Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

20.09.2001 | Наталья Назарова

Бюджет: Дума versus Минфин

В Думе активно идет бюджетный процесс. На днях состоялось первое в нынешней сессии заседание Комитета по бюджету. Корреспондент "Политком.ру" продолжает беседовать с депутатами о том, насколько проект бюджета-2002 их устраивает и каков прогноз народных избранников по поводу его судьбы.

Шуба В.Б. (Регионы России)

Бюджетный процесс подробно прописан в бюджетном кодексе.

Первый путь - бюджет будет принят. Второй путь - отклоняется и направляется на доработку в правительство, на что выделяется месяц. Третий путь - может быть отклонен, и создается согласительная комиссия, которая должна прийти или не прийти к какому-то компромиссному решению. Четвертый - сверхрадикальный: Дума отклоняет бюджет и ставит вопрос о доверии правительству. Полагаю, что Дума не пойдет по четвертому пути. Бюджет к нам поступил 26 августа, официально мы приступили к его рассмотрению с участием правительства на заседаниях подкомитета 11 сентября. 19-го мы должны получить заключение комитета ГД для подготовки сводного заключения комитета по бюджету для представления на совет Думы и пленарное заседание.

Мое отношение к бюджету совпадает с отношением большинства коллег: занижены макроэкономические показатели. Объем ВВП должен быть увеличен. Доходная часть бюджета тоже занижена. Оценки здесь разные. Если говорить о консервативной оценке, то занижение находится в пределах 120 млрд. рублей.

Думаю, что правительство в ходе консультаций должно внимательно посмотреть расчеты ГД и до рассмотрения проекта бюджета провести корректировку макроэкономических показателей. Если этого не случится, вероятна возможность отклонения бюджета Думой, и надо будет создавать согласительную комиссию, как того требует закон.

Если правительство не внесет изменений макропараметров до рассмотрения проекта в первом чтении, велика вероятность того, что ГД не примет проект в первом чтении и нужна будет согласительная комиссия.

Сейчас еще сложно говорить о позиции всей фракции - депутаты только сегодня официально вернулись из отпуска.

Динес И.Ю. (Единство)

Если говорить о распределении дополнительных доходов, то оно сохранится, как в проекте, но точная формулировка будет зависеть от позиций правительства.

Я думаю, что в первом чтении правительство не пойдет на увеличение показателей бюджета, и это произойдет во втором чтении. Вопрос об увеличении доходной части бюджета за счет сокращения профицита будет подниматься в первом чтении, но я думаю, что во втором чтении правительство пойдет навстречу депутатам.

Фракция "Единство" будет поддерживать правительство практически полностью. У нас есть свои соображения, и мы считаем, что сможем реализовать их в ходе второго чтения.

Никитин В.П. (Регионы России)

Основная проблема будет на первом чтении. Мой прогноз: правительство примет в большой мере аргументацию депутатов, скорректирует показатели доходной и расходной части бюджета. А после этого процесс пойдет внутри думских процедур. Полагаю, что все будет сделано согласно бюджетному кодексу к ноябрю, и ГД примет этот бюджет. По-моему, никаких трехсторонних согласительных комиссий с участием СФ не будет, все будет достаточно оперативно. А СФ примет без всяких возражений то, что будет предложено Госдумой. Если удастся увеличить в ходе первого чтения сумму доходов таким образом, чтобы регионы получили недостающие средства на социальные расходы, которые им предстоит сделать на повышение заработной платы бюджетникам, и тем самым будут выровнены пропорции между средствами, выделенными субъектам Федерации, и теми, которые остаются в федеральном центре, то после этого и СФ тоже оперативно примет решение.

Чтобы появилась согласительная комиссия, ГД должна не принять бюджет в первом чтении. На мой взгляд, это маловероятно, только если правительство откажется вносить любые коррективы в проект, тогда я не исключаю такого варианта, особенно с учетом опыта 2001 года, когда, несмотря на аргументацию ГД, правительство все-таки настояло на своих цифрах. А в результате получилась значительная часть перевыполнения бюджета. Думаю, с учетом этого опыта депутаты проявят принципиальность. У правительства есть вариант несколько скорректировать свои цифры - и тогда никакой СК не нужно будет.

Группа РР проголосует в зависимости от того, как правительство отнесется к предложениям депутатов и как скорректирует свои цифры. Если оно согласится, пусть не полностью, но в значительной степени, внести изменения в доходно-расходную часть, то группа РР, я считаю, в значительной части поддержит бюджет в первом и следующих чтениях.

Каких-то новых неожиданных сценариев прохождения бюджетного процесса я не вижу. Расклад в ГД достаточно прогнозируем. Чисто гипотетически можно предположить, что последние теракты скажутся на курсе американской валюты, но даже в этом случае никакие пересчеты бюджета не нужны, это можно будет скорректировать в ходе принятия бюджета стандартной процедурой.

Руденский И.Н. (ОВР)

Ничего нового в процессе прохождения бюджета, скорее всего, не появится, все дело в том, как считать. Правительство называет другие, чем депутаты, цифры, и его можно понять, оно перестраховывается, потому что именно ему отвечать за исполнение бюджета. Тем более что все идет по поступательной линии - увеличения доходов. Поэтому правительство как бы перестраховывается, и все с этим соглашаются. Но рамки у этого должны быть разумные. Мы понимаем, что бюджет не может быть увеличен до 200 млрд, но при встрече с Кудриным мы выдвинули предложение о том, что надо увеличить отчисления на сельское хозяйство. Чтобы поддержать пусть небольшой, но подъем сельскохозяйственного производства. Иначе мы опять окажемся на очень низком уровне показателей. Нужно закрепить успех и увеличить отчисления.

То же по дорожному фонду. Когда в прошлом году убирали дорожные фонды, в принципе договаривались, что регионы получат компенсацию из федерального бюджета. Получается, что сегодня регионы немножко теряют. 15-17 млрд на дороги можно было бы добавить.

Сейчас соотношение распределения бюджетных средств между федеральным и региональным бюджетами - 42 на 58, конечно, регионы теряют. Чтобы они не теряли, им нужно компенсировать 15-17 млрд., потому что повышение зарплат бюджетникам в основном ляжет на регионы. Поэтому надо их поддержать.

Говорили о необходимости заложить в бюджет инвестиции на постройку станций метро. Сейчас там заложены минимальные суммы. Плюс негативные последствия террористического акта в Америке - нужно пересмотреть расходы на поддержание правопорядка в стране: добавить 2-3 млрд, чтобы быть готовыми к подобного рода действиям.

Эти предложения были представлены Кудрину на встрече. Мы понимаем, что правительство не может прибавить к бюджету-2002 200 млрд, на чем настаивают депутаты. Но то, что мы предлагаем принять, - реальные цифры, без излишеств, которые всех устроили бы, потому что все депутатские фракции говорят об одном и том же. Поэтому если нашу программу, тот минимум, который мы предлагаем - 57 млрд - принять за основу, это многих устроило бы. В таком случае можно было бы принять бюджет в первом чтении.

Может быть, согласительную комиссию надо было бы создать, собрать руководителей фракций, если правительство пойдет на какие-то уступки, можно было бы договориться с фракциями. Если бы такой механизм согласования существовал, то и бюджет бы тогда прошел.

Если правительство прислушается к нашим предложениям, думаю, мы будем сразу голосовать "за". Я не могу отвечать за другие фракции, но предполагаю, что если правительство учтет такие основополагающие вещи, это будет огромный шаг к принятию бюджета в первом чтении.

Правительство можно понять - 2003 год не за горами, надо накопить определенный резервный фонд: увеличение бюджета в 2003 г. планируется на 5 млрд, а это очень серьезные цифры. А если цены на нефть понизятся, будут выпадающие доходы… В этом отношении мы правительство тоже поддерживаем: нужно страховаться, чтобы безболезненно пройти 2003 год.

Сегодня правительство профессиональное. Было бы просто непатриотично выдвигать какой-то другой, альтернативный вариант бюджета. Правительство уже несколько лет работает с бюджетом, знает свои слабые и сильные позиции. Не нужно ему мешать, нужно дать ему спокойно работать. Тратить время на несколько бюджетов - не дело. Ничего полезного стране это не принесет.

Общее настроение у нас рабочее, конструктивное.

Мы хотим сделать так, чтобы отключить региональное лобби, чтобы они не были лоббистами в прямом смысле. Их нужно заинтересовывать в том, чтобы зарабатывать деньги самим. Но правительство не должно изымать деньги в том объеме, в каком сейчас идет перераспределение средств. Поэтому мы должны поддерживать регионы грамотно, чтобы у них было стремление зарабатывать деньги и они знали, что заработанные средства остаются у них. Главное, чтобы у нас было как можно меньше депрессивных регионов. Необходимо предлагать стимулы. Этот механизм сейчас отрабатывается. Наша задача - создать такой механизм, чтобы им было интересно зарабатывать деньги самим, потому что регионы сами к этому не придут. Это обычная логика: если деньги можно пролоббировать, получить, то тогда идут этим путем - зарабатывать самим всегда тяжелей. С этим согласно большинство депутатов.

Дмитриева О.Г. (независимый депутат)

Думаю, что бюджетный процесс пройдет очень традиционно.

Все согласны с тем, что доходная база бюджета занижена на 300 млрд рублей. Думаю, что где-то в пределах этой цифры ГД будет требовать увеличения доходов и расходов. Правительство не будет соглашаться. А дальше все будет зависеть от политического ресурса правительства: или оно будет пытаться давить на депутатов, продавливать бюджет без изменений, либо пойдет на какой-то компромисс, еще до первого чтения уточнив доходы и расходы.

Готовность правительства идти навстречу здесь больше зависит от позиций групп. "Единство" будет голосовать за любой вариант, это понятно. Дальше будет зависеть от ОВР и "Народного депутата". Если они будут готовы поддержать бюджет без всяких условий, тогда правительство не пойдет на компромисс. Если нет - то оно пойдет на компромисс.

Появление другого варианта бюджетного процесса невозможно. Бюджет по Конституции может предлагать только правительство. Все изменения возможны лишь в соответствии с бюджетным кодексом.

Механизм перераспределения дополнительных доходов еще будет обсуждаться. Как это прописано сейчас - Дума не согласится. Но этот вопрос мы обсуждаем к третьему чтению. Все будет зависеть от того, как договорятся по основным характеристикам бюджета, сколько учтут в основном бюджете, а сколько не учтут.

Согласительная комиссия возникает, если бюджет отклонен в первом чтении, а тут, как я понимаю, не хотят этого допускать.

По моим прогнозам, бюджет пройдет в первом чтении: в том варианте, который внесло правительство, либо в уточненном.

Зубов В.Н. ("Народный депутат")

Есть два варианта прохождения бюджета.

Первый - правительство будет настаивать на том варианте, который есть, - шансы на его прохождение существуют. Но возникнет проблема исполнения бюджета. В таком случае мы вернемся к пересмотру в апреле-мае, но в таком виде бюджет не выполним.

Второй вариант. За время подготовки этого варианта произошли экономически позитивные для нас изменения. Есть возможность, не создавая лишней социальной напряженности в сфере зарплат бюджетников, откорректировать некоторые показатели бюджета и в те же сроки его принять с выгодой для всех участвующих и зависящих от бюджета сторон.

О согласительной комиссии я вообще бы не стал ставить вопроса: правительство еще сейчас имеет право внести коррективы, которые очевидно надо вносить. Очевидность появилась в ходе предварительного обсуждения. Поэтому правительству просто надо поступить более реалистично.

(О возможности уступок со стороны правительства.) Это разумное правительство. Это с одной стороны. С другой - существует общая оценка состояния нашей экономики, наших финансов как со стороны правительства, так и большинством депутатов ГД. Эта ситуация не конфликтная, это ситуация рабочая.

(О распределении дополнительных доходов в новом году.) Нам надо идти не по пути накопления ошибок, а позитивному. Корректировки, сделанные правительством при обсуждении в прошлом году, идут в русле предложений депутатов. Тогда мы успешно приняли бюджет, и он нормально выполняется.

Я считаю, что правительство исходно закладывает правильную конструкцию, создает резерв: спланировало как бы два бюджета - доходы при разной стоимости барреля нефти. Это изначально правильная конструкция. Поэтому само согласование не носит принципиального конфликтного характера. Оно рабочее, как в прошлом году, так и в этом. Состав ГД адекватен, он корреллирует с составом правительства, процедуры доказали свою жизненность.

Как всегда, будет сильно противостоять фракция КПРФ, но позиция коммунистов, на мой взгляд, отстала от жизни. Сейчас у них нет позитива. Поэтому их позиция не сильно влияет на общую позицию ГД. К тому же те, кто работает в финансовых комитетах, - достаточно разумные люди, они свои позиции могут аргументировать. Для меня они соратники по бюджетному процессу. Но в целом КПРФ будет против, опираясь на какие-то идеологические посылки, не предлагая никакой альтернативной замены.

Не знаю, как поведут себя фракции СПС и "Яблоко", именно фракции, а не отдельные депутаты. А такие фракции, как "Народный депутат", "Отечество", "Единство", большинство "Регионов России", будут стараться принять проект бюджета, полемизируя по отдельным составляющим, даже по принципиальным вопросам. Но они настроены не использовать бюджет для политической конфронтации, а сделать более предсказуемой финансовую политику страны. Более понятной людям, и самое главное - выполнимой.

Сухой Н.А. ("Народный депутат")

Решение об изменении макропоказателей выдвинуто на заседании подкомитета по бюджету. Это предложение внесено в правительство - увеличение показателей, за ВВП тянутся сразу все остальные. Я считаю, что депутаты сумели доказать, что расчеты показателей бюджета по ВВП занижены и есть ресурсы для увеличения доходной части бюджета, чтобы направить эти деньги в реальную экономику. В рассматриваемом варианте бюджета есть укрепление государственной власти, силовых структур. Увеличение зарплаты - это как положительные факты, достаточно комфортное обслуживание госдолга. Но средства на развитие экономики, аграрного сектора с учетом реальной инфляции ниже необходимого уровня.

Думаю, ничего сложного даже и с согласительной комиссией. Сейчас на рассмотрении присутствуют члены СФ, ГД, правительства. Весь триумвират, который работает в согласительной комиссии, действует, можно это оформить формально. Формальная возможность может быть реализована, если правительство согласится с расчетом депутатов.

Мы уже выработали конкретные предложения правительству и, как в прошлые годы, на уровне согласительных процедур найдем решения. Сегодня будет уже конкретный разговор: бюджет внесен. Мы его читали, обсуждали. Теперь речь идет о конкретных договоренностях.

Устраивает ли представленный вариант бюджета? Нет, конечно. Есть ряд серьезных конструктивных замечаний - от общих макроэкономических показателей до конкретных статей расходной и доходной частей. Считаю, что ресурсы по доходной части могли бы быть больше.

Впереди еще большая работа. Остаются еще вопросы по обслуживанию долга. Недостаточные средства вкладываются в реальную экономику, значительная часть их идет на обслуживание государственного аппарата. Обо всем этом будет идти речь.

Мой прогноз таков - бюджет будет принят в первом чтении. Мы надеемся, что правительство разумно подойдет к тем замечаниям, которые вынашиваются в ГД, внесет коррективы, и мы найдем компромиссное решение. Это мое личное ощущение. Оно основывается на том, как складывается обсуждение бюджета, в котором я ежедневно принимаю участие.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net