Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.10.2015 | Александр Ивахник
Донбасская разрядка
6 октября стало ясно, каков главный результат саммита «нормандской четверки» в Париже. Это отмена местных выборов в ДНР и ЛНР, назначенных на 18 октября и 1 ноября и прямо противоречивших условиям Минских соглашений. На фоне смещения центра тяжести мировой повестки в сторону сирийского кризиса Москва в украинском вопросе смягчила позицию и сделала серьезный шаг навстречу западным партнерам.
Между тем сразу после завершения парижского саммита 2 октября в воздухе висела недосказанность. Понятно было, что удалось договориться о незамедлительном начале реализации достигнутого в рамках минской контактной группы соглашения об отводе вооружений калибром до 100 мм (танков, легких пушек, минометов) в зоне конфликта в Донбассе на 15 км с каждой стороны. По поводу остальных вопросов ситуация оставалась туманной. Как известно, президент Владимир Путин вообще отказался прокомментировать итоги пятичасовых переговоров. Петр Порошенко был крайне немногословен. Франсуа Олланд и Ангела Меркель высказывались осторожно и неопределенно. Из их замечаний следовало лишь то, что в центре дискуссии в Елисейском дворце находились первоочередные политические аспекты процесса урегулирования в Донбассе, такие как проведение местных выборов и осуществление амнистии.
Судя по всему, лидеры двух ведущих государств Евросоюза больше всего опасались, что объявленные руководством ЛНР и ДНР сепаратные местные выборы 18 октября и 1 ноября действительно состоятся, что сделает бессмысленной дальнейшую апелляцию к Минским соглашениям и неизбежно обострит отношения с Россией. Такой сценарий, пожалуй, был бы желателен для Киева, однако для западных лидеров он нес слишком большие риски в условиях, когда Россия внезапно и активно начала самостоятельную военную операцию в Сирии и тем самым резко изменила глобальный геополитический расклад. Но для того чтобы Москва, а вслед за ней Донецк и Луганск согласились на перенос местных выборов, западным партерам Украины надо было предложить что-то взамен. Компромисс был представлен в виде «плана Мореля» – предложений отставного французского дипломата Пьера Мореля, который является координатором политической подгруппы в рамках Трехсторонней контактной группы. Суть плана в том, что местные выборы на неконтролируемых территориях в Донбассе должны пройти по украинскому законодательству (после принятия Верховной радой специального закона об организации местных выборов в этих районах), но фактически под контролем властей ДНР и ЛНР, причем проведению выборов должна предшествовать амнистия.
Комментируя достигнутые на саммите в Париже договоренности, Франсуа Олланд отметил, что условия организации выборов должны быть согласованы всеми сторонами в рамках Трехсторонней контактной группы, а затем утверждены Верховной радой. По его словам, выборы пройдут по украинскому законодательству в течение 80 дней после принятия соответствующего закона, при этом «всем кандидатам должен быть предоставлен иммунитет на время выборов». Президент Франции добавил, что на саммите обсуждался вопрос амнистии, которая «должна иметь место вместе с выборами». Кроме того, из слов Олланда следовало, что «нормандская четверка» отныне допускает продление срока реализации Минских соглашений за пределы 2015 года. «Мы подходим к этапу выборов, и нам необходимо достаточное количество времени, чтобы они полностью соответствовали критериям ОБСЕ, это также может занять больше времени, чем предусмотрено», – констатировал Олланд.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков по итогам саммита высказался в том смысле, что Владимир Путин не мог брать на себя обязательств относительно переноса выборов в самопровозглашенных республиках, но пообещал в течение нескольких дней дать поручение проговорить эти вопросы с официальными представителями ДНР и ЛНР. 5 октября представитель ДНР в подгруппе по политическим вопросам Трехсторонней контактной группы сообщил «Интерфаксу» о том, что перенос выборов «не исключен», подготовлен проект соответствующего решения. По словам источника «Интерфакса», перед переносом выборов необходимо решить две основные проблемы с украинским законодательством: принять закон об амнистии для участников событий на Донбассе и законодательно обеспечить возможность выдвижения на местных выборах кандидатов от общественных объединений, действующих в ДНР и ЛНР.
Однако уже на следующий день было официально объявлено об отмене выборов в самопровозглашенных республиках, хотя никаких сигналов со стороны Киева о готовности пойти на уступки по амнистии и допуску к выборам участников вооруженного конфликта не прозвучало. В заявлении представителей ДНР и ЛНР в минской Контактной группе Дениса Пушилина и Владислава Дейнего говорится: «Мы изучили заявления и рекомендации госпожи Меркель и господина Олланда. Провели сегодня здесь, в Минске, консультации с представителями ОБСЕ и России. Получили указания от наших лидеров Александра Захарченко и Игоря Плотницкого. По итогам этой работы сообщаем о согласии ДНР и ЛНР на перенос выборов с 18 октября и 1 ноября на следующий год».
Новость о переносе выборов свидетельствует о том, что хотя лидеры ДНР и ЛНР могут иметь не во всем совпадающие с Москвой интересы и порой пытаются вести свою игру, по ключевым вопросам их позиция полностью зависит от Кремля. А Кремль в данном случае решил не обострять ситуацию и пойти навстречу ожиданиям Запада. Такое решение вполне понятно, учитывая, что начав военную операцию в Сирии, Россия нуждается в укреплении прямого диалога с Западом. Односторонние действия российских ВВС по поддержке режима Башара Асада и так столкнулись с растущим осуждением со стороны США, НАТО и стран региона, и дополнительный рост напряженности в результате демонстративного проведения донбасскими подопечными Москвы сепаратных выборов российскому руководству сейчас совсем ни к чему. Разрядку на востоке Украины призван подчеркнуть и начавшийся отвод ополченцами ДНР и ЛНР легких вооружений от линии соприкосновения. Впрочем, и Вооруженные силы Украины в этом отношении пока выполняют свои обязательства.
Однако произошедшее не означает, что Москва «отказалась от Донбасса». Просто она предпочла на время оставить мяч на стороне Киева. И вовсе не факт, что Киев этим мячом умело распорядится. Рекомендация западных участников «нормандской четверки» о проведении выборов в Донбассе в соответствии с «планом Мореля» натолкнется на серьезное противодействие в Украине. Президент Порошенко внутри страны будет маневрировать. Пока он лишь признал, что «выборы на Донбассе имеют свои особенности, которые должны быть учтены в законе о выборах», но уже высказался против ряда пунктов этого плана. В частности, уже ясно, что команда президента и правительственное большинство в Верховной раде будут настаивать на возможности участия в выборах более миллиона беженцев из ДНР и ЛНР, переселившихся в другие области Украины, на доступе к выборам всех партий с украинской регистрацией и на свободном доступе украинских СМИ. В принципе по этим требованиям в рамках обсуждений в минской Контактной группе с представителями самопровозглашенных республик возможно найти компромиссы, хотя для этого, безусловно, понадобится немало времени. Но вот требование предварительного разоружения незаконных вооруженных формирований и отказ от амнистии как общего единовременного акта согласия представителей ДНР и ЛНР однозначно не получат. А значит, дискуссии в Контактной группе могут упереться в тупик.
Более того, даже если участникам Трехсторонней контактной группы в Минске все-таки удастся придти к соглашению по основным условиям проведения выборов в Донбассе, это соглашение, вполне вероятно, не получит большинства в Верховной раде. Против выступят не только национал-радикалы, увидевшие в парижских договоренностях капитуляцию Порошенко, но и немало депутатов из фракций правительственного большинства, что в итоге может привести к окончательному развалу правящей коалиции и новым парламентским выборам. Так что, скорее всего, ослабление напряженности в Донбассе – явление временное. Подвешивание ситуации, снижение риска возобновления военных действий на данный момент устраивает и Россию, и Запад. Но надежного пути выхода из украинского кризиса пока не просматривается.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.