Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.09.2015 | Александр Ивахник
В мировое сообщество через сирийский ход
В своих выступлениях на юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент России Владимир Путин и президент США Барак Обама не смогли поступиться принципами. Принципами, характеризующими их подходы к решению наиболее острых международных проблем, включая проблему терроризма. Эти принципы продолжают кардинальным образом различаться. Тем не менее, каждый из президентов, вероятно, держал в уме предстоящую личную встречу, необходимость которой объективно назрела в связи с заметным изменением мировой повестки, и потому избегал крайностей.
В ходе выступлений лидеров России и США на Генассамблее ООН их подходы резко расходились и, казалось, не давали оснований надеяться на продвижение в практическом взаимодействии. Владимир Путин вновь говорил о внешнем вмешательстве в дела государств как источнике международных кризисов, но ни разу при этом не упомянул США. Барак Обама прямо критиковал внешнюю политику России в отношении Украины и косвенно – Сирии, однако уже не называл ее в числе трех главных мировых угроз и выражал готовность сотрудничать в урегулировании сирийского кризиса. Таким образом, возможность не свести личную встречу к обмену хорошо известными упреками была сохранена и, похоже, использована.
Более того, итоги встречи Владимира Путина и Барака Обамы свидетельствуют о том, что заинтересованность в прямом диалоге имела место с обеих сторон, и в ходе личного общения лидеры не были склонны увлекаться риторическими упражнениями. По горячим следам Владимир Путин коротко рассказал о встрече российским журналистам. Он назвал ее «очень конструктивной, деловой и на удивление очень откровенной», сообщив, что американские партнеры достаточно ясно изложили свою позицию по многим вопросам, в том числе по урегулированию ситуации на Украине и по сирийской проблематике и по Ближнему Востоку. «Действительно, у нас, как ни странно, очень много совпадающих точек и мнений по всем этим вопросам. Есть и расхождения, над которыми мы договорились вместе работать, и надеюсь, что эта работа будет конструктивной», – подчеркнул глава РФ.
Касаясь российской поддержки тех сил, которые реально борются в Сирии с терроризмом, Путин заявил, что ни о каких наземных операциях с участием российских войск «речи не идет, и идти не может». А вот участие в воздушных атаках на позиции ИГ возможно. «Мы думаем об этом и ничего не исключаем, но если будем действовать, то в полном соответствии с нормами международного права», – подчеркнул глава РФ. Он отметил, что Россия не откажется от поддержки Башара Асада, хотя и не отрицает необходимость политических преобразований в Сирии.
Владимир Путин сообщил, что Россия и США договорились усилить работу по информационному обмену и координации своих действий в борьбе с терроризмом в ближневосточном регионе. Президент напомнил, что Россия, Иран, Сирия и Ирак уже создали в Багдаде центр коммуникации и координации в борьбе с ИГ, и отметил, что этот центр открыт для участия всех заинтересованных стран. «Есть понимание, что необходимо усилить нашу работу с США на двусторонней основе по этому направлению. Для этого будут продуманы механизмы», – отметил Путин.
В свою очередь, высокопоставленный представитель Белого дома вскоре после встречи охарактеризовал ее как деловую и продуктивную: «Это не была встреча, в ходе которой собеседники пытались набрать побольше очков. Я считаю, что имело место обоюдное желание найти способ разрешения ситуации в Сирии». Он сообщил, что первая половина встречи была посвящена Украине, а вторая – Сирии. По украинскому вопросу президент Обама указал на возможность претворить в жизнь Минские соглашения в течение ближайших нескольких месяцев. Что касается Сирии, то представитель Белого дома отметил, что США не рассматривают военные приготовления России в этой стране как непременно деструктивные, с точки зрения позитивного разрешения кризиса. Отношение администрации к этому вопросу будет зависеть от дальнейших действий российской стороны.
Позже глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что хотя стороны не достигли согласия «по каким-либо особым шагам», но они договорились о продолжении сотрудничества и переговорах между министрами иностранных дел и министрами обороны. Он также сказал о готовности России «пригласить патриотическую сирийскую оппозицию, которая воюет на территории страны, присоединиться к этой скоординированной борьбе». Переговоры Лаврова с госсекретарем Джоном Керри прошли и перед встречей президентов, и на следующий день.
После второй встречи Керри заявил, что США и Россия договорились по «некоторым фундаментальным принципам», по которым должна развиваться ситуация в Сирии. «Есть общая точка зрения, что Сирия должна быть единым, светским государством, что там должен быть осуществлен переход власти», – отметил госсекретарь США. Правда, стороны пока не сумели договориться о том, к чему должна привести смена власти в Сирии. Позже в интервью CNN Джон Керри обозначил существенный сдвиг в позиции США в отношении судьбы Башара Асада, т.е. в главном пункте разногласий с Россией. Вашингтон отказался от требования немедленной отставки Асада и теперь считает, что сирийский президент должен покинуть свой пост в результате «упорядоченного переходного периода». Керри признал, что быстрый уход Асада повлечет «направленный внутрь взрыв» в сирийском обществе, который может только испортить ситуацию. «Нам необходим упорядоченный, управляемый переход, без страха возмездия, убийства и мести», – заявил госсекретарь. Он отметил, что смена лидера должна произойти «в разумные сроки», однако отказался уточнить, о каком времени идет речь. Кроме того, Керри заявил, что более активное вовлечение России в сирийские события является «возможностью» для США сделать шаги к разрешению кризиса.
29 сентября также стало известно, что министр обороны США Эштон Картер распорядился установить каналы коммуникации между американскими и российскими военными во избежание возможных конфликтов в Сирии. «Как обсуждалось на встрече президентов в Нью-Йорке, США и Россия имеют общие интересы по борьбе с ИГ в Сирии. Цель коммуникаций по избежанию конфликтов – обеспечить, чтобы продолжающиеся операции коалиции в воздухе не были прерваны какими-либо будущими военными действиями России, чтобы обеспечить безопасность полетов коалиции, избежать неправильных оценок и расчетов», – уточнил представитель Пентагона.
Судя по всему, Барак Обама, убедившийся в неспособности коалиции под эгидой США разгромить ИГ посредством бомбовых ударов и в крайне низкой боеспособности своих союзников в лице вооруженных отрядов сирийской оппозиции, всерьез заинтересовался инициативой Владимира Путина по активному подключению России к борьбе с ИГ. И, вероятно, на встрече двух президентов в Нью-Йорке было достигнуто согласие в вопросе об участии российской военной авиации в атаках на позиции «Исламского государства».
Об этом свидетельствует поток новостей из Москвы. В среду утром стало известно, что президент Путин внес в Совет Федерации вопрос об использовании контингента Вооруженных сил России за пределами территории РФ, и сенаторы единогласно поддержали обращение главы государства. Чуть позже глава администрации президента Сергей Иванов сообщил, что президент Сирии Башар Асад обратился к руководству России с просьбой об оказании военной помощи, а уже через несколько часов стали поступать сообщения о первых авиаудара российских ВВС по позициям исламистов в Сирии.
Так или иначе, уже очевидно, что визит Владимира Путина на юбилейную сессию Генассамблеи ООН не стал рядовым событием, а принес серьезные последствия. С каким знаком эти последствия в конечном итоге будут оцениваться, сказать пока невозможно. Самостоятельное участие российских ВВС в воздушных атаках на террористов из ИГ вовсе не гарантирует перелома в военном противостоянии в Сирии. Гораздо более мощная авиационная группировка коалиции под эгидой США за целый год существенных результатов не добилась. Кроме того, несмотря на объявленное создание оперативной военной коммуникации возникают риски воздушных инцидентов между самолетами российских и американских ВВС. Однако нельзя отрицать один уже достигнутый результат: Россия вновь вышла на авансцену мировой политики, и держать Владимира Путина в состоянии изоляции у западных лидеров больше не получится.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.