Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.07.2015 | Анатолий Медведев
Дальновидная власть
Премьер Дмитрий Медведев поручил создать рабочую группу по подготовке стратегии социально-экономического развития России до 2030 г. Соответствующий документ был опубликован по итогам прошедшей 1 июля встречи премьера с участниками экспертного совета при правительстве, посвященной развитию экономики и финансов на среднесрочную перспективу.
Ответственным за создание рабочей группы назначен министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов «совместно с заинтересованными» министерствами. Рабочей группе предстоит до 12 октября внести в правительство предложения по структуре, ресурсному обеспечению и плану подготовки стратегии-2030. Рабочая группа в ближайшие три месяца подготовит «эскиз стратегии», рассказал «Ведомостям» Абызов: из каких модулей она должна состоять, формат работы по модулям и план. В группу войдут как представители экспертного совета, так и чиновники Минэкономразвития, Минфина, отраслевых министерств, сказал он. «Формально главными будут Абызов и Улюкаев», – считает один из участников встречи с премьером. Правда, судя по опубликованному списку участников встречи с премьером, представителей Минэкономразвития там не было, но в министерстве стратегией-2030 будет заниматься департамент стратегического развития, подведомственный замминистра Олегу Фомичеву, подтверждал чиновник министерства.
Во встрече с премьером участвовали, в том числе научные руководители Стратегии-2020 – члены экспертного совета при правительстве ректор РАНХиГС Владимир Мау и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Именно они руководили в 2011 году работой по обновлению принятой осенью 2008 года «Стретегии-2020». Тогда была создана 21 рабочая группа, подготовившая к августу 2011 года предварительный вариант документа. Однако в итоге стратегия так и не была обновлена формально, а сами предложения, которые задумывались как содержательная основа предвыборной программы Владимира Путина, оказались в основном не востребованы.
Во время прямой линии 2015 г. на этот счет даже возник спор между президентом Владимиром Путиным и бывшим министром финансов Алексеем Кудриным. Последний указал, что власть не занимается реформами, в ответ Путин возложил за это ответственность на самого Кудрина. «Стратегия-2020» так и осталась проектом, возразил Кудрин, подчеркнув, что из нее было взято 20–30%.
Как пояснил Владимир Мау «Ведомостям», у нынешнего проекта больше шансов на реализацию, так как в отличие от «Стратегии-2020», которая была экспертным продуктом, теперь речь пойдет о документе, принятие которого прописано в новом законе о стратегическом планировании. А анонимный чиновник заявил газете, что причиной провала прежней стратегии был тот факт, что она принималась без учета мнения отраслевого сообщества и бюрократии.
По словам Михаила Абызова, сейчас определяется собственно формат будущего документа, писал «Коммерсант». Выбор будет происходить между «технологической» стратегией — аналогом большой «дорожной карты» для внешне определяемой целевой модели, собственно формулированием целевой модели социально-экономического развития РФ в 2030 году или же многокомпонентной разработки.Второй момент, который предстоит определить быстро, — круг тем, которые будет охватывать «Стратегия-2030». Напомним, что авторы второй версии «Стратегии-2020» не могли выходить за пределы экономической проблематики и затрагивать вопросы институтов, политики, судебной системы – то есть того, что создает среду для бизнеса, решает самые болезненные для России проблемы институциональной слабости, защиты прав собственности и др. (первая версия затрагивала эти вопросы лишь частично). То же ограничение было и у разработчиков антикризисного плана в конце 2014 года. Еще одна задача — максимально вовлечь в разработку «Стратегии-2030» как экспертное сообщество, так и представителей федеральных ведомств, а также верхний уровень государственных управленцев, что является принципиальным моментом. Вопрос был критически важен и при доработке «Стратегии-2020» во второй ее версии.
По данным «Коммерсанта», правительстве рассмотрит готовившиеся с 2012 года поправки в регламент работы экспертного совета, которые призваны усилить влияние совета как собственно федерального органа власти на деятельность Белого дома. Его заключения станут обязательными при рассмотрении нормативно-правовых актов правительства.
С одной стороны, начало работы по подготовке «Стратегии-2030» кажется логичным: отсутствие стратегического программного документа, формулирующего экономический курс страны, остается на протяжении уже многих лет одной из системных проблем государственного управления. Кроме того, кардинально поменялась и ситуация: Россия вынуждена развиваться в новой геополитической и макроэкономической реальности с рисками, которые были непредсказуемы в прежние годы. Однако, с другой стороны, в элите накоплен большой скепсис в отношении того, готова ли сегодня власть к формулированию курса. Принятие решений остается реактивным, конъюнктурным, подверженным внешним факторам гораздо в большей степени, чем внутреннему пониманию вектора движения. К тому же противоречивой остается и тема реформ: страна постепенно вступает в растянутый на три года электоральный цикл, и политическая воля к реформам в этот период будет, как минимум, ослаблена. Поэтому и нынешняя попытка может оказаться лишь политическим маневром, отражающем стремление власти самоидентифицироваться в преддверии выборов и найти новые идеи для предвыборных документов. Причем, судя по всему, новая стратегия опять не затронет ключевых для России институциональных проблем.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.