Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

17.09.2001 | Сергей Михеев

Год Госсовета

Год назад создание Госсовета рассматривалось как вынужденная уступка губернаторам, в ходе федеративной реформы терявшим былые полномочия. После принятия "федеративного пакета" неудовлетворенность региональных лидеров была очевидна. Впрочем, не исключено и то, что легкое прохождение реформистских законов через Совет Федерации объяснялось обещанием Кремля создать новый орган представительства регионального руководства в федеральном Центре.

Кроме того, губернаторы были и остаются слишком влиятельными политическими игроками, особенно у себя в регионах, чтобы Кремль мог выпустить их из своего поля зрения. Встречи с губернаторами позволяли федеральной власти постоянно "держать руку на пульсе" событий еще при зарождении противоречий и оперативно реагировать на демарши губернаторов.

Таким образом, главной задачей Кремля при учреждении Госсовета было создание квази-Совета Федерации - нового органа, который отводил бы деструктивную энергию региональных элит в безопасное русло. При этом ГС был, по сути, декоративным фасадом: имея высокий статус (консультативный совет при президенте), он не имел никаких полномочий и являлся "колоссом на глиняных ногах", поскольку его деятельность оформлена указом президента, действие которого в любой момент может быть прекращено. Вместе с тем, губернаторы рассчитывали, что "триумфальное шествие" Кремля в российской политике в ближайшее время будет заторможено, если не оставлено, и им удастся получить ощутимую компенсацию за утраченные полномочия.

Теперь, с высоты прошедшего года можно констатировать, что федеральный Центр успешно решил поставленные задачи. Более того, Госсовету нашлось новое применение. Если ранее в Кремле были заметны опасения возможных коллективных выступлений губернаторов против федерального Центра, то теперь они полностью сняты. Госсовет целиком подконтролен Кремлю: ключевым образованием в этом органе служит президиум из семи губернаторов, который сменяется раз в полгода по указу президента. Благодаря этому Кремль гарантирован от солидарных выступлений (семь губернаторов представляют семь различных федеральных округов, т.е. не являются ближайшими соседями и потому, как правило, не связаны тесными узами политико-экономических отношений), оставляя за собой право выбирать членов президиума по своему усмотрению. Механизм ротации стал способом поощрения губернаторов и приближения их к Кремлю, что порождает негласную конкуренцию за членство в президиуме Госсовета.

Кремль нашел удачное применение Госсовету, который активно участвует в обсуждении важнейших социально-экономических реформ. Одобряя тот или иной проект, губернаторы разделяют с федеральным Центром ответственность за реформы. Далее на них фактически возлагается обязанность разъяснения смысла принятых мер населению, что не позволяет региональным лидерам отстраниться, как раньше, от выносимых в Центре решений и огульно критиковать их.

Создание Госсовета повлекло и другое, крайне удобное для Кремля следствие. В лице ГС президент обрел противовес финансово-макроэкономическому блоку кабинета, который настаивает на форсировании либеральных реформ, не считаясь с обострением социальной обстановки. Таким образом, президент получил возможность затормозить реализацию реформ, опасных для его рейтинга, но не выглядеть при этом противником либеральных преобразований.

В то же время нынешнее положение дел может измениться. Интрига вокруг будущего Госсовета сохраняется. Он все еще рассматривается большей частью политических групп как временный орган - если не в плане сохранения, то по объему полномочий. В этой связи выделились политические группы, лоббирующие усиление Госсовета, настаивающие на его ослаблении или же отстаивающие статус-кво.

Изменилось и число игроков, имеющих и защищающих свои интересы. К двум прежним - Кремлю и региональным лидерам - добавились новые члены Совета Федерации, председатели региональных законодательных собраний и представители отечественного бизнеса.

Еще одной заинтересованной стороной, пока, однако, не вмешивающейся в борьбу за будущее Госсовета, являются председатели региональных Законодательных собраний. Они были в наибольшей степени "обделены" в ходе федеративной реформы. Прежде, как и губернаторы, они в силу занимаемой должности являлись членами Совета Федерации, но постепенно утрачивают этот статус, не получая ничего взамен. И это при том, что роль Законодательных собраний в региональной политике неуклонно повышается, поскольку провинциальные парламенты нередко выступают альтернативными центрами власти в регионах и пытаются влиять на политическую ситуацию. Учитывая это, Кремль стремится включить председателей Законодательных собраний в орбиту своего влияния. Уже работает Совет председателей парламентских ассоциаций семи федеральных округов. Не исключено, что федеральный Центр создаст отдельный орган представительства глав региональных Законодательных собраний или введет их в состав Госсовета.

В ближайшее время ожидать усиления Госсовета не приходится. Его нынешнее положение устраивает Владимира Путина. Более того, влиятельные политические игроки настаивают на ослаблении ГС. Усилению Госсовета препятствуют и более серьезные обстоятельства. Для отстаивающих усиление ГС групп было бы идеальным внесение положения о нем в российскую Конституцию. Однако Кремль в ближайшее время не пойдет на изменение Конституции, поскольку это неизбежно вызовет обострение политической ситуации и войну между субъектами российской политики за полномочия. Поэтому сторонники усиления ГС рассчитывают на принятие федерального закона о Госсовете. Но такое развитие событий также маловероятно, так как это связало бы руки федеральной власти и сделало бы Кремль заложником придуманного им консультативного органа.

Не слишком вероятным представляется и серьезное ослабление Госсовета. Пока обоснованных сомнений в необходимости его работы не высказано. Губернаторы все еще рассчитывают на расширение своих полномочий, а федеральная власть извлекает из существования ГС весомые политические выгоды. Кроме того, ослабление или ликвидация этого органа может повлечь обвинения Владимира Путина в непостоянстве и отсутствии четкого видения ситуации. Поэтому в ближайшей перспективе прежние место и роль Госсовета в российской политике, скорее всего, сохранятся.

Наряду с итогами работы Госсовета в целом было бы уместно подвести итоги работы его второго президиума, назначенного указом президента в марте 2001 г. В первой половине сентября ожидается очередная ротация его состава. Эффективность работы настоящего президиума можно оценить на уровне 50%. Такой результат имеет объективные основания. К примеру, главе Ханты-Мансийского автономного округа Александру Филиппенко, взявшемуся за проблемы ТЭК и недропользования, было нелегко повлиять на сложившееся положение вещей. Недропользование и ТЭК находятся в сфере ведения правительственных ведомств, прежде всего Минприроды и Минэнерго, которые не заинтересованы во вмешательстве в их дела. При этом членство Филиппенко в президиуме ГС совпало с назначением на должности глав Минприроды и Минэнерго новых министров - Виталия Артюхова и Игоря Юсуфова, которые немедленно развили бурную деятельность по расширению своих полномочий.

Повлиять на реформу системы разграничения полномочий между Центром и регионами у взявшегося за это президента Башкирии Муртазы Рахимова тоже не было возможности. Этот вопрос отошел в ведение комиссии под руководством заместителя главы АП Дмитрия Козака, который был наделен президентом соответствующими полномочиями.Совершенно не было заметно деятельности главы Еврейской автономной области Николая Волкова. Возможно, это связано с тем, что общее внимание было приковано к Земельному кодексу, который летом обсуждался Государственной Думой.

Параллельно борьбе за будущее Госсовета развивается интрига вокруг кадрового состава его нового президиума, назначения в который состоятся в сентябре. Несмотря на не особенно высокий (незаметный и временный) статус этой должности, назначение того или иного губернатора может быть истолковано как знаковое, и подтвердить в глазах наблюдателей, например, победу на федеральном уровне противников или сторонников какого-либо полпреда. Однако ожидать сенсационных назначений не стоит. Центр пока не рассматривает возможности нового усиления губернаторов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net