Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.03.2015 | Александр Ивахник
Бастрыкин хочет поменять Конституцию и экономическую политику
Давно известно, что председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин – человек увлекающийся. Но даже с учетом этого знания некоторые его идеи, высказанные 26 февраля на расширенной коллегии СКР по подведению итогов работы за год вызывают, мягко говоря, удивление. Эти идеи явно выходят за пределы задач и полномочий СКР. Главный следователь страны выразил резкое несогласие с положением российской Конституции о том, что международное право имеет приоритет над национальным законодательством, и заявил о необходимости правовой оценки предпринятых руководством Центробанка мер монетарной политики.
Свое выступление на коллегии Александр Бастрыкин начал с уголовных дел, возбужденных «в отношении военных преступников и националистов» в связи с военным конфликтом на юго-востоке Украины. Таких дел открыто уже 39. Но глава СКР вынужден был констатировать, что из-за отсутствия международного судебного органа, который уполномочен рассматривать такие дела, они остаются без судебного разрешения. Он высказался за создание такого органа, впрочем, не пояснив, к кому обращен этот призыв и под эгидой какой международной структуры должен создаваться новый орган.
Кроме того, Бастрыкин предложил расширить компетенцию российских правоохранительных органов для проведения следственных действий за рубежом. «По нашему мнению, регламентации требуют механизмы в области экстерриториального преследования правоохранительными органами России лиц, совершивших за рубежом военные и другие преступления, посягающие на российские интересы, они нуждаются в совершенствовании», – подчеркнул председатель СКР. Поскольку «в отдельных случаях нужно провести ряд процессуальных действий, а иногда и предварительное расследование на территории другого государства», то, по мнению Бастрыкина, необходимо более детально прописать в законодательстве деятельность российских правоохранительных органов в таких случаях. Трудно понять, как изменение российского законодательства может расширить возможности российских же следователей на территории другого государства, если, конечно, это государство обладает суверенитетом. Впрочем, стоит заметить, что это направление активности Следственного комитета имеет зеркальное отражение в работе Генпрокуратуры Украины: та тоже открывает уголовные дела в отношении российских военачальников и политиков.
Стремление к экспансии деятельности отечественных следователей за рубеж сочетается у Александра Бастрыкина с желанием отгородиться от международного права при ведении уголовного судопроизводства в России. В выступлении на коллегии глава ведомства заявил: «В Конституции РФ оказалось положение о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством (этот принцип также включен и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ), тогда как в других государствах действуют более гибкие механизмы. И практика показывает (особенно международные события последнего времени), что указанное положение работает против интересов России, умело используется западными оппонентами». Из этого Бастрыкин делает вывод: «Устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость РФ в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства».
Очевидно, Бастрыкин относит к «диверсиям правового регулирования» статью 15 Основного закона России, которая содержится в главе 1 «Основы конституционного строя». В ней говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В этой связи, во-первых, совершенно не понятно, как глава СКР предполагает править Конституцию – ведь для внесения изменений в главы 1 и 2 Основного закона необходим созыв Конституционного собрания, закон о котором до сих пор не выработан. А во-вторых, можно согласиться с рядом простых вопросов, которые задала уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова: «Мешает ли Конституция вести следствие? Нет. Мешает ли Конституция совершенствовать работу Следственного комитета? Нет. Мешает ли Конституция возбуждать уголовные дела против крупных коррупционеров? Нет». Думается, озвученная Бастрыкиным радикальная идея по глубокой ревизии Конституции на данном этапе не найдет поддержки в Кремле. После проведения коллегии глава СКР отправился на встречу с президентом Владимиром Путиным в Ново-Огарево. По итогам встречи пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил «Коммерсанту», что лично ему неизвестно, рассматривается ли всерьез кем-либо «такой вариант» укрепления независимости РФ. «Владимир Путин ничего не говорил на эту тему», – подчеркнул Песков.
Так же едва ли в Кремле разделяют крайне жесткие оценки, которые Александр Бастрыкин дал политике Банка России в отношении девальвации рубля. В выступлении на коллегии ведомства глава СКР заявил, что девальвация российского рубля проведена «по крайне жесткому, болезненному для национальной экономики сценарию». На его взгляд, «те последствия, которые она повлекла, дают основание не только для экономической, но и, возможно, правовой оценки предпринятых мер монетарной политики, а также поведения отдельных крупных игроков валютного рынка, которые в условиях очевидных рисков действовали подозрительно "четко", извлекая огромную выгоду». По мнению Бастрыкина, и нынешний курс национальной валюты «значительно превышает реальный рыночный». Сославшись на Минэкономразвития и на «многих экспертов», он сообщил, что «есть все предпосылки для коррекции курса на уровне 40-45 рублей за доллар». В качестве позитивной государственной меры Бастрыкин предложил «ограничить простор для спекуляций валютой, например, определив максимальный размер маржи для таких операций», а также ввести обязательную продажу части валютной выручки экспортерами, установив жесткую ответственность за нарушение этих требований вплоть до уголовной. Налицо намерение дискредитировать действия сохраняющихся на экономических властных позициях системных либералов и повернуть курс экономической политики в сторону гораздо большего государственного контроля.
Как известно, руководство Банка России пока располагает политической поддержкой Кремля. Но это не значит, что положение не может измениться завтра. Будучи уверенным в том, что СКР сейчас является самым востребованным инструментом власти, его глава пробрасывает наперед идеи, которые при вполне вероятном сценарии развития событий могут обрести практическую актуальность и еще больше усилить позиции Следственного комитета и самого Бастрыкина.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.