Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.06.2015 | Татьяна Становая
Неудачная ставка: Россия в мире футбольной политики
2 июня, через 4 дня после избрания президентом ФИФА, Зепп Блаттер объявил о своей отставке. Это стало полной неожиданностью: еще за неделю до этого казалось, что ФИФА обречена на еще один срок своего президента, вопреки его критичным репутационным проблемам. Отставка Блаттера воспринимается как победа США, которые, совместно со Швейцарией, ведут крупное антикоррупционное расследование против высокопоставленных руководителей этой организации. Одновременно это выглядит и как поражение Владимира Путина, публично поддержавшего Блаттера на фоне его обвинений в коррупции.
Блаттер был переизбран на свой пост в конце мая, хотя за два дня до этого в Швейцарии были арестованы 7 представителей ФИФА по двум уголовным делам. Первое расследование ведётся США и касается деятельности американских подразделений FIFA (CONCACAF и CONBEMOL) за 20 лет и затрагивает такие эпизоды, как получение права на проведение ЧМ-2010, выборы президента FIFA в 2011 г. (на которых в очередной раз победил нынешний глава федерации Йозеф Блаттер), подготовка к Кубку Америки – 2016. Второе расследование ведется прокуратурой Швейцарии, которая начала уголовное производство по делу об отмывании денег и злоупотреблении служебным положением на выборах стран – организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022.
Про фигуру Блаттера в последние годы и, особенно в последний месяц, вышло множество публикаций и в российской, и особенно западной прессе: «это фигура с репутацией коррупционера, на котором клейма ставить негде, превратившего мировой футбол в мегадоходный бизнес». Расследовавший многие годы факты коррупции в ФИФА британский журналист Эндрю Дженнингс писал, что европейским властям не было дела до коррупции в ФИФА, и все двигалось благодаря интересу к этому со стороны США. При этом Блаттера не любил практически никто, не считая чиновников неразвитых в футбольном отношении стран, которые могли через него получать дополнительные возможности в конкуренции со странами Запада за проведение спортивных мероприятий. Показательно, что вся информация о взятках или шикарной жизни Блаттера поступала журналистам и американским властям от подчинённых главы ФИФА: сначала по большей части анонимно и добровольно, затем – через активность ФБР, склонивших подозреваемых в коррупции функционеров к сотрудничеству со следствием.
Расследование в ФИФА – это далеко не просто история коррупции. Это столкновение цивилизаций в крупнейшей международной организации, имеющей значение не только для правительств, но и миллионов болельщиков. С одной стороны, традиционалистски мыслящий развивающийся мир, со своими умениями «эффективно решать вопросы», непрозрачностью, тяжелым репутационным грузом и слаборазвитыми правовыми институтами. С другой стороны, Запад, готовый противопоставить развивающимся странам высокие технологии, эффективное управление, но проигрывающий из-за неумения играть не по правилам и вызывающий неприятие своими претензиями на лидерство. Константин Гаазе в своей колонке в русском Forbes писал, что Блаттеру было выгодно и удобно иметь дело с правительствами развивающихся стран, готовых подстраивать свое законодательство и правила игры под эксклюзивные отношения с ФИФА. Западные страны с неповоротливым и жёстким налоговым, финансовым и банковским законодательством не имели возможности тут соревноваться. Россия в этой борьбе встала на сторону первых.
Для России снятие Блаттера – это тройной удар. Во-первых, это репутационная проблема: Россия однозначно встала на сторону руководства ФИФА, обвинив США в ведении геополитической игры и намерении взять на себя роль «мирового жандарма». Было очень резкое заявление Владимира Путина, который обвинил Вашингтон в попытках сломить независимость ФИФА и взять организацию под свой контроль. Он также говорил, что США коррупционным скандалом добиваются именно недопущения переизбрания Блаттера. Поэтому, когда глава ФИФА снова получил свой пост, это рассматривалось как победа России.
Учитывая весьма негативную репутацию самой России на Западе как страны с резко возросшем уровнем коррупции, все это выглядит как попытка одного коррупционера прикрыть другого. Искусственная же политизация ситуации кажется необоснованной, так как тот же Катар, споры о праве которого провести чемпионат мира по футболу в 2022 году носят гораздо более ожесточенный характер – союзник США.
Вторая проблема связана с тем, что отставка Блаттера воспринимается и как личное поражение Владимира Путина. В 2010 году Путин, будучи премьером, лично курировал подготовку и подачу заявки России на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, под его непосредственным руководством правительство разработало беспрецедентный пакет налоговых и других льгот для ФИФА, что стало частью официального заявочного пакета документов. В частности, для ФИФА, дочерних организаций ФИФА, конфедерациям ФИФА, Оргкомитету «Россия-2018», национальных ассоциаций ФИФА, поставщиков услуг ФИФА, а также физических лиц, принимающих участие в организации ФИФА, предусматривалось освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организации, транспортного налога, налога на доходы физических лиц, государственной пошлины, страховых взносов. Предоставлялись и гарантии на право ввозить и вывозить из страны любые суммы в валюте и конвертировать и обменивать их внутри страны без каких-либо ограничений вообще и без таможенных деклараций. Это открывало неограниченные возможности для ведения внутри России бизнеса и совершения любых коммерческих операций без всякого надзора и контроля. «Нет льгот – нет чемпионата» - цитировал Блаттера Гаазе в Forbes. В обмен ФИФА обеспечивала нужное голосование делегаций из Океании или Африки: принцип одна ассоциация – один голос работала против развитых стран.
Третья проблема – это риски для будущего чемпионата мира по футболу, проведение которого в России в 2018 году так активно оспаривает Англия. На сегодня многие наблюдатели и эксперты убеждены: России ничего не угрожает, а наибольшие претензии и риски пока касаются Катара. Однако для Кремля сохранение Блаттера на своем посту рассматривалось как своего рода дополнительная страховка, гарантия. Владимир Путин говорил, что в России хорошо знают про то давление, которое оказывалось на Блаттера с целью запретить проведение чемпионата в России.
Глава футбольной ассоциации Англии Грег Дайк уже заявил, что после отставки Блаттера «можно будет вернуться к вопросам относительно этих двух чемпионатов мира [2018 и 2022 годов]». Он же предрек Блаттеру проблемы с правосудием, заявив: «Швейцарские и американские прокуроры обязательно доберутся до новых фактов», писал РБК.
Однако в целом риски пересмотра решения о проведении чемпионата мира в России в 2018 году рассматриваются как очень низкие. Бывший посол США в России Майкл Макфол заявил, что расследование ФБР и громкий коррупционный скандал в ФИФА не помешают России провести в 2018 году чемпионат мира по футболу. «Я сомневаюсь, что у России отберут чемпионат мира. Россия должна быть рада, что этот скандал происходит сейчас, а не непосредственно перед стартом турнира. К моменту начала чемпионата мира репутация ФИФА будет восстановлена и турнир будет проходить в гораздо лучшей атмосфере. Если бы Блаттер остался, тень коррупционного скандала всегда бы падала на турнир. Как говорится, нет худа без добра, — приводил слова Макфола ТАСС. Макфол также указал, что «ФБР сильная и независимая организация и не делает политических поступков в угоду каким-либо политикам».
В то же время России есть чего опасаться. Во-первых, о честности конкурса заявок в 2010 году за право проведение чемпионатов мира в 2018 и 2022 году ведет расследование прокуратура Швейцарии, и даже если это не является авангардным сюжетом всей антикоррупционной кампании, это весьма неприятная тема.
Во-вторых, отставка Блаттера означает, что он в определённой степени «сдался» и намерен сотрудничать со следствием. Ведь сразу после избрания он был уверен в обратном: 29 мая он говорил о невозможности своего ухода. «Почему я должен уходить? Это будет означать, что я признаю, что сделал что-то не так», — говорил тогда Блаттер швейцарскому телевидению.
The New York Times сообщила, что одним из участников коррупционной цепочки мог быть ближайший соратник Блаттера Жером Вальке. Самому Блаттеру не предъявлены официальные обвинения, однако он находится в разработке ФБР. Добровольная отставка – это подтверждение того, что США нащупали его «слабое место», а значит в скором времени достоянием публики могут стать многие коррупционные детали работы ФИФА.
В России к отставке отнеслись внешне спокойнее, чем к коррупционному скандалу, который предшествовал его избранию. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал это решение неожиданностью. «Мы не располагаем информацией о том, что стало причиной этой отставки. Исходим из того, что Блаттер продолжает исполнять свои обязанности до проведения следующего конгресса. Работа продолжается, взаимодействие с ФИФА продолжается, а главное, что Россия продолжает подготовку к ЧМ-2018», — сказал Песков. На вопрос о том, что следующий глава ФИФА может поднять вопрос о лишении России права на проведение чемпиона мира, Песков ответил: «Мы не знаем, кто новый глава ФИФА. Мы знаем, что новый глава ФИФА появится не завтра и не послезавтра, а позже, поэтому не будем забегать вперед».
Министр спорта России Виталий Мутко также выразил уверенность, что отставка не усложнит подготовку к проведению чемпионата в 2018 году. «У Блаттера действительно было теплое отношение к России, но в целом решение о проведении ЧМ-2018 года в нашей стране принимал исполком, оно юридическое и никакие отставки не могут на него повлиять или его изменить. Дальше это решение было одобрено конгрессом ФИФА. Мы на последнем конгрессе докладывали о ходе подготовки к ЧМ, и у делегации вопросов не было, поэтому здесь каких-то пробоем не будет», - отметил Мутко, добавив, что отставка Блаттера была неожиданностью.
Директор ФИФА по связям с общественностью Уолтер де Григорио заверял, что следующие первенства мира пройдут в России и Катаре. Однако после отставки Блаттера его позиция стала более гибкой. Сейчас в первую очередь следует провести объективную проверку заявок на проведение чемпионатов 2018 и 2022 годов и голосования по ним, говорил он. «Если эти процессы действительно были честными и прозрачными, тогда хорошо, пусть так», — считает Джонсон, отметив при этом, что все-таки «сейчас поздно что-либо менять, чемпионат пройдет в России». Но в отношении катарской заявки времени достаточно, и новое руководство ФИФА еще может заняться ее проверкой.
Коррупционный скандал в ФИФА и отставка Блаттера – это серьезный репутационный удар и по Владимиру Путину, и по российскому чемпионату мира, стройки в рамках которого также воспринимаются как высоко коррупциогенные. Кремлю сейчас будет важно минимизировать репутационный ущерб: во-первых, не допустить хотя бы частичного бойкота предстоящего чемпионата. Во-вторых, выстроить отношения с новым будущим главой ФИФА (если организацию возглавит президент УЕФА Мишель Платини, то отношения могут остаться нормальными). В-третьих, готовиться к прямым и косвенным обвинениям в нечестном получении чемпионата мира.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.