Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.10.2015 | Александр Ивахник
Молдавские политические страсти
В Молдавии разразился полномасштабный политический кризис с отчетливым криминальным оттенком. 15 октября по обвинению в коррупции был арестован лидер входящей в правящую коалицию Либерально-демократической партии Влад Филат, который в 2009-2013 годах возглавлял правительство страны. После этого трехпартийный «Альянс за европейскую интеграцию» оказался на грани развала. Одновременно в Кишиневе продолжается уличный протест, участники которого требуют роспуска парламента и смены всего государственного руководства.
Пока еще существующая коалиция трех правых прозападных партий – Либерально-демократической, Демократической и Либеральной – стоит у власти в Молдавии с 2009 года. При этом внутри коалиции периодически возникали острые противоречия, как правило, связанные с распределением важнейших государственных постов: президента (который в Молдавии избирается парламентом), премьер-министра, спикера парламента и руководителей министерств и ведомств, включая правоохранительную и судебную системы. Не было секретом, что ключевыми фигурами за этими противоречиями выступали крупнейшие олигархи Молдавии – заместитель лидера Демократической партии Владимир Плахотнюк, который помимо контроля над Демпартией оказывал влияние также на Либеральную партию и Партию коммунистов, и лидер ЛДП Влад Филат. Что объединяло все три правые партии, так это активная политика, направленная на евроинтеграцию Молдавии.
Конечно, в Евросоюзе отдавали себе отчет в огромном влиянии олигархических кланов на политическую систему Молдавии и в крайне высокой степени коррумпированности судебной системы, но до поры до времени закрывали на это глаза, особенно когда процесс евроинтеграции Украины в ноябре 2013 года дал сбой, приведший в итоге к возникновению украинского кризиса. На этом фоне Молдавия, казалось, успешно продвигалась в сторону Европы. В апреле 2014 года ЕС ввел безвизовый режим с Молдавией для краткосрочных поездок. В конце июня Кишинев подписал с Брюсселем соглашение об ассоциации Молдавии с Евросоюзом, а в сентябре начала действовать зона свободной торговли с ЕС.
30 ноября 2014 года в Молдавии прошли парламентские выборы, которые воспринимались в стране и за рубежом как противоборство проевропейских и пророссийских сил. Трем партиям правящей коалиции на выборах противостояли Партия социалистов и партия «Родина». Лидер социалистов Игорь Додон в 2006-2009 годах был министром экономики и торговли в правительстве коммунистов, а в 2011 году покинул компартию и вскоре возглавил Партию социалистов. Додон является открытым сторонником переориентации Молдавии с Европы на Россию, в ходе предвыборной кампании он выступал за денонсацию соглашения об ассоциации с ЕС и за присоединение страны к Евроазиатскому экономическому союзу. На выборах Москва оказывала партии Додона медийную и политическую поддержку.
«Родина» – это лидерская партия 37-летнего предпринимателя Ренато Усатого, который сделал свой бизнес в России и имеет там тесные деловые и, возможно, политические связи. В политику Усатый пришел совсем недавно – в начале 2014 года, предварительно заработав репутацию мецената. Политическую малоопытность Усатый компенсирует броскими заявлениями и поступками. На парламентских выборах партия «Родина» выступала за то, чтобы дальнейший внешнеполитический вектор страны вынести на всенародный референдум. За несколько дней до голосования «Родину» сняли с выборов, обвинив в использовании незадекларированных средств из-за рубежа. После выборов партия Ренато Усатого была переименована в «Нашу партию».
Партия коммунистов во время парламентских выборов занимала срединные позиции: она не отрицала курс на евроинтеграцию, но заявляла, что в соглашении об ассоциации с ЕС недостаточно учтены национальные интересы, и его необходимо пересмотреть. У Партии коммунистов, чей лидер Владимир Воронин в нулевых годах долго занимал пост президента, довольно сложные отношения с Кремлем. По итогам ноябрьских выборов 2014 года три проевропейские партии получили 55 мест в парламенте из 101, колеблющиеся коммунисты – 21 место, пророссийская Партия социалистов – 25 мест.
Вскоре после выборов в Молдавии разорвалась информационная бомба, детонация от которой до основания сотрясла и продолжает сотрясать политическую конструкцию страны. Стало известно о молдавской «краже века» – выводе в 2014 году из трех крупных банков (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank) посредством необеспеченных кредитов около 1 млрд. долларов, которые затем оказались в оффшорах. Сумма для небольшой и бедной Молдавии колоссальная. Афера привела к острому банковско-финансовому кризису, к резкому снижению национальной валюты и росту инфляции. Однако расследование «кражи века» проходило крайне вяло. В итоге было заведено уголовное дело в отношении молдавско-израильского бизнесмена Илана Шора, контролирующего три вовлеченных в скандал банка. Однако Шор не был арестован, а лишь заключен под домашний арест и в июне даже избрался мэром небольшого городка Оргеев.
В отличие от многочисленных предыдущих коррупционных скандалов «кража века» вызвала мощную реакцию в молдавском обществе, которое было убеждено в том, что в нее замешаны люди на самом верху государства. 24 февраля 2014 года было объявлено о создании гражданской платформы «Достоинство и правда» (ДиП) – пестрого по составу объединения, в которое вошли известные эксперты, юристы, журналисты, бывшие депутаты и чиновники, представители НКО. Отстаивая идею евроинтеграции Молдовы, представители ДиП заявили, что стоящие у власти силы дискредитируют ее, что государство нуждается в освобождении от олигархического влияния и в бескомпромиссной борьбе с коррупцией. С апреля гражданская платформа стала устраивать уличные акции протеста под лозунгами очищения государства.
Выяснилось, что лозунги ДиП встречают массовую поддержку. Митинги в Кишиневе 3 мая и 7 июня собрали десятки тысяч человек. Их участники требовали отставок руководителей Генпрокуратуры, Национального центра по борьбе с коррупцией и Нацбанка в связи в делом о выводе из страны 1 млрд. долларов. Другим популярным лозунгом было уголовное преследование главных олигархов страны Влада Филата и Владимира Плахотнюка, которые для гражданских активистов стали олицетворением коррупции. Именно Филат и Плахотнюк расставляли своих людей на ключевые посты в государственных структурах, через которые идут основные финансовые потоки. Под нажимом общественного мнения в июле зампред Демпартии Владимир Плахотнюк сдал депутатский мандат, но в полной мере сохранил влияние на такие органы, как Генпрокуратура, Национальный центр по борьбе с коррупцией и Конституционный суд.
На «кражу века» отреагировали и партнеры Молдавии на Западе, причем самым чувствительным, материальным образом. Евросоюз приостановил выплаты Кишиневу сотен миллионов евро в рамках соглашения об ассоциации, которые должны были пойти на реформу госструктур и развитие сельского хозяйства). МВФ отказался предоставлять новые займы, а Всемирный банк заморозил свои проекты. США также приостановили финансирование ряда молдавских инвестпроектов. При этом европейцы предельно четко выразили свою позицию и на словах. В августе Генсек Совета Европы Турбьорн Ягланд в своей колонке в The New York Times написал: «За последние шесть лет мало что было сделано для развития экономики Молдавии и ее институтов. Коррупция все так же остается нормой, а государство находится в руках олигархов». Касаясь «кражи века», Ягланд отметил: «Этот скандал стал образцом эпического провала. Мало кто верит, что виновные будут наказаны, а деньги – возвращены». И заключил: «Для начала это захваченное государство следует вернуть гражданам».
С начала осени гражданская платформа «Достоинство и правда» возобновила массовые акции протеста. На митинге в Кишиневе 6 сентября собралось от 40 до 80 тысяч человек. Митингующие требовали ухода с постов первых лиц государства и глав надзорных ведомств, проведения досрочных парламентских выборов и перехода к прямому избранию президента гражданами. Сотни активистов ДиП разбили на центральной площади у здания правительства палаточный городок. 25 сентября к уличным протестам в столице подключились Партия социалистов Игоря Додона и «Наша партия» Ренато Усатого, которые организовали свой палаточный городок по соседству у здания парламента. Пророссийские партии также выдвинули лозунги отставки руководства страны и досрочных выборов.
После долгих отказов говорить с протестующими власть попыталась сманеврировать и 14 октября организовала во Дворце республики «социальный диалог» с гражданским обществом и политиками, чтобы обсудить пути выхода из кризиса. Однако Партия социалистов и «Наша партия» проигнорировали это мероприятие, а руководители ДиП решительно потребовали ухода из политики лидеров парламентских партий, несущих ответственность за подчинение правовых институтов и регулирующих госорганов узкогрупповым интересам. Было также вновь выдвинуто требование увольнения генпрокурора и главы Верховного суда, руководителей Нацбанка, Национального центра по борьбе с коррупцией, Службы информации и безопасности.
15 октября, в первый день осенне-зимней сессии парламента, генпрокурор Корнелиу Гурин с парламентской трибуны вместо ожидавшегося от него объявления об отставке заявил о том, что экс-премьер и лидер Либерально-демократической партии Влад Филат причастен к выводу $1 млрд. из трех молдавских банков и попросил лишить его депутатской неприкосновенности. По словам генпрокурора, Филат получил от контролирующего эти банки Илана Шора $190 млн. Гурин ссылался на показания самого Шора, оформившего явку с повинной. Парламент 79 голосами из 101 (депутаты от ЛДП не голосовали) удовлетворил ходатайство генпрокурора, после чего Филат был задержан сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией и 18 октября арестован судом на 30 дней. До своего задержания лидер ЛДП успел заявить, что за его преследованием стоит зампред Демпартии Владимир Плахотнюк. «Правоохранительные органы страны прогнили до такой степени, что контролируются одним человеком. Это олигарх, вице-председатель Демократической партии Влад Плахотнюк, который сводит со мной счеты», – объявил Филат. В сложившейся ситуации Плахотнюк объявил об уходе с поста зампреда Демпартии.
Сразу после задержания Влада Филата Игорь Додон и Ренато Усатый подчеркнули, что их партии будут продолжать акции протеста до тех пор, пока в Молдавии не будут назначены досрочные парламентские выборы. Партия социалистов внесла в парламент вопрос о вотуме недоверия правительству во главе с представителем ЛДП Валерием Стрельцом. Внесение этого вопроса поддержали и коммунисты, он будет рассматриваться на заседании 29 октября. Голосов депутатов двух фракций недостаточно для объявления недоверия правительству, им необходимо привлечь еще хотя бы 5 голосов. Это вполне реально, учитывая, что арест Влада Филата резко обострил противоречия внутри правящей коалиции. В качестве условия сохранения коалиции ЛДП поставила согласие партнеров на немедленное увольнение генпрокурора и руководителя Национального центра по борьбе с коррупцией, которые как раз занимаются расследованием коррупционных действий бывшего лидера партии. В Демпартии, по-прежнему контролирующейся Плахотнюком, это требование расценили как шантаж и пока окончательно не определились с голосованием по судьбе правительства.
Ясно одно: чем бы ни закончилось рассмотрение вопроса о вотуме недоверия, глубочайший политический кризис преодолен не будет. В результате событий последнего года скептицизм граждан Молдавии в отношении государственных институтов многократно вырос. Согласно опросам, к середине октября лишь 4% жителей страны доверяли президенту Николаю Тимофти и 5% – правительству. Поэтому возможное переформатирование власти при старых лицах мало что изменит. Качественных изменений в молдавской политике можно ожидать только после досрочных парламентских выборов, которые, видимо, состоятся уже в следующем году.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.