Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.12.2015
Сергей Жаворонков: «Если дальнобойщики продемонстрируют достаточную численность своих акций, власти могут пойти на уступки вплоть до полной отмены новых поборов»
Протест дальнобойщиков проходит на фоне невнятной реакции официальных властей, что отличает его от предшествующих аналогичных ситуаций – монетизации льгот, Пикалево и т.п. В чем особенности нынешнего протеста? Что вызвало столь острую реакцию дальнобойщиков и как ситуация будет развиваться в дальнейшем? Об этом «Политком.RU» поговорил со старшим научным сотрудником Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергеем Жаворонковым.
- Чем, на Ваш взгляд, вызвана затянувшаяся протестная кампания дальнобойщиков и относительно невнятная позиция властей?
- Отсутствие внятной реакции власти на протесты дальнобойщиков вызвано тем, что бенефициаром данного процесса является семья Ротенбергов, что делает этот вопрос для власти безумно важным.
Причина, по которой протестуют дальнобойщики, связана с тем, что они эмоционально восприняли изъятие, примерно, трети их дохода. В нынешней экономической ситуации нет возможности резко поднять цены на товары, то есть переложить этот налог на потребителя, как это можно было бы сделать в другой ситуации. Получается, что дальнобойщики должны сократить свою маржу. Сейчас они зарабатывают 80-90 тыс. в месяц, а будут зарабатывать 50-60 тыс. Это серьезное снижение доходов, учитывая, что многие покупали транспорт на кредиты. Многие являются индивидуальными предпринимателями, особенно с Северного Кавказа. Сами брали кредиты, которые теперь нужно отдавать, а тут им говорят «платите больше».
Третье — здесь есть элемент морального унижения и скандальности ситуации. Если бы правительство сказало - «друзья, в силу тяжелой обстановки в стране мы вынуждены повысить налоги», то к данной ситуации отнеслись бы с большим почтением. А тут — почему надо платить Ротенбергам? Хотя бы понятно, что дорогой на Петербург через Химкинский лес — это концессия, поскольку дорога платная. Здесь же предлагается взимать плату за пользование дорогами, построенными в советское время. Причем, платить надо частным лицам, которые, мягко говоря, не ассоциируются с государством и национальными интересами.
- Каковы шансы того, что протесты возглавит одна из парламенских или непарламентских партий?
- Думаю, нулевая. Мы помним, предыдущие массовые протесты по неполитическим поводам — монетизация льгот, строительство нефтепровода рядом с Байкалом, дорога через Химкинский лес, протесты медиков против массовых увольнений — во всех этих случаях получалось так, что партии выражали поддержку постфактум. Но изначально они не были организационным ядром. Само оно рассматривало партии довольно скептически, считая их попутчиками, которые могут немножко покричать, но первичный адресат требований - это исполнительная власть (Путин, Медведев, правительство). Протестующие понимают, что вопросы решаются на этом уровне. Они шантажируют его примерно так — или ты отменяешь налог, или мы выступим против тебя. То есть создают стимул для Путина сделать «win-win situation». Но здесь шансы на такой исход меньше из-за того, что речь идет о финансовых интересах путинского окружения, члены которого являются «королями госзаказа». Тем не менее, такие шансы теоретически есть. Если дальнобойщики продемонстрируют достаточную численность своих акций, власти могут пойти на уступки вплоть до полной отмены новых поборов.
- Насколько реальны шансы такого компромисса?
- Правительство пока не готово к серьезным компромиссам. Максимум на что оно готово пойти — это снижение штрафов. Были предусмотрены запредельные штрафы чуть ли не в 500 тыс. рублей. Ведутся разговоры о временном понижении штрафов до марта, а затем их будут взимать в полном объеме. В общем правительство демонстрирует пока слабую готовность к компромиссу. Но это вопрос президентского уровня. Если Путин сочтет, что овчина выделки не стоит, то будет сделано так же, как с трубопроводом по берегу Байкала. Тогда под телекамеры Путин взял карандаш и нарисовал новый путь для трубоповода.
- Насколько велика вероятность того, что к протестам дальнобойщиков присоединятся другие недовольные?
- Это сложно предсказать. Свержение Сальвадора Альенде в Чили началось как раз с забастовки дальнобойщиков. Он отдал приказ по ним стрелять, чтобы очистить от протестующих дорогу – для вытянутой вдоль побережья страны перекрытие вызвало существенные последствия. Расстрел протестующих легитимизировал военный переворот, потому как свергали как бы не законного президента, а «кровавого диктатора», который убивал дальнобойщиков.
На Украине два года назад протесты начались с совершенно экономически и политически ничтожной темы подписания ассоциации с ЕС. Это соглашение, которое имеют чуть ли не 50 стран в мире, само по себе ничего не значит, не гаранирует вступление в ЕС. Это фикция! Но отказ Януковича от его подписания вызвал информационную волну, которая закончилась свержением президента. Хотя, казалось, повод совсем ничтожный. Мне сложно здесь давать прогнозы. Я считаю, что после событий 2011-2012 годов российское общество понимает, что недовольных много и они могут выйти на площадь, но дальше вопрос — что они будут делать? Если просто ходить с белыми лентами, то ничего не изменится. Но они ведь могут и по-другому поступить.
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.