Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

03.06.2005

ЕВРОПА НА ПЕРЕПУТЬЕ

Нидерланды, как и двумя днями раньше Франция, отвергли проект конституции ЕС. Брюссель впал в апатию - бравое шествие Великой Идеи Объединения по континенту споткнулось. Какова судьба евроинтеграции? Какие решения остаются руководству ЕС для спасения ситуации? Каким образом эти обстоятельства могут сказаться на российско-европейских отношениях? Мнения Бориса Макаренко, Сергея Казеннова и Алексея Арбатова.

Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

Ничего особенного с Европой не произойдет. Сейчас европейцы просто "оторвались от тылов" - в терминах военной науки. То есть стали идти к интеграции такими темпами, что не заметили, как наложились друг на друга два события: с одной стороны, принятие в свой дом "бедных родственников" (новых членов ЕС), а с другой стороны, попытка повысить легитимность нового объединения (принятие конституции ЕС). А старые европейцы относятся к закону с религиозным трепетом, поэтому испугались, что родственников подселили, а теперь принимают закон, по которому их нельзя будет по рукам шлепать, если они в их холодильник полезут.

Что будет дальше? Ратификация продолжится. Те изменения, которые касаются порядка управления ЕС, будут введены, скорее всего, другими путями, в новых странах конституция будет, возможно, "назло старым" ратифицирована большинством голосов. Сейчас будет решаться вопрос, что делать: либо проводить повторные референдумы, либо в какой-то степени менять конституцию. Были случаи, когда повторные референдумы давали другие результаты. В любом случае выбор дальнейшего пути станет возможным лишь тогда, когда станет ясна полная картина.

Возможно, следствием этого торможения станет дальнейшее ослабление евро (что уже происходит) - это для экономики России хорошо.

Возможно, поумерится переговорный пыл с новыми потенциальными членами ЕС - государствами восточной Европы, тогда в России будет меньше связанных с этим фобий.

Сергей Казеннов, заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН:

Дело в том, что Европа слишком широко шагала и потому штаны порвала. Ведь этот интеграционный процесс возник в качестве заполнения вакуума, который возник после крушения биполярного мира, и стал заполняться наперегонки и с Америкой, и с исламским миром.

Вот и с конституцией поторопились. Британия же живет без конституции - и ничего.

Нынешний вариант моноцивилизационной глобализации оказался слишком тяжел для Европы, все поняли, что не готовы к этому смыву границ и смешению культур. И потому нынешняя аллергическая реакция совершенно естественна.

Более того, Европа, когда она была в меньших размерах, естественным образом была более единой, и ее экономика была более единой. Сильные миграционные потоки, проблемы с рабочими местами, потеря европейцами самоидентичности, расширение, выходы на новые границы - все звенья одной цепи.

Очень быстрое смешение цивилизаций без какого-то периода адаптации. Возможно, что в Европе сейчас поднимут голову правые, националисты и будут в силе какое-то время. Возможно, и что произойдет сильная дезинтеграция на восточную и западную Европу.

Кроме того, было немало заинтересованных в ускорении процессов, это и крупный капитал, которому все это выгодно, и бюрократия европейская, которая очень давно оторвалась от реальной жизни своих граждан. Поэтому все случившееся не неожиданность.

Европа должна просто переосмыслить сейчас многое. И в первую очередь во имя чего им нужна эта интеграция: интегрировать все вплоть до Афганистана? Ведь в этой идее очень важна гуманитарная составляющая - европейцы теряют свою цивилизационную сущность.

Что касается российско-европейских отношений, то с отдельными странами Европы у нас будут продолжаться отношения, с некоторыми - будут развиваться в более тесные, потому что Россия всегда была в "европейской семье". А с брюссельской бюрократией у нас отношения будут натянутые, поскольку эта "единая Европа без конца и без края" - образование пока снобистское и бюрократическое. Вот пусть эта брюссельская бюрократия и спасает сама себя.

Алексей Арбатов, член научного совета Московского центра Карнеги:

Нынешний кризис обусловлен тем, что не получилось одновременно и расширяться по горизонтали, и углубляться по экономическим и политическим вопросам. Поскольку по конституции голосовали во многом и потому, что она открывает двери для дальнейшего расширения, то, я думаю, сейчас в Европе будет взята пауза по поводу приема новых государств в ЕС. Этот процесс и так приостановился после принятия новой большой партии стран, но сейчас он остановится на несколько лет.

Сейчас будет делаться акцент на углубление социального, экономического, правового, внешнеполитического, военного взаимодействия, в частности, должно произойти углубление, которое не затронет социальных прав в таких крупных странах, как Франция, где в этой области давно добились существенных высот. Будет пересматриваться политика ЕС в сторону большей социализации - в чем Европа достигла большого успеха и что было поставлено под угрозу голосованием на референдумах во Франции и Нидерландах.

Поначалу Европе будет не до России, потому что у нее накопилась масса проблем за то время, пока она принимала новых членов в свои ряды. И на некоторое время Европа "уйдет в себя".

Но через два-три года, когда Европа, разобравшись с ворохом накопившихся проблем, выйдет на четкие магистральные направления в их решении, отношения с Россией получат новый импульс. Потому что, укрепившись, Европа поймет и чего она хочет от отношений с нами. И мы тем временем определимся, куда мы хотим: в Европу или в Африку.

Конечно, в последнее время на российско-европейские отношения оказывал сильное влияние фактор "обиды" и беспокойства в связи с перспективой дальнейшего расширения ЕС за счет Турции и Украины. И если вопрос приема в Европейский Союз Украины был для нас острым по экономическим и политическим причинам, то вопрос о Турции был для нас вообще принципиальным. Поскольку по всем стандартам Россия гораздо ближе к ЕС, чем мусульманская Турция, то мы внимательно наблюдали за тем, как развиваются ее отношения с Европой: является ли европейская позиция принципиальным неприятием России.

То есть сейчас, пока ЕС будет заниматься консолидацией ключевых позиций в сердцевине Европы, возникнет передышка, которая нужна и нам, и европейцам. Надеюсь, что за это время обе стороны примут правильное решение, потому что только вместе Европа и Россия могут стать глобальным центром силы. Порознь они не имеют таких шансов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net