Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

25.07.2001 | Денис Бояринов

Приключения "электроники"

В последнее время федеральную целевую программу "Электронная Россия" пресса не оставляет своим вниманием. Тема весьма актуальная, что и говорить. Выводы, которые делают СМИ, в принципе, верны: "информатизация всей России" - дело более чем полезное и давно уже необходимое. К сожалению, многие из масс-медиа забывают добавить к своим хвалебным виршам, что федеральная программа реализует большинство поставленных задач и преумножит богатства земли русской только в том случае, если будет значительно откорректирована. В том виде, в котором она существует сейчас, шанс на выживание у нее минимальный.Множество проблем, которые запросто могут помешать воплощению благородного замысла авторов ФЦП, весьма закономерное явление. Они напрямую следуют из государственного заказа на создание программы и "скромных" целей, которые в ней заложены. "Электронная Россия" более всего походит на ребенка, на которого давит гнет наследственных заболеваний и огромных родительских ожиданий.

Как прокомментировал создание программы, глава ФЭП, Глеб Павловский: "Проект "Электронная Россия на 2002 - 2010 гг." относится к созданию инфраструктуры, а все, что относится к созданию инфраструктуры амбициозно." К сожалению, амбиции превращения России в прозрачное государство с электронным управлением большей частью бездумно позаимствованы из аналогичных зарубежных программ. Но то, что для Европы и Америки является реалиями, для России выглядит скорее как экзотика. Все же российский социум нельзя назвать готовым к принятию идеи тотальной виртуализации власти. По самым оптимистичным подсчетам, нерегулярная аудитория интернета, то есть люди, которые хотя бы раз побывали там и имеют хоть какое-то о нем представление, составляет всего лишь около 6 миллионов человек. Гораздо более значимыми представляются способы вовлечения в интернет как можно большего количества граждан РФ, отраженные в еще одной ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 - 2006 годы", которая является то ли неотъемлемой частью "ЭлРоса", то ли близкой по духу программой-попутчицей. Тем не менее, созданию благоприятной интернет-атмосферы в обществе стоило бы уделить в "Электронной России" в десять крат большее внимание.Как бы то ни было, самые первые опасения, которые приходят на ум при знакомстве с текстом ФЦП, что, как всегда, на добрые дела не хватит денег. Всего на "Электронную Россию" планируется потратить 76 миллиардов рублей, из которых 51 процент планируется взвалить на плечи федерального центра, 30 извлечь из региональных бюджетов и еще 19 процентов должны найтись во внебюджетных источниках. К сожалению, программа "Электронная Россия", одобренная правительством РФ, это далеко не то же самое, чем могла бы быть целенаправленная политика государства в области информатизации страны. Так что для ФЦП, финансируемой по остаточному принципу, появление хоть каких-то средств в активах - большое счастье. Самый загадочный источник денег для "ЭлРос" - это, конечно же, внебюджетный. На что рассчитывали создатели программы, когда отводили под него 19 процентов, непонятно, ведь привлечь к федеральной программе частного инвестора представляется проблемой, сравнимой по масштабам с проблемой изыскания свободных денег в государственном кармане.

По поводу "Электронной России" также весьма распространено мнение, что приобщение госчиновников к современным информационным технологиям окончится обогащением их домов предметами роскоши. Данная проблема беспокоит только основную массу небезразличной к ФЦП публики, поскольку у людей, знающих о российском административном аппарате не понаслышке, такое развитие событий не вызывает ни малейших сомнений. Например, Ирина Хакамада на круглом столе "Дыши он-лайн!", посвященном перспективам развития Интернета в России, высказала мысль о том, что большая часть средств, поступаемых на счета ФЦП, будет осваиваться совсем не так, как мечталось бы создателям программы из Высшей школы экономики. В этом она большого вреда не видит, поскольку предназначенные к разворовыванию средства, разворуют так или иначе, независимо от каких-либо целевых программ. Как метко подметил Антон Носик, президент ОАО "Рамблер Интернет Холдинг", в своем комментарии для нашего журнала, вопрос не в том, сколько денег украдут, а в том, "что именно построят на оставшиеся".

Кандидатуры прорабов "Электронной России" тоже вызывают изрядную долю скепсиса. Как верно заметил на уже упоминавшемся круглом столе Анатолий Карачинский, у государства на данный момент нет на службе людей, которые хорошо ориентировались бы в современных информационных технологиях. Общая координация проведения федеральной программы отдана в руки Министерства связи и информатизации во главе с Леонидом Рейманом. Минсвязи может оказаться полезен ФЦП только на стадии разработки нормативных актов. Может быть, поэтому в программе актам и концепциям уделено самое пристальное внимание, в ущерб практическим решениям. Есть опасения, что "Электронная Россия" под руководством Реймана, сделав первые шаги, так и не научится ходить самостоятельно. Впрочем, существуют и другие точки зрения. Например, Антон Носик считает, что Леонид Дододжонович и его ведомство способно на должном уровне решать технические задачи. "Каков был бы Герман Оскарович в качестве информатизатора всея Руси, ума не приложу" - говорит президент "Рамблера". Напомним, что изначально роль основного координатора программы отводилась Министерству экономического развития и торговли.

Минимальные требования, которые следует предъявить к ФЦП "Электронная Россия", по выражению Антона Носика, это необходимость "проводить если не тендеры, то, по крайней мере, экспертизу потенциальных коммерческих партнеров." Только таким образом можно избежать вероятности возникновения "альтернативного госинтернета рядом с коммерческим". Но, как показывает, например, практика освоения недр России, даже тендер на проведение работ не дает гарантий от оплаченного лоббирования интересов какой-либо компании, из числа участвующих в конкурсе.

Есть и более радикальные способы придать "Электронной России" жизнеспособности. В конечном счете, все проблемы федеральной программы заключаются в ее государственном происхождении. А значит избавляться от них надо методом постепенного отчуждения ФЦП от государства. Было бы разумно отдать российскому электронному бизнесу часть полномочий по управлению "Электронной Россией" пропорционально количеству инвестиций, внесенным этим самым бизнесом в фонды программы. Таким образом, потери от воровства и ошибок в управлении можно было бы свести к минимуму, а кроме прочего, можно было бы наполнить загадочные 19 процентов внебюджетных фондов. Вопрос в том, как можно организовать взаимодействие русских предпринимателей в области информационных технологий и государства. На круглом столе "Дыши он-лайн", Ирина Хакамада адресовала подобный вопрос присутствовавшим представителям бизнеса, но ответа так и не получила. Не потому, что предпринимателям эта проблема безразлична, а потому что они не знают, как подступиться к российской власти. Остается надеяться, что государство само сделает шаг навстречу.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net