Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

05.10.2015 | Александр Ивахник

Власть и НКО: два шага вперед, один назад

Несмотря на глубокую погруженность в дела, касающиеся судеб мира, президент Владимир Путин 1 октября встретился с членами своего Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Глава государства принял членов СПЧ в Андреевском зале Кремля и беседовал с ними почти четыре часа.

В своем вступительном слове Владимир Путин прежде всего остановился на вопросах финансирования гражданского сектора, некоммерческих организаций. Он отметил, что, несмотря на острые проблемы с экономикой, с бюджетом, руководство страны постарается сохранить ряд программ, которые были начаты и эффективно работают. Речь, в первую очередь, о грантах из президентского фонда, которые в 2015 году составят 4,2 млрд. рублей. Есть и региональные гранты. Президент пообещал, что с Минфином все эти вопросы будут проработаны. Путин также сообщил, что принято решение об учреждении ежегодной госпремии в размере 2,5 млн. рублей за выдающиеся достижения в благотворительной деятельности и такой же госпремии за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности. Кроме того, он объявил о скорой установке в Москве, на пересечении проспекта Сахарова и Садово-Спасской улицы, мемориала жертвам политических репрессий. «Это одна из самых горьких, тяжелых страниц отечественной истории. Но она не менее поучительна для нас, чем страницы побед и триумфов, и требует объективности и ответственности, потому как несет важный урок, важнейший урок нынешнему и всем будущим поколениям», – подчеркнул президент России.

Однако правозащитники, выслушав Путина, не поспешили рассыпаться в благодарностях. С самого начала заседания стало ясно, что у них наболело и что им хочется выговориться в присутствии главы государства, даже без особой надежды на его вмешательство в ситуацию. Говорили о неблагополучном состоянии общества вообще и о давлении силовиков на гражданское общество, об избирательности российского правосудия и нарушениях прав людей, оказавшихся в системе ФСИН, о проблемах избирательной системы, о массовых экологических нарушениях, о полной зависимости от власти журналистов региональных СМИ и т.д. Не в первый раз особое место на встрече правозащитников с Путиным заняла тема НКО – иностранных агентов.

Эмоциональный тон заседанию задал в своем выступлении председатель СПЧ Михаил Федотов. Он отметил, что власть и правозащитники часто не понимают друг друга и объяснил, почему: «Для правоохранителя любой закон, инструкция – это и есть право, которое он призван защищать. Для правозащитника, напротив, закон важен не сам по себе, а как воплощенная в нем справедливость. Он защищает сакральную идею прав человека, и для него это право гораздо выше любых инструкций, даже облаченных в форму закона». Глава СПЧ привлек внимание президента к тому, что «отношение некоторых государственных структур к правозащитникам всё больше напоминает охоту на ведьм, но только с приписками и очковтирательством». В реестр так называемых иностранных агентов уже включены 94 НКО, и абсолютное большинство среди них составляют правозащитные, женские и экологические организации. В качестве примера Федотов привел НКО «Экологическуая вахта Сахалина», которую недавно включили в реестр на том основании, что она получила гранты от Центра дикого лосося и фонда Леонардо Ди Каприо. И это при том что в законе написано, что к политической деятельности не относится деятельность в области защиты растительного и животного мира. По мнению Федотова, Минюст не виноват в подобных казусах – он ведет реестр так, как написан закон. «Это еще раз доказывает, что хорошо написанный закон – это высокоточное оружие, которое попадает точно в цель, а плохо написанный, приблизительно написанный закон – это оружие массового поражения», – подчеркнул глава СПЧ.

Федотов также говорил о тревожных общественных тенденциях, о необходимости снизить уровень недоверия, нетерпимости, агрессии. «Сегодня мы видим, как в обществе происходит эмоциональное выгорание, чреватое непрогнозируемыми эксцессами. Кто бы мог предположить, что группа хулиганов будет громить выставку в Манеже под предлогом оскорбления чувств верующих! Увы, варваризация и утилитарно-политическое отношение к христианству – это закономерный результат нагнетания такой напряженности, как будто в стране идет религиозная война», – поделился своими выводами председатель СПЧ. Другой пример роста агрессии: в 2014 году в России было продано 400 тысяч бейсбольных бит и только один бейсбольный шарик. Нетерпимость наполняет отношения даже между участниками дорожного движения, даже между пациентами и медперсоналом, между сотрудниками и посетителями муниципальных учреждений. «Всеобщее недоверие ко всем, кроме членов своей семьи, ощущение жизни в кольце врагов провоцирует в худшем случае неадекватность и агрессию, а в лучшем – замкнутость и пассивность. С таким настроением процветающую Россию не построишь», – констатировал председатель президентского совета, и вряд ли самому президенту было приятно слышать этот диагноз на фоне официозных утверждений о торжестве духовных скреп.

Критический настрой поддержала уполномоченный по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова, которая сосредоточилась на изъянах отечественной судебной системы. На основе опыта своей работы она пришла к выводу, что «наш обычный гражданин уязвим не только перед лицом преступного мира, но нередко перед самой правоохранительной системой, включая судопроизводство». Независимость судов часто носит формальный характер, состязательность представляет собой видимость, справедливость часто поверхностна, правосудие является избирательным, а приговоры – неадекватны. До сих пор не реализована идея обязательной хотя бы не видео-, так аудиозаписи всех судебных заседаний. Суд присяжных по целому ряду направлений не развивается, а где‑то даже деградирует. Говоря об избирательности правосудия, Памфилова упомянула главную фигурантку скандального дела «Оборонсервиса» Евгению Васильеву и подчеркнула: «Не должно быть ВИП-правосудия и правосудия для всего остального народа, это недопустимо».

Наиболее авторитетная фигура российского правозащитного движения Людмила Алексеева говорила о самом для нее больном – о зачислении НКО в разряд иностранных агентов. Она подчеркнула, что в законе об НКО определены два признака, по которым Минюст зачисляет НКО в агенты иностранного государства: зарубежное финансирование и занятия политикой. На самом деле Минюст исходит из единственного признака: зарубежное финансирование. При этом политикой объявляется не то, что обычно считается политикой, а именно борьба за власть. Политикой считается влияние на общественное мнение или попытка повлиять на решение властных органов. Но ведь любое публичное действие может влиять на общественное мнение.

Людмила Алексеева поспорила и с самим термином «иностранный агент»: «Что значит «агент»? Это тот, кто выполняет чьи‑то поручения. Но мы никаких поручений из-за рубежа не выполняем – мы получаем гранты на собственные проекты, наши организации созданы российскими гражданами, и они работают в интересах наших граждан. «Агенты иностранного государства» – это оскорбление для общественной организации, незаслуженное оскорбление, потому что в общем понимании «агент иностранного государства» – это означает шпион, предатель». С НКО, на которые Минюст навешивает этот ярлык, перестают сотрудничать государственные органы, им отказывают в аренде помещения, суды штрафуют их на сотни тысяч рублей, но у НКО нет средств на выплату этих штрафов. Алексеева выразила общее мнение правозащитников: этот закон для того и принят, чтобы задушить гражданское общество. Она призвала президента России отменить закон об НКО и одновременно заявить, что финансирование НКО состоятельными россиянами, предпринимательскими структурами не навлечет на них недовольство власти, а наоборот, что власть этого от них ждет.

Комментируя прозвучавшие выступления, глава государства практически проигнорировал вопрос об изъянах российской судебной системы, заметив лишь, что надо постоянно думать над ее совершенствованием. Что касается закона об НКО – иностранных агентах, то Владимир Путин отказался его отменить, ссылаясь на то, что в подавляющем большинстве государств действует правило, запрещающее финансировать внутриполитическую деятельность из иностранных источников. Но согласился с тем, что понятие «политическая деятельность» в законе не должно быть размытым, оно не должно быть резиновым, а должно быть единообразно понимаемым. По словам Путина, «под это понятие, если оно нечетко сформулировано, нельзя ни в коем случае подгонять все, что нравится представителям власти, Минюста или кого угодно». Сославшись на присутствовавшего на заседании первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина, он сообщил, что в течение трех месяцев в АП будут сформулированы соответствующие предложения. Также реагируя на слова Людмилы Алексеевой, президент призвал предпринимательские структуры оказывать содействие некоммерческим организациям, в том числе и правозащитным, как бы гарантируя, что за это им ничего не грозит.

По данным «Коммерсанта», в ближайшее время появятся официальные поручения президента по итогам заседания СПЧ. В них будут назначены ответственные за выработку предложений по корректировке закона об НКО. Можно предположить, что предложения будут готовиться во взаимодействии с СПЧ. По итогам этой работы, которая завершится к концу года, поправки в законодательство могут быть внесены президентом в Госдуму. Если в результате поле для произвольных решений правоприменительных органов в отношении НКО сузится, то можно считать, что разговор Владимира Путина с правозащитниками в Кремле прошел не зря. Сами члены СПЧ выражают осторожные надежды на этот счет.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net