Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.03.2015 | Александр Ивахник
Статус раздора
17 марта Верховная Рада Украины приняла решения, которые, с одной стороны, призваны обозначить новый шаг в реализации договоренностей Минска-2, а с другой стороны, не полностью соответствуют этим договоренностям и сразу же вызвали резкий протест руководства самопровозглашенных республик Донбасса. С однозначной критикой решений Рады выступила и Москва. Можно ожидать, что между противоборствующими сторонами на юго-востоке Украины начинается новый раунд информационной войны, а вывести ситуацию из возникшего взрывоопасного тупика могут только внешние игроки, участвующие в «нормандском формате».
14 марта истекал 30-дневный срок, предусмотренный в подписанном 12 февраля «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений» для того, чтобы принять постановление Верховной Рады с указанием территории, на которую распространяется действие закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В этот день президент Петр Порошенко внес в Раду соответствующее постановление. Одновременно были внесены поправки в закон об особом статусе отдельных районов Донбасса.
Верховная Рада рассматривала предложения президента 17 марта, тогда же стало известно их содержание. В постановлении, определяющем границы территорий Донбасса, на которые будет распространен особый статус местного самоуправления, значится 85 объектов: населенные пункты, железнодорожные станции, а также перекрестки дорог и остановки, которые расположены вдоль разделительной линии, зафиксированной в дополнении к Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года. Таким образом, населенные пункты, которые перешли под контроль ДНР и ЛНР после этого (например, район Дебальцева), там не учтены. В принципе это соответствовало пункту 4 «Комплекса мер» от 12 февраля, в котором говорится, что территория с особым статусом должна быть указана на основе линии, установленной в Меморандуме от 19 сентября.
Больше вопросов вызывают принятые Радой поправки к закону об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Согласно этим поправкам, введение особого статуса для территорий, контролируемых ДНР и ЛНР, увязывается с проведением там местных выборов в соответствии с украинским законодательством и демократическими стандартами ОБСЕ, под контролем независимых международных наблюдателей. При этом предусмотрено, что выборы возможны только после «вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также всех боевиков и наемников с территории Украины». Особо указывается, что на выборах должен соблюдаться принцип политического плюрализма, а у всех субъектов выборного процесса должна быть возможность равного доступа к СМИ (иными словами, на территории ДНР и ЛНР должна быть возобновлена работа украинских масс-медиа). Таким образом, логика поправок предельно определенна и жестка: сначала вывод вооруженных формирований, затем конкурентные и прозрачные местные выборы и лишь после этого – получение особого статуса.
Надо сказать, что даже такие законодательные предложения президента Порошенко, явно неприемлемые для ДНР и ЛНР, были приняты в Верховной Раде с большим трудом. Депутаты трижды откладывали заседание в связи с возникшей необходимостью согласовать внесенные документы. Три из пяти фракций правящей коалиции – «Батькивщина», «Самопомощь» и «Радикальная партия» Олега Ляшко – поначалу отказывались их поддержать. Особое недовольство вызывало постановление, определяющее районы Донбасса, на которые будет распространяться особый статус. Петр Порошенко был вынужден провести консультации с главами фракций коалиции, премьер-министром и спикером Рады. Тем не менее, перед голосованием лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявила, что обозначенные в постановлении населенные пункты станут фактически новой границей между Россией и Украиной. В ответ вице-спикер Рады Андрей Парубий достаточно откровенно заявил: «Мы принимаем этот закон не для боевиков или для Путина, мы принимаем его для наших боязливых европейских союзников, чтобы они убедились, что мы сделали все, и даже больше, чем могли». В итоге Рада большинством голосов поддержала оба документа. За поправки в закон об особом статусе проголосовали 265 депутатов при необходимых 225, за определение районов – 296.
Кроме того, в результате консультаций между лидерами фракций, видимо, в качестве пряника для недовольных, было одобрено постановление «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями», что в принципе ставит под большой вопрос и формат Контактной группы по урегулированию кризиса в Донбассе, и общие перспективы урегулирования.
Как и следовало ожидать, принятые Верховной Радой документы встретили резкий отпор со стороны лидеров ДНР и ЛНР. Главы двух республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий выпустили заявление, в котором характеризуют решения Киева как «подрывающие основы мирного урегулирования». «ДНР и ЛНР заявляют, что никакие компромиссы с Киевом невозможны до тех пор, пока не будут отменены вчерашние позорные решения Порошенко и Верховной рады» о признании некоторых районов Донбасса временно оккупированными и поправках в закон об особом статусе, говорится в совместном документе двух самопровозглашенных республик. «Отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий минский мир и завел ситуацию в тупик», – подчеркнули Захарченко и Плотницкий.
Представители ДНР и ЛНР особо акцентируют то, что, согласно договоренностям Минска-2, решения, касающиеся особого статуса районов Донбасса, должны согласовываться между конфликтующими сторонами. Действительно, пункт 4 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» предусматривает, что сразу после отвода тяжелых вооружений стороны должны «начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона». А в пункте 12 говорится, что на основании того же закона «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы».
На то, что Киев достаточно вольно обошелся с обязательствами, принятыми в рамках договоренностей Минска-2, тут же обратила внимание и Москва. «Это резкий отход от минских договоренностей, всей концепции, которая была заложена в Минске 12 февраля. Она предполагает согласование с лидерами юго-востока всех шагов, последовательность которых также принципиально важна», – заявил 17 марта глава МИД России Сергей Лавров. На следующий день он сообщил, что обратился со специальными посланиями к главам МИД Германии и Франции Штайнмайеру и Фабиусу с целью привлечь их внимание «к вопиющему нарушению уже первых шагов политической части минского пакета». Лавров призвал своих европейских коллег «предпринять совместный трехсторонний демарш перед нашими украинскими коллегами», чтобы побудить их к выполнению подписанных обязательств, которые были поддержаны высшими руководителями Германии, Франции, Украины и России. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также отметил, что Москва ожидает реакции Парижа и Берлина на решения Верховной Рады Украины.
Пока о такой реакции ничего не известно. Берлин и Париж сейчас оказались в трудном положении. С одной стороны, их принципиальная поддержка Украины в конфликте с сепаратистами и Россией, конечно же, останется неизменной. С другой стороны, одобрить самодеятельность Киева, определенно выходящую за согласованные в Минске правила игры, они тоже едва ли смогут. Но и без их активного вмешательства в развязывание вновь затянувшегося узла противоречий ситуация вновь может деградировать к возобновлению силовой конфронтации.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.