Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

10.08.2015 | Алексей Рощин

Саакашвили и русское счастье

Саакашвили, будучи президентом Грузии, во многом напоминал Путина. Можно даже сказать, что Саакашвили в Грузии тогда был для грузин примерно тем же, чем Путин является для большинства россиян сейчас – то есть борцом с «феодальной раздробленностью» и «собирателем земель». С чего ведь начинал Саакашвили? Одним из первых его значимых дел на посту президента Грузии стало присоединение – причем бескровное – Аджарии, которая вела себя как де-факто независимая от Грузии республика со своим собственным главарем – Абашидзе. Саакашвили снял Абашидзе и изгнал его, восстановив контроль Тбилиси над Батуми.

А дальше Саакашвили, естественно, намеревался развивать успех. Тем более, что развивать было куда – Грузия оставалась разделенной. Надо было только выбрать, с чего начать – с Абхазии или с Южной Осетии. Грузия стала в спешном порядке перевооружать и переучивать свою армию (с помощью американских инструкторов), получать новую боевую технику (на западные кредиты). Это ведь все известно, про это много писали, да и сам Саакашвили особо не скрывал реваншистские намерения.

Почему он решил все-таки начать с Южной Осетии, тоже вполне понятно и объяснимо: ЮО помельче, народу там кот наплакал, и он не без основания рассчитывал, что одним мощным ударом может взять весь этот анклав под контроль. Если бы ему это удалось – нет никаких сомнений, что его популярность в Грузии взлетела бы и вовсе до небес, и тогда ни о какой пролете на очередных выборах и речь бы не шла, он бы оставался в Грузии у власти и сейчас, в 2015 году.

Но тут коса нашла на камень, точнее – на пути Саакашвили к успеху встала Россия, а конкретно – Путин (рассказывать про роль Лунтика в событиях августа 08 года не надо – не до смеха). Кстати, многие заметили, что между Саакашвили и Путиным как-то возникла, прямо по «Мимино», «большая личная неприязнь». То есть Путин, по многим свидетельствам, Саакашвили вообще не переносил. Естественно, при первой возможности хорошенько подгадил. Показал выскочке его место.

Война 08.08.08 и сейчас воспринимается в народе с большим удовлетворением, хотя, казалось бы, «победа» над 4-миллионной Грузией выглядит совсем негероически и вообще не из разряда того, чем можно гордиться. Все равно как взрослому бугаю радоваться, что надавал щелбанов ребенку из старшей группы детсада. Несолидно.

Но тут дело в другом, более глубинном: народу нравится именно то, что удалось «уконтропупить выскочку». Этакого удачника, который «возомнил о себе невесть что». Это народный менталитет, это в подкорке: «не надо отрываться от коллектива!» Кто такой, в самом деле, этот Мишико Саакашвили с чрезмерно хитрой, на русский взгляд, рожей? Что он себе позволял? Не слишком ли дофига он на себя брал?

Я говорю об этом так уверенно, поскольку чувствую отголосок нутряного удовлетворения «как мы этого подлеца Саакашвили!» и в себе. А как иначе – это ж народный менталитет, часть моего внутреннего «коллективного бессознательного». Из кармана не вынешь и в урну не положишь. «ДАВИТЬ высунувшихся», давить «слишком наглых» - это оно. Народное нутро.

Однако. Я, по крайней мере, хотя бы отдаю себе отчет в этом чувстве. И предлагаю подумать, спустя 7 лет, спокойно: а стоило ли поддаваться этому самому нутру? Надо ли было «давать отлуп» Саакашвили?

Ну, допустим, убрали бы мы своих «миротворцев» с той стороны Кавказского хребта. Оставили бы юго-осетин наедине с «победоносной грузинской армией». И что? «Да они бы там всех вырезали!!» Во-первых, не факт. Во-вторых – что уж строить из себя целку 6 лет спустя? Возьмем Донбасс – сколько городов с тех пор оставило «ополчение», передав их в руки ВСУ? Прямая аналогия ведь с «ополчением» так называемой «Юго-осетинской республики». «Осетинские братья» попали бы «в лапы» к наступающим «войскам метрополии», восстанавливающим «территориальную целостность», точно так же, как «русские братья» из Славянска, Широкино и еще кучи городов попали «в лапы» к войскам киевской «метрополии». Можно ужасаться и заламывать руки, но это все равно было сделано. Россия, российские войска не вмешались. И никакого тотального «вырезания» населения не произошло – как и в самой Грузии проживало и сейчас проживает несколько десятков тысяч юго-осетин. Это во-первых.

Второй аргумент тоже давно всем очевиден: дело в том, что в итоге РФ фактически получила себе на шею эту самую Южную Осетию, а толку от нее, по большому счету, ноль. То есть вообще, совершенно бессмысленное «приобретение», которое только поглощает в большом количестве деньги из федерального бюджета, без малейших перспектив отдачи.

Но есть и третье соображение. Сейчас, издалека, уже более чем очевидно, что именно фактический захват ЮО с попутным разгромом войск маленькой Грузии спровоцировал позднейшую крайне острую реакцию всего мира… на аннексию Крыма. То есть: если бы этому не предшествовала Южная Осетия, то и реакция на Крым в мире была бы на порядок более вялая и сдержанная. Это легко обосновать, стоит на минуту представить себя в шкуре обычного западного (да и не только западного) политика. Допустим, он узнает про «захват Крыма». Первый вопрос – «а где это»? Второй – «а что, это разве не Россия»? Когда ему рассказывают про Украину, политик удивляется… и только самые щирые украинцы могут подумать, что он тут же впадает в ярость со словами «Как так?? Неньку обижают!!».

В целом обиду Украины западный политик тоже вполне мог бы стерпеть – и не такие терпели, жизнь вообще состоит из чужих обид. Тревожит в этой ситуации не Украина, а Россия. Ядерная, как-никак, держава. К тому же ОЧЕНЬ большая, с огромным (хотя и сильно размазанным по территории) населением. В принципе, и на Россию было бы наплевать – мы, увы, мало участвуем в международном разделении труда, а в культурном отношении и вовсе скорее карлики. НО! Все это только до тех пор, пока Россия статична и тихо сидит там в своих снегах, всем своим видом показывая, что будет сидеть там тихо и дальше. Тогда к ней и вопросов нет, и даже Крымом можно было бы поступиться… Если нет опасения, что гигант начнет двигаться. Если эта зараза в самом деле попрет, неважно куда – это будет жесточайший баттхерт для всех, потому что, вообще говоря, не очень понятно, как останавливать ядерную державу, пусть даже и с ржавыми ракетами.

О чем я? Я всего лишь о том, что если бы Крым был у нас в первый раз, еще можно было бы, невинно хлопая глазками и всячески заверяя всех в своем исконном миролюбии, как-то убедить, что это произошло, дескать, «случайно». Но не после Осетии!

С Осетией РФ попросту впустую использовала свой «первый раз – не считается», захватив у заведомо более слабого соседа клочок земли, который нам, повторю, нахрен не нужен. И поэтому наш придуманный «обычный западный политик», мигом прокрутив в голове все, что он знает про «войну с Грузией», захват какой-то Осетии, поднявшийся по тому поводу, но быстро заглохший международный скандальчик – быстро складывает в голове два и два. И получает, что РОССИЯ ПРОДОЛЖАЕТ. В том же духе.

В 2008 отхватила у одного совсем слабенького соседа маленький бесплодный кусок земли. В 2014 отхватила у другого соседа, посильнее, кусок земли намного жирнее. Раз – не считается. Два – уже тенденция. РУССКИМ ПОНРАВИЛОСЬ!! Вот такой делается вывод.

Что бы вы сделали, будь вы рядовым западным политиком, циником без сантиментов и иллюзий? Ответ очевиден, по-моему: «Надо дать русским по рукам так, чтобы у них пропала всякая охота шалить дальше». И это не эмоции – это вполне прагматичная реакция. Которая возникла сразу у ВСЕХ (глобализация, мать ее!).

Вот так и получается: хотели мы, значит, почти рефлекторно «наказать Саакашвили», чувствуя себя абсолютно правыми «в натуре». Наказали. А в итоге через 6 лет после этого получили на Крым «непропорционально жесткую реакцию» и до сих пор удивляемся – «а чё это они?!» А ничо. Был у нас счастливый билетик, но мы его сменяли на счастье «уконтропупить Саакашвили», «потому что он выскочка». С Саакашвили в самом деле разделались – но зато за Крым, уже без счастливого билетика, платим по полной. Собственно, только начали расплачиваться. Такова цена, если поддаешься «нутряному чуйству». Ну его. Головой надо думать. Особенно в политике.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net