчерпаемого кадрового ресурса и замены для распространения радикальных идей среди подростков бедных кварталов и сельской местности, а также для перехода коренных французов в мусульманство, что видно на примере добровольцев из числа французов, а также представителей других европейских стран, участвующих в боевых действиях в структуре исламских ячеек джихада на территории Сирии и Ирака, а также на пространстве Европы и Азии.
Действия европейских властей по противостоянию ИГ
Противостояние с группой «Исламское государство» требует особых и усиленных действий для нейтрализации усилий ИГ по дефрагментации европейского пространства и создания собственных устойчивых зон воздействия в объединениях Европы. В данной сфере необходимы общие усилия как европейских государств, так и Евросоюза в целом, поскольку действия против Исламского государства требуют усиленной координации и администрирования, чтобы достичь единого и согласованного эффекта. Между тем, в сегодняшней ситуации, усугубившейся в связи с началом нового витка противостояний после терактов в Париже и попытками проведения терактов в других городах Франции и Европы, подготовка системы безопасности и правопорядка нуждается в более согласованных действиях и своевременных усилиях по предотвращению угроз в условиях кризисной и чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимы серьезные реформы в сфере европейской безопасности и правопорядка, что требуется для борьбы с радикальными группировками и противостояния исламской экстремистской угрозе по всей Европе и за ее пределами.
Коренная и усиленная поддержка реформ органов европейской безопасности и правопорядка может быть предпринята при поддержке и содействии со стороны ряда ведущих и правящих политических партий в европейских государствах, в которых все больше выражается глубокая и комплексная обеспокоенность состоянием дел в сфере европейской и евроатлантической безопасности, что необходимо, по мнению многих европейских политиков и экспертов, срочно исправить и коренным образом урегулировать в сторону обеспечения реального и гармоничного правопорядка и поддержания безопасности на европейском и национальном уровне. В первую очередь, предложения европейских экспертов по обороне и безопасности касаются недопущения проникновения иммигрантов, придерживающихся радикальных и террористических средств ведения борьбы и нарушающих общественный порядок на территории Европы, а также создания условий для прекращения деятельности экстремистских организаций, представляющих угрозу для правопорядка на территории ЕС.
Европейский диалог по борьбе с фундаментализмом
Диалог внутри ЕС в области борьбы с религиозным фанатизмом является особо ценным направлением совместной и продуктивной работы, направленной на предотвращение общих угроз и вызовов со стороны исламского фундаментализма, исходящих от экстремистских организаций в сторону всей европейской цивилизации и общества. Особенно необходимой в данном направлении является работа со стороны институтов политических партий и гражданского общества, которые являются основным институтом выработки общей позиции в области противостояния фундаменталистским и радикально-исламским движениям в современном мире. Такой формат взаимодействия может эффективно обеспечиваться благодаря европартиям, политическим партиям на европейском уровне, которые представляют собой объединения политических партий различных европейских стран, придерживающихся схожих позиций и взглядов на то, какие общие вызовы для европейской структуры имеются и каким образом возможно совместное и эффективное решение и взаимодействие.
Политические партии и объединения Евросоюза, придерживающиеся общих взглядов и трактовок в области борьбы с исламским терроризмом и экстремизмом, а также в области противостояния ксенофобским взглядам и настроениям в европейских странах и за пределами Европы, эффективно сотрудничают между собой в области выработки совместных решений и действий, что является одним из наиболее существенных пунктов влияния и позиционирования европейских стран и Евросоюза в целом, а симбиоз антитеррористической политики друг друга направлен на выработку эффективных мер воздействия на общие вызовы и угрозы как для национальных государств, так и для общеевропейского объединения. Поэтому диалог по линии гражданских обществ, объединений и политических партий является принципиально важным для совместной борьбы с исламским экстремизмом во всем мире.
Повестка дня в области борьбы с экстремизмом и фанатизмом
Повестка дня в области борьбы с религиозным фундаментализмом и ненавистью на расовой почве объединяет европейские страны в плане решения общих проблем борьбы с новыми вызовами и угрозами современному мировому развитию и правопорядку. Противодействие экстремистским целям и методам исламских террористических и радикальных группировок носит единый характер как для европейских национальных государств, так и для Евросоюза в целом. Одним из общих моментов, объединяющих европейские страны, является противостояние радикальным тенденциям на границах и распространению исламского экстремизма за пределы региона. Урегулирование проблемы распространения радикального ислама в Европе требует усилий европейских стран, на территориях которых имеются представительства радикальных течений, борющихся за создание Халифата. Особенно набирающим обороты процессом, внушающим опасения у европейских стран, является трансформация исламского фундаментализма в новый источник пополнения кадров и резервных механизмов для распространения влияния исламского государства за пределами региона, а также пополнения батальонов для участия в движении исламского фундаментализма на территории исламского государства в Сирии и Ираке.
В этих условиях совместные скоординированные и сосредоточенные действия европейских государств и всего мирового сообщества могут способствовать реальному продвижению в деле противостояния исламскому государству в пределах и за пределами Европы, а также недопущению проникновения радикальных экстремистских группировок в Европу, что опасно новым всплеском насилия и исламистской радикальной и экстремисткой активности на территории всех европейских государств. Движение за европейскую интеграцию в данном направлении предлагает выработать единый и проработанный способ обеспечения безопасности на протяжении «Большой Европы» и за ее пределами. Платформа по борьбе с экстремизмом и ксенофобией «Альянса за европейскую интеграцию» предполагает запрет радикальных группировок в европейском законодательстве и правосудии.
Исламский экстремизм и его преодоление: повестка дня на будущее
Таким образом, борьба с исламским доминированием в ряде регионов Западной Европы и за ее пределами, а также распространением радикальных идей под лозунгом исламского государства ИГИЛ является основным пунктом и точкой сближения политики европейских стран в области обеспечения безопасности и правопорядка на всем протяжении европейского континента и во всем мире. В этой связи особую роль играет объединение политических, военных и экспертных кругов стран-членов Евросоюза и стран, находящихся за пределами ЕС, по общей и совместной безопасности, недопущению возникающих угроз атак со стороны экстремистов в различных странах, новых вызовов и угроз в связи с обострением расовой и межнациональной розни и противостояния различных цивилизаций и культур. Поэтому формирование общей повестки дня в реализации общих способов действий и механизмов безопасности на всем протяжении европейского континента является вопросом обеспечения нормального развития как Европы, так и государств, находящихся за ее пределами, а также для всего мирового сообщества с его проблемой противодействия исламскому экстремизму и фундаментализму во всем мире.
Поэтому в ближайшем будущем, очевидно, необходимо консолидировать усилия с использованием механизмов межгосударственного, межпарламентского и международного сотрудничества для формирования общих методов и стратегий борьбы с исламским экстремизмом и фундаментализмом во всем мире. Для этого требуется активное противодействие радикальным группировкам со стороны гражданских обществ как ЕС, так и не входящих в него государств, в том числе с использованием полезных и эффективных наработок политических партий, общественных групп и наднациональных инициатив, гражданских объединений и сообществ, а также индивидуальных инициатив в области борьбы с экстремизмом и ненавистью. Необходимый для противодействия угрозам и для закрепления устойчивой ситуации кумулятивный эффект от этих действий может во многом и в значительной мере способствовать решению проблемы религиозной нетерпимости и ксенофобии во всем мире.
Олег Каринцев - политолог
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.