Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.05.2015 | Нана Гегелашвили
Рижский саммит «Восточного партнерства» - закавказское измерение
Состоявшийся 21-22 мая этого года в Риге саммит ЕС стал лишь еще одним промежуточным этапом на пути дальнейшего продвижения проекта «Восточное партнерство» , предусматривающего, прежде всего, дальнейшее сближение стран-участниц с ЕС.
Все три закавказские страны – Грузия, Армения и Азербайджан – с разной степенью активности вовлечены в этот проект, однако дальше всех удалось продвинуться только Грузии. Этому свидетельствует, во-первых, внятная и последовательная политика Тбилиси по отношению к Брюсселю, равно как и избранный им вектор в сторону либеральных реформ и демократических стандартов, необходимых для интеграции с Западом. Во-вторых, курс на североатлантическую интеграцию и стратегическое партнерство с Западом, который рассматривался и продолжает рассматриваться Тбилиси как геополитический противовес российскому доминированию в Закавказье; в-третьих, общность целей, определяемых взаимовыгодными интересами.
В рамках двустороннего формата «Восточного партнерства» Грузия оказалась первой страной Южного Кавказа, в которой с 1 марта 2011 г. вступил в силу упрощенный визовый режим с ЕС. Характерно, что Еврокомиссия положительно оценила достигнутый Грузией значительный прогресс в первой фазе выполнения плана действий по либерализации визового режима.
Грузия завершила переговоры с ЕС о всеобъемлющей свободной торговле, что также является большим прорывом в отношениях между Тбилиси и Брюсселем и наглядным свидетельством европейского выбора Грузии.
Наконец, 28 ноября 2013 г. на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе Грузия парафировала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое впоследствии 18 декабря 2014 г. на сессии Европарламента в Страсбурге было ратифицировано. Таким образом, подписав рамочное соглашение с ЕС на Вильнюсском саммите, Грузия заявила о своей готовности вместе с Евросоюзом внести вклад в европейскую безопасность и стать надежным его партнером в укреплении стабильности в мире. Что же касается остальных двух стран Закавказья – Азербайджан и Армения, то их интерес к сотрудничеству с ЕС не ослабевает, несмотря на все крайне негативные последствия затянувшегося украинского кризиса.
Баку еще не завершил переговоры по Соглашению об ассоциации с ЕС. К тому же, не являясь членом ВТО, Азербайджан не сможет подписать Соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Сегодня Баку выступает за установление тесных отношений с Брюсселем, однако испытывает разочарование подходом ЕС к проблеме Нагорного Карабаха. Баку нервирует неспособность Брюсселя открыто признать территориальную целостность Азербайджана, как это было сделано в отношении Молдовы и Грузии. В рамках запущенного ЕС энергетического проекта "Южный газовый коридор" , призванного диверсифицировать маршруты и источники поставок энергоресурсов Каспия на европейские рынки, 26 июня 2012 г. между Азербайджаном и Турцией было подписано Соглашение по Трансанатолийскому трубопроводу (TANAP) – одного из трех сегментов «Южного газового коридора ». Год спустя, в июне 2013 г. было принято решение о реализации проекта Трансадриатического трубопровода (TAР). Наконец, 17 декабря 2013 г. состоялось подписание итогового инвестиционного решения по «Шахдениз-2 ». Поэтому отнюдь не случайно, что во время визита председателя Еврокомисии Жозе Мануэла Баррозу в Азербайджан, состоявшегося 14 июня 2014 г. в преддверии подписания Молдавией и Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС, между обеими сторонами был подписан протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве по Рамочному соглашению об общих принципах участия Азербайджана в программах ЕС . Речь идет о разработке нового формата сотрудничества, и, прежде всего, в сфере энергетики, основанного на взаимных интересах и учитывающего меняющуюся обстановку в мире. Не это ли является первыми шагами Баку на пути более тесной интеграции с ЕС?. Таким образом, стремление Азербайджана к тесному сближению с ЕС пока еще определяется лишь рамками энергетического сотрудничества - сегодня Баку проводит собственную независимую политику, чем отчасти и объясняется его решение стать членом Движения неприсоединения. Что же касается Армении, ставшей 2 января 2015 г. членом Евразийского союза, то в настоящее время Ереван продолжается рассматриваться Западом как единственный стратегический союзник России в Закавказье. Однако и в случае Армении здесь не все так просто.
Сегодня региональная изоляция Армении, в которой оказался Ереван в результате закрытия двух сухопутных границ – с Турцией и Азербайджаном, не позволяет ему стать транзитным государством, имеющим выход в Европу. Однако перспектива нормализации армяно-турецких отношений, предполагающая открытие границы между Арменией и Азербайджаном, может изменить эту ситуацию. И именно это соображение не позволяет ни Армении, с одной стороны, ни Брюсселю – с другой, игнорировать встречное сближение. Похоже, что сегодня Ереван и ЕС намерены продолжить запущенный процесс интеграции без учета взаимных обязательств, т.е. по упрощенному сценарию. Несмотря на то, что вплоть до настоящего времени ЕС не удалось подписать какого-либо основополагающего документа с Арменией, тем не менее, Брюссель будет предпринимать попытки дальнейшего сотрудничества с ней, по мере необходимости, корректируя и даже меняя свои позиции, что, скорее всего, будет делать и сама Армения.
Неслучайно в 12 пункте итоговой декларации, принятой на Рижском саммите, говорится, что «участники саммита приветствуют общее понимание относительно возможности Соглашения об ассоциации Армении с ЕС в будущем, которое будет направлено на дальнейшее развитие и укрепление всестороннего сотрудничества,… а также прогресс, достигнутый в определении более прочной основы для обновленной договорной базы в двусторонних отношениях между ЕС и Азербайджаном во всех областях, представляющих взаимный интерес».
Несмотря на множество имеющихся у ЕС проблем, самыми ощутимыми для стран Закавказья является политическая нерешительность и излишняя бюрократизация Брюсселя. Отсутствие конечной цели программы «Восточное партнерство» делает ЕС уязвимым и вынуждает его идти на компромиссы в отношении своей восточной политики.
Тем не менее, Брюссель внес некоторые коррективы в отношении своей восточной политики, обозначив, таким образом, более четко реальные перспективы будущего членства всех стран, вовлеченных в этот проект. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что «Рижский саммит не посвящен вопросам расширения Евросоюза или возможного членства «восточных партнёров» в ЕС», а канцлер ФРГ Ангела Меркель отметила, что «Восточное партнерство» не является инструментом для дальнейшего расширения Евросоюза, а остается способом сближения с ЕС». Не случайно, что в докладе Еврокомиссии по выполнению Грузией и Украиной Плана действий по либерализации визового режима было отмечено, что обе страны предприняли огромные усилия, но «пока этого не достаточно», и безвизовый режим в ЕС станет возможным только после того, как все требования, выдвинутые ЕС этим странам, будут неукоснительно выполнены. И все- же есть надежда на то, что эти страны смогут преодолеть все серьезные препятствия на пути к Европе, что будет, в первую очередь, зависеть только от них самих, и никого больше. Однако это требует больших временных затрат, и пока - это единственное, что очевидно.
Таким образом, Рижский саммит ЕС стал своего рода плановым саммитом Евросоюза, на котором были закреплены положительные сдвиги стран «Восточного партнерства» и намечены основные этапы их дальнейшего продвижения в сторону ЕС, однако вопрос об их европейском будущем так и остался открытым. Не в последнюю очередь это связано с украинскими событиями и их последствиями, что вынудило ЕС сделать длительную паузу в отношении некоторых особо уязвимых аспектов своей восточной политики, связанных, главным образом, с его расширением.
Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.