Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

10.03.2015 | Татьяна Становая

Убийство Бориса Немцова: версии и политические последствия

Убийство Бориса Немцова, вне зависимости от природы преступления, стало крупнейшим политическим событием, последствия которого будут ощущаться на развитии политической ситуации еще долго. Вокруг убийства разворачивается крупнейшая политическая битва сторонников и противников президента Владимира Путина. 7 марта директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил о задержании двух выходцев с Кавказа, которые могут быть причастны к убийству Немцова. На следующий день кавалер ордена Мужества, офицер из одной из наиболее близких к Рамзану Кадырову воинских частей Заур Дадаев, которого подозревают в том, что именно он был киллером, а также четыре его предполагаемых сообщника были арестованы судом.

Вокруг убийства Бориса Немцова появилось множество версий. Однако большинство из них с самого начала выглядели несерьезными, связанными либо с управлением информационным пространством (с тем, чтобы дискредитировать жертву и парировать обвинения в причастности власти к этому преступлению), либо с элементарной конспирологией, свойственной обсуждению любых громких преступлений – подобных убийству Джона Кеннеди или теракту 11 сентября.

В частности, практически с первых же минут близкие к Кремлю СМИ заговорили о «киевском следе»: якобы преступление могло быть спровоцировано для дестабилизации ситуации в России украинскими спецслужбами («Известия» добавляли, что исполнителями могли стать чеченские боевики-сепаратисты). Эта версия буквально через несколько дней практически утратила политико-информационную поддержку: вероятно, в Кремле сочли деструктивной ее раскрутку (скорее всего, правоохранители к тому времени уже вышли на Дадаева), хотя в целом она сохраняет свою роль антиукраинской спекуляции. К числу конспирологических можно отнести весьма экзотические версии (например, что тело уже убитого политика было доставлено на Большой Москворецкий мост, пока снегоочиститель загораживал обзор).

Однако единственной версией, которая заслуживала серьезного внимания была политическая, связанная с деятельностью Бориса Немцова как публичной фигуры, одного из лидеров оппозиции.

В рамках нее можно выделить четыре основные подверсии. Первая – это убийство Немцова маргиналами-радикалами, который были вдохновлены антизападной риторикой Путина, духом «Антимайдана», поглощены состоянием войны. Однако постепенно число сторонников этой версии снижалось, так как объективных доказательств не находилась. Так, в сети появилось видео, на котором некая националистическая организация из Новороссии ДРГ «Русич» берет на себя ответственность за убийство «проамериканского предателя» Немцова с целью сорвать антикризисный марш оппозиции 1 марта и обещает новые убийства пособников «карателей». Однако с самого начала аутентичность записи, на которой фигурировали люди в масках, вызывала большие сомнения, а руководитель «Русича» опроверг причастность к убийству.

ДРГ «Русич» известна своими остро конфликтными отношениями с руководством ЛНР, что в целом лишь подтверждает тот факт, что руководство ополченцев, курируемых Москвой, не в полной мере контролируют все боевые организации, воюющие против Киева. Но и это не является доказательством.Вторая подверсия была близка к первой и также была озвучена очень быстро. Она была связана с «делом Шарли» - с эмоциями мусульман, которые были оскорблены заявлениями российских оппозиционеров в поддержку убитых французских журналистов. Глава Чечни Рамзан Кадыров в январе назвал «врагом всех мусульман» экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского после его призыва опубликовать в СМИ карикатуры на пророка Мухаммеда в знак солидарности с убитыми в Париже карикатуристами еженедельника Charlie Hebdo. А радиостанцию «Эхо Москвы», запустившую опрос о том, стоит ли СМИ следовать этому призыву, глава Чечни назвал «антиисламским рупором». Хотя уже тогда подобные выпады выглядели достаточно наигранными и связанными не с реальными эмоциями, а с неприятием деятельности оппозиции и стремлением дискредитировать ее, обвинив в разжигании розни по религиозному признаку.

Третья подверсия – это причастность силовых структур, которые могли действовать в той или иной степени по собственной инициативе. Сторонники этой версии указывают, что подтверждением этого является факт выключенных камер ФСО (якобы из-за ремонтных работ, что, правда, вскоре было опровергнуто московскими властями), полная подконтрольность места убийства ФСО, профессиональный характер преступления. Называются и различные мотивы: предотвращение выхода доклада Немцова о вовлечённости России в украинский конфликт (он готовился предоставить доказательства участия российских военных в войне), стремление напугать лидеров оппозиции (Альфред Кох вскоре заявил, что опасается за свою жизнь, а Ксения Собчак получила угрозу, что она «следующая»), подтолкнуть Путина к более решительной политике против оппозиции и Запада.

Вопрос степени автономности спецслужб в подобных вещах кажется не столь однозначным: действительно, можно предположить, что «силовики» выполняют свой «долг» в меру своего собственного понимания «правильности», и в определенных вопросах допускается самодеятельность. Однако природа нынешнего режима такова, что «силовики» все-таки выполняют по большей степени инструментальную роль и абсолютно ориентируются на Путина, предпочитая что-то не доделать, чем проявить инициативу – хотя инициативу на «низовом» уровне исключать нельзя. Что же касается «выключенных» камер, то нельзя исключать, что спецслужбы предпочитают лишний раз перестраховаться и не выдать общественности их содержимое, опасаясь утечки неких важных, с их точки зрения, сведений.

Четвертая подверсия, изложенная Навальным, указывает на ответственность за смерть политика лично Путина. «Я считаю, что Немцов был убит участниками правительственной (спецслужбы) или проправительственной организации по приказу политического руководства страны (включая Владимира Путина)», — написал Навальный. По его оценке, приказ мог быть сформулирован не прямо, а в форме «вы должны провести громкую резонансную акцию». Мотив – нарастить страх внутри общества, получить дополнительный повод для усиления политических репрессий. Позиция Навального – политически понятна. Однако убийство крупного оппозиционера в самом центре Москвы – это сильнейший удар по репутации и президента, и государства, не способного обеспечить порядок в самом сердце страны, в одном из самых безопасных мест России. Убийство скорее дискредитирует власть, чем открывает перед ней некие новые возможности, которые и без того остаются максимально широкими. Да и провокация при растущем рейтинге поддержки выглядит явно избыточной.

Арест Заура Дадаева позволяет скорректировать подход к подверсиям политической версии. Первая подверсия может быть снята с обсуждения. Зато вторая претендует на роль официальной. Ее фактически подтвердил Рамзан Кадыров, высоко оценивший прежние заслуги заместителя командира батальона лейтенанта Дадаева, который был награжден «орденом Мужества, медалями «За отвагу», «За заслуги перед ЧР» и Благодарственным письмом Главы ЧР». По словам Кадырова, «все, кто знает Заура, утверждают, что он является глубоко верующим человеком, а также, что он, как и все мусульмане, был потрясен действиями Шарли и комментариями в поддержку печатания карикатур». «Если суд подтвердит вину Дадаева, то, убив человека, он совершил тяжкое преступление. Но хочу снова отметить, что он не мог сделать и шага против России, ради которой многие годы рисковал собственной жизнью», – написал Кадыров, отметивший также, что Дадаев ранее был уволен с военной службы (дату увольнения глава Чечни не назвал). Фактически Кадыров взял под защиту Дадаева – в той форме, которая была возможна – так как Рамзан уже давно позиционирует себя как защитник чеченцев, он не мог отступиться от своего подчиненного – хотя бы формально и бывшего. И это несмотря на то, что сам Кадыров может оказаться под ударом. Командиром Дадаева является его родственник, полковник Алибек Делимханов, а еще один чеченский военнослужащий, Беслан Шаванов, погиб 7 марта при попытке задержания по делу об убийстве Немцова. Кстати, Кадыров назвал Шаванова «храбрым воином». Никакого сочувствия родственникам убитого Немцова Кадыров в своем заявлении не выразил.

Версию о религиозных мотивах преступления выдвинул и сам Дадаев, который также утверждает, что был его организатором. «Фактически Дадаев признался в организации этого преступления, - рассказал собеседник интернет-издания «Росбалт» из правоохранительных органов. - Поэтому каких-то громких разоблачений или задержаний в рамках расследования ждать не стоит». По словам Дадаева, утверждает источник, в январе этого года он узнал, что Немцов негативно высказывался о проживающих на территории РФ мусульманах, их религии и пророке Мухаммеде. Будучи сильно верующим человеком, Дадаев не смог стерпеть подобное, пишет «Росбалт». О каких именно словах Немцова идет речь, не уточняется.Религиозная подверсия выгодна власти, так как позволяет локализовать дело, представив его результатом эмоции одного человека, который, однако, смог создать целую группу (участники которой, кстати, не желают признавать своей вины). Кроме того, личность предполагаемого убийцы и его мотивы позволяют переложить часть ответственности на жертву, обвинив Немцова в оскорблении чувств верующих. Однако эта подверсия оставляет открытыми массу вопросов, в связи с чем две последние подверсии («спецслужбистская» и «путинская») остаются в публичном пространстве.

Действительно, трудно предположить, чтобы офицер, известный (как и его сослуживцы) своей лояльностью Кадырову, стал действовать сугубо по собственной инициативе. Показательно, что Дадаев был задержан в Ингушетии – то есть в республике, контролируемой Юнус-беком Евкуровым, известным как конкурент Кадырова, стремящегося распространить свое влияние на соседнюю республику. В то же время, Шаванова, которого «брали» чеченские силовики, арестовать не удалось – по официальной информации, он подорвал себя гранатой. Характерна также «утечка», обнародованная на интернет-сайте «Блокнот» - о том, что у преступников нашли список потенциальных жертв, в число которых входили Алексей Венедиктов, Михаил Ходорковский и некая женщина-журналистка. Показательно, что две фамилии из четырех совпадают с объектами нападок со стороны Кадырова. При этом высказывания Немцова о «Шарли» отнюдь не носили эпатирующего характера – поэтому непонятно, почему он вызвал ненависть Дадаева по религиозным мотивам. В то же время если принять точку зрения о том, что речь шла о преследовании оппозиционеров, то она выглядит более обоснованной. Кроме того, Кадыров активно вовлечен в процессы, происходящие сейчас на востоке Украины – присутствие там «кадыровцев» подтверждается многочисленными источниками, а в СМИ публиковалась информация о потерях в их рядах. Таким образом, он вряд ли может принадлежать к числу сторонников хотя бы временного «замирения» с Украиной.

Неудивительно, что гипотеза о причастности Кадырова к случившемуся остается обсуждаемой в публичном пространстве. Тем более, что у чеченского лидера есть немало противников, готовых использовать ситуацию в своих интересах. Показательно, что информацию о принадлежности Дадаева к силовым структурам Чечни первым раскрыл секретарь Совета безопасности Ингушетии Альберт Барахаев, кадровый сотрудник ФСБ. Теперь давление Кадырова на Ингушетию, скорее всего, снизится. Во властных структурах сложившаяся ситуация может использована для усиления аппаратной конкуренции – тем более, что встанет вопрос о том, возлагать ли хотя бы моральную ответственность за случившееся на Кадырова и его окружение.

Но в любом случае, и сугубо «религиозная» версия демонстрируют наличие «отвязавшегося» силовика низового уровня, действующего под влиянием сильной идейной установки, которая де-факто поощряется властью (отметим, что в России телевидение осудило деятельность журналистов из «Шарли», а угрозы Кадырова в адрес оппозиции не вызвали никакой официальной реакции, воспринимаясь таким образом как норма). Атмосфера ненависти в отношении оппозиционеров и в этом случае может рассматриваться как один из ключевых факторов, приведших к преступлению. В сложной ситуации оказывается и Кадыров – особенно с учетом целого ряда историй прошлых лет о деятельности чеченских силовиков или обвинениях в их адрес (убийство Байсарова и братьев Ямадаевых). Даже если силовик «бывший» и действовал по собственному усмотрению, то с точки зрения власти отвечает за него все равно Кадыров. Впрочем, тот факт, что явно запланированное заранее награждение Кадырова орденом Почета не было отменено, свидетельствует о том, что на сегодняшний момент Кремль продолжает делать на него ставку в Чечне. В то же время продолжается и расследование, которое проводит ФСБ – в понедельник были задержаны еще два человека, один из которых является двоюродным братом некоего высокопоставленного чеченского силовика.

Убийство может подстегнуть протестную активность, что подтверждается массовостью присутствующих и на марше памяти 1 марта, и на похоронах. Это было проявлением солидарности против любых радикальных проявлений в политике. Интересно, что оппозиция отметила и значительный приток членов в свои организации. Для оппозиции причастность к убийству «кадыровцев» однозначно указывает на «путинскую» подверсию.

Появились и опасения, что убийство будет использовано «силовиками» для наращивания своего влияния, а также властями для нового витка давления на оппозицию. Правоохранительные органы проводили тщательные обыски в квартирах Немцова в Москве и Ярославле, изъяты все его носители информации, где могли содержаться сведения, которые впоследствии могут использовать против лидеров оппозиции. Тема убийства Немцова затрагивалась и на расширенной коллегии МВД, где принял участие и президент Путин. Он поручил МВД повысить уровень раскрываемости преступлений и уделить серьезное внимание преступлениям с политической подоплекой. «Надо избавить наконец Россию от позора и трагедий наподобие той, которую мы совсем недавно с вами пережили и видели. Я имею в виду дерзкое убийство Бориса Немцова прямо в центре столицы», - сказал президент. В итоге призыв к «силовикам» активизировать деятельность может быть воспринят и как расширение границ дозволенного.

Убийство Немцова может иметь и серьезные последствия для либеральной части общества. Это касается быстрого роста неприятия между провластными силами и либерально настроенной частью общества, включающей в себя и влиятельную элиту. На похороны Немцова пришли Аркадий Дворкович, Наталья Тимакова, Сергей Приходько. 1 марта с проникновенной речью выступил Анатолий Чубайс – хотя она и вызвала неприятие со стороны радикально настроенной части оппозиции, недовольной его призывом остановиться «власти, оппозиции, либералам, коммунистам, консерваторам». Немцова действительно хорошо знали те, кто сегодня оказался на периферии власти, но при этом остаются в числе «системных политиков» и деятелей. Вне зависимости от мотивов убийства оппозиционера, преступление подстегивает разочарование внутриполитическими трендами, опасения, что страна движется по неверному пути. Тот факт, что очень активно обсуждалась версия об «атмосфере», которая убивает, уже говорит о том, что обстановка внутри страны воспринимается как взрывоопасная.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net