Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.05.2005
КАК ВСТРЕТИТ РОССИЯ 70-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ?
Торжественные мероприятия, посвященные 60-летию победы, завершены. Нынешние празднования, посвященные юбилею, называли самыми пышными за всю историю постсоветской России. Повторится ли что-нибудь подобное через 10 лет? Какое место в общественном сознании будет занимать в 2015 году победа над фашизмом, воспринимающаяся сегодня как центральное событие российской истории? Мнения Николая Леонова, Виктора Милитарева и Алексея Макаркина.
Николай Леонов, военный историк, профессор МГИМО, доктор исторических наук:
Все зависит от политической воли руководства страны. Если мы будет отмечать только память уходящих ветеранов, тогда, конечно, праздник умрет вместе с ними, когда не останется, кого возить через Красную Площадь, кому выбивать медали и праздничные надбавки. Но если власть захочет использовать эту победу как политический фактор воспитания духа своего народа, то этот праздник будет бессмертным. Ведь помним же мы Бородино и Куликовскую битву. И если мы через 600 лет будем вспоминать день победы над фашизмом хотя бы как Куликовскую битву, этого будет достаточно.
Я только что вернулся с празднования дня победы на Кубе, в стране, где на фронтах Великой Отечественной войны погибло всего два человека. Так вот там размах мероприятий и придаваемое им значение ничем не уступали, а может, по духовному состоянию превосходили торжества, проходившие в Москве. Возможно, это из-за того, что народ Кубы до сих пор чувствует себя в состоянии войны за свое освобождение, но у нас это больше похоже на поминальную молитву, а у них - на воспитательный фактор.
Захотят - начнут засыпать эту годовщину исторической пылью, а могут и превратить в мощный фактор объединения нации и восстановление духа победителей - чего нам так не хватает сейчас.
Через 10 лет ветеранов не будет, но ведь этот день - прежде всего символ духовной победы. Захотим чувствовать себя победителями, будем отмечать. Согласимся на то, чтобы быть второстепенной нацией, которой мы уже привыкаем себя чувствовать, - отмечать не будем.
Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Я думаю, что это праздник вечный, один из праздников, который вошел в душу нашего народа. Он стал нашим русским днем поминовения и Днем Благодарения, то есть важнейшим праздником русской гражданской религии. И, кроме того, патриархия с этого года ввела 9 мая как официальный день поминовения усопших.
Это праздник и поминовения, и светлой радости - как Куликовская битва или война 1812 года.
Что касается 70-летия, это зависит от того, какая у нас будет к тому времени Россия. Я вижу два варианта. Первый: мы отречемся от ельцинского пути развития и станем процветающей страной, и тогда праздник этот будет "с индейкой и пирогом", только по-русски. А если страна будет продолжать пребывать в нищете или если вообще распадется на составные части, то тогда это станет днем сопротивления или, как еврейская Пасха, днем призывов к сопротивлению.
Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Цента политических технологий:
Праздник этот не уходящий, а консенсусный для россиян. Это значит, что он объединяет народы нашей страны.
У нас всегда были проблемы с праздниками: 7 ноября - слишком идеологизированный, недавно придуманный 4 ноября - никто не понимает что это такое, 1 мая - это все-таки праздник с явно выраженной левой составляющей, даже после переименования.
9 мая - колоссальное событие в истории XX века, это праздник, связанный с ветеранами, их судьбой, и я думаю, что он будет таким и в дальнейшем. Кроме одного отличия: если сейчас в нем участвуют ветераны, то через 10 лет это будет в большей степени праздником воспоминаний всех тех, кто погиб или жил во время войны.
В исторической памяти россиян война, с которой связаны и шок, и трагедия, и радость победы, будет жить еще длительное время. И празднику этому суждена долгая жизнь.
Причем я думаю, что со временем будет уходить анти-немецкая составляющая этого праздника. Уже сейчас она чувствуется меньше, чем в 70-е и 80-е годы. Конечно, говорить об окончательном примирении на уровне народов можно пока с оговорками. Все-таки много еще разных мнений (например, по поводу немецких кладбищ на территории России). Я думаю, что со временем возобладает примиряющее отношение к стране, являющейся потомком той страны, которая когда-то напала на СССР.
Процесс этот уже начат и сейчас продолжается. И, наверное, к следующему юбилею он станет еще более заметным.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.